И тут же из глубин памяти пришло воспоминание о другой встрече - уже с самим автором этих картин. Она произошла весной 1971 г., но не на его родине, в Уфе, и не в Башкирии, а в Москве, на первой в истории отечественного изобразительного искусства выставке произведений художников автономных республик, областей и округов Российской Федерации. Естественно, на ней широко было представлено и творчество художников Башкортостана - около 200 работ, ставших своего рода "изюминкой" столь обширной и богатой разнообразными творческими почерками экспозиции. Выступая на вернисаже, известный график из Якутии Афанасий Мунхалов так прямо и сказал, что на него "особенно сильное впечатление произвела живопись башкирских художников - яркая, сочная, со своим особым колоритом". Среди этих "ярких" и "сочных" работ достойное место занимали и полотна Рашида, по поводу которых также было сказано немало теплых слов и коллегами автора, и просто зрителями.
Но, помнится, меня помимо чисто живописных качеств этих картин больше всего поразило, насколько сам живописец даже внешне, не говоря уже о характере, похож на героев своих произведений: такой же простой, жизнерадостный, веселый, общительный, любящий хорошую шутку и розыгрыш. И хотя к тому времени Рашид Мухаметбареевич уже был признанным мастером, одним из самых известных в Башкортостане живописцев, лауреатом премии имени Салавата Юлаева, заслуженным художником РСФСР, автором многих портретов и жанровых картин, ставших сегодня классикой башкирского изобразительного искусства, во всем его облике и поведении ничего не было от "мэтра". Наоборот, встреть его где-нибудь на улице, ничем не отличишь от героев его полотен.
ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕР! Когда я поделился своими наблюдениями с другом и коллегой Рашида, с известным башкирским художником Борисом Домашниковым, он как-то по-особому тепло улыбнулся и сказал: "А что Вы хотите? Рашид вырос среди этих людей. Потому и сам, плоть от плоти, как они - простой и ясный, как в жизни, так и в искусстве. Он даже свои персональные выставки зачастую предпочитает устраивать в рабочих клубах или в домах культуры".
Рашид Нурмухаметов и сам родился в семье рабочего из Уфы, который, кстати, тоже не было чужд чувства прекрасного: любил на досуге каллиграфическим почерком выписывать буквы. У будущего художника страсть к рисованию проснулась рано. А вообще его путь к вершинам искусства был типичным для многих выходцев из этой республики, которая до начала ХХ века совсем не имела своих профессиональных художников (первая небольшая выставка изобразительного искусства там была устроена лишь в 1916 г.). Сначала это были три незабываемых года занятий в изокружке уфимского Дома пионеров, где под руководством художника-энтузиаста В.Сарапулова они постигали азы рисунка и живописи, часто ходили на ипподром рисовать лошадей, развивали свое воображение. Позже, в 1940 г., после окончания семилетки, он поступает в местное театрально-художественное училище (ныне училище искусств). Но едва успел окончить 1-й курс, началась Великая Отечественная война. Два старших брата добровольцами ушли на фронт. Его училище закрыли. И он, пятнадцатилетний пацан, пошел на авиационный завод работать испытателем моторов.
А когда в 1945 г. война закончилась и училище открыли вновь, одним из первых туда вернулся Рашид. Многое ему дали в тот период не только учеба, но и само общение со своими преподавателями: с Александром Тюлькиным - учеником знаменитого Николая Фешина, а также с таким тонким знатоком живописи, как Порфирий Лебедев. Последний, по словам самого Рашида, сыграл решающую роль в формировании как художника не только его, но и того же Бориса Домашникова и многих других сегодняшних мастеров изобразительного искусства Башкортостана. "Порфирий Маркович покорял нас своей взволнованностью, преданностью искусству, - вспоминал уже в зрелом возрасте Рашид Мухаметбареевич. - Раздавался звонок, заканчивались занятия, а учащиеся не расходились, продолжали слушать своего учителя".
Немудрено, что после училища многие из них, в том числе и Рашид, прямиком шли поступать в московский Суриковский, успешно выдерживали творческий конкурс и затем постигали тайны мастерства у таких преподавателей, как профессор Глеб Смирнов, академик Василий Ефанов, профессор Владимир Цыплаков, ныне ставший знаменитым мастером Дмитрий Жилинский и другие. Казалось, там сама атмосфера делала из человека с божьей искрой, каким был Рашид, подлинного мастера. "Еще в студенческие годы Нурмухаметов выделялся чувством композиции, - позже отзывался о нем академик Ефанов. - Став художником, он показал себя хорошим композитором и портретистом".
Уже на студенческой скамье Рашид начинает активно участвовать в выставках. И не только у себя в Уфе, но и в Москве. Так, в 1952 г. написанные им портрет и пейзаж выставлялись на всероссийской выставке художников в столице. В 1953-1954 гг. он - участник выставки лучших работ студентов художественных вузов страны в Академии художеств. В 1955 г. открывается его первая персональная выставка в Уфе. В том же году десять работ молодого художника во время декады башкирской литературы и искусства экспонировались на выставке произведений его земляков в столице. В 1958 г. он участвует сразу в трех выставках: одной всероссийской и двух всесоюзных. Затем без кандидатского стажа, какой полагался в те годы, его принимают в члены Союза художников СССР.
Вернувшись в родную Уфу, он много ездит по республике. Без устали, все больше и больше увлекаясь, жадно пишет "натуру", работает сразу над несколькими портретами. Как правило, его творения всегда находятся на стыке жанров. Даже созданные им портреты условно можно разделить как бы на две группы - написанные в интерьере и пейзаже, в окружающей нас природе. Кроме портретов, пейзажей, натюрмортов из-под его кисти выходит и немало жанровых картин. Это - "Чехов в Башкирии", "Родные просторы", "Легенда о батыре", "На просторах Урала", "Жертвы шариата" и другие. И все эти работы прямо-таки излучают любовь к родной земле, ее людям, к окружающей природе. Диапазон его творческих интересов необычайно широк: от создания образов деятелей искусства и литературы до рядовых колхозниц и студенток. Годами он даже осуществлял персональное шефство над эстетическим воспитанием жителей Абзелиновского района. Итогом этого шефства стала целая серия работ, посвященных сельским жителям - душевно здоровым людям, национальное своеобразие которых художник старался выразить не только в индивидуальных чертах лиц, но и в энергичном цветовом решении картин, корни которого восходят к башкирскому народному декоративно-прикладному искусству.
И все же предметом особого интереса, вслед за его старшим другом и коллегой Владимиром Андреевым, посвятившим все свое творчество нефтяникам Башкирии, для Рашида Нурмухаметова стали его земляки - добытчики "черного золота". Им было посвящено и одно из самых первых его произведений - дипломная работа "После трудового дня". А из бесчисленных поездок в Туймазы, Ишимбай, Шкапово он привез монбланы этюдов и на их основе создал целую серию запоминающихся портретов нефтяников: "Бурильщик Гафур", "Мастер Андрияшин", "Буровой мастер Полилов", "Хозяин "черного золота", "Бульдозерист Ризван" и другие. Каждый из них - не просто изображение конкретного человека с его сугубо индивидуальными самобытными чертами, но и как бы образ души портретируемого. А еще в каждом из них проступает и вещая душа самого художника, влюбленного в этих людей. Поэтому и его персонажи одаривают нас улыбками или заставляют углубиться в свои думы.
Вершинным достижением Рашида Нурмухаметова среди его полотен о добытчиках "черного золота" стал огромный холст "В нефтяном крае" (его мы и выставили сегодня в экспозиции нашего "Музея одной картины"). Это произведение тоже строится как групповой портрет в рост с фигурами в полторы натуры. Сдержанная, несколько суровая по цвету (в ней преобладают темно-зеленые, синие и коричневые тона) картина являет собой обобщенный образ людей этой на редкость мужественной и так необходимой для нормальной жизни всех нас профессии. В многоговорящей работе, как в фокусе, собран весь предыдущий опыт живописца Рашида Нурмухаметова, все его мастерство. "В нефтяном крае" как небо от земли отличается от "После трудового дня" - его первого холста на нефтяную тему, пассивно-созерцательного, с несколько рыхлой формой. А здесь и сама живопись на редкость плотная, крепкая, каждый мазок точен и смел, а вся картина колористически целостна. Да и сами персонажи, несмотря на их обобщенность, далеки от схематизма, чем грешили в те годы тематические картины многих авторов о рабочих или тех же нефтяниках. У каждого из них сугубо индивидуальные и ярко выраженные черты. Да и объединяет их, как сами видите, не беседа, не разговор как таковой, а нечто большее: общие помыслы, общие заботы. Индустриальный пейзаж, на фоне которого изображены нефтяники, еще более подчеркивает напряжение их работы.
…Вот уже без малого 25 лет, как Рашида Нурмухаметова нет с нами. Тяжелая и безжалостная болезнь слишком рано вырвала из его руки кисть, а самого Мастера свела в могилу. Но я до сих пор не могу поверить, что этой вещей души больше нет на Земле. И когда, бывая в Башкортостане, навещаю нефтяников ли, сельских жителей или своих друзей художников, писателей, артистов в их стольном граде, мне до галлюцинаций кажется, что вот-вот из-за угла дома, как бывало, выйдет Рашид, как всегда веселый, приветливый, с его неизменной улыбкой, и позовет в гости, к себе в мастерскую. Я просто не в силах представить Башкортостан без этого человека. И чтобы уж совсем не загрустить, обязательно иду в Нестеровский музей, в постоянной экспозиции которого радуют глаз и греют сердце его нестареющие полотна.