Московский Манеж.В центре Москвы рядом с древними стенами Кремля, его островерхими башнями, церквами и колокольнями расположилось огромное здание. Аркада окон и дверных проемов, оформленных колоннадой тосканского ордера, подчеркивает его протяженность и величину. Глухие отрезки стен между колоннами на углах выявляют мощный массив здания. Это Манеж, сооружение, предназначенное для тренировки лошадей, обучения верховой езде, для смотров и парадов. В нем чувствуется перекличка с героикой античного искусства, воспевающего гражданскую доблесть.

Являясь первым зданием в Москве периода позднего классицизма, Манеж был построен в память событий войны 1812 года, став символом великой победы русского народа. Он и Триумфальная арка О. Бове, военные провиантские склады В. Стасова отразили изменение ситуации в русском искусстве XIX века, когда появилась новая тема. Классицизм с его принципами монументальности, простоты и логической ясности вступил в завершающую фазу развития, набирал силу, изменяясь сам и изменяя облик городов. Особенно широк был размах строительства в Москве после пожара, уничтожившего две трети всех домов.

Для того чтобы направить стихийную застройку Москвы и ее восстановление в единое русло, в 1813 году создается специальная Комиссия для строений. Большую роль в работе Комиссии играл Осип Иванович Бове (1784 — 1834), ученик М. Казакова и Ф. Кампорези, фактически ставший главным архитектором города. Он стоял во главе «фасадической части», то есть ведал внешним видом зданий. Главное место в своих заботах Комиссия отводила созданию общественного центра. Если бы пожар случился на десятилетие раньше, в пике внимания оказался бы императорский дворец или подобное ему сооружение. После 1812 года одним из таких центров становится целый комплекс — Александровский сад с гротом, университет с полуротондой церкви и Манеж. В то время это был наиболее московский из всех ансамблей, так как его строения выделялись большим разнообразием форм, той свободой, которая всегда являлась характерной чертой города в отличие от более официального Петербурга. Цельность комплексу придавала пространственная связь и общая система дорического и тосканского ордеров, так любимых русскими архитекторами за простоту и монументальность.

Разрез и перспектива внутреннего вида Манежа со схемой конструкций. Перо, тушь. Начало XIX века.

Разрез и перспектива внутреннего вида Манежа со схемой конструкций. Перо, тушь. Начало XIX века.

Первоначально не предполагалось столь близкого соседства Манежа с Кремлем и университетом — военным хотели отвести место подальше от центра науки. Но благодаря поддержке властей Манеж получил место у Троицких ворот. До недавнего времени авторами проекта Манежа считались А. Бетанкур и О. Бове, однако в результате новых исследований установлено, что в 1817 году А. Бетанкур, руководивший Комитетом для строений и гидравлических работ в Петербурге, крупнейшей строительной организацией XIX века, поручил своему земляку О. Монферрану, назначенному начальником чертежного Комитета, представить планы строений Манежа в Москве. Непредсказуемы все-таки перипетии истории — активный участник наполеоновских войн, награжденный орденом Почетного легиона, принявший решение покинуть родину из-за реставрации власти Бурбонов, связывает судьбу с Россией, разгромившей Наполеона, и проектирует в Москве здание, прославляющее эту победу! Более того, основные произведения Монферрана — Исаакиевский собор и Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурге, составили славу русской архитектуры.

Итак, автор проекта Манежа — О. Монферран. Осуществлял же строительство и проектировал конструкции А. Бетанкур. Он решил уникальную строительную задачу, перекрыв без внутренних опор почти 45-метровый пролет. Прямоугольное в плане, длиной 174 метра здание, шириной 45 и высотой 11 метров, имеет плоский потолок, подвешенный к стропильной конструкции. О. Бове не принимал участия в проектировании и строительстве Манежа — он был привлечен лишь в 1824 году, через семь лет после официального открытия в декабре 1817 года в связи с перестройкой кровли, давшей сильные трещины стропильных ферм из-за неправильности некоторых расчетов и спешности строительства. Был объявлен конкурс на проект декоративного убранства, в котором приняли участие многие архитекторы, в том числе и Монферран. Но его проекту, дорогостоящему и усложненному, предпочли проект О. Бове.

М. Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. Начало XIX века.

М. Воробьев. Вид Манежа, Кутафьей башни и церкви Николы в Сапожках. Акварель. Начало XIX века.

Архитектору пришлось достраивать уже готовую постройку. Прекрасно понимая, насколько далеко сооружение от своего древнего прообраза, периптера, Бове справедливо отводил Манежу подчиненное положение в складывающемся городском ансамбле. Пришлось выдержать конфликт с военными — несмот¬ря на требование генерал-губернатора Москвы, зодчий отказался заполнить скульптурными композициями обширные треугольные плоскости фронтонов, считая, что «во фронтоне по его пропорции всякая арматура будет неуместной, а потому в прожектированном фасаде не было назначено ничего, но только штукатурка гладью». Это подчинило здание ансамблю Никитской (ныне Герцена) улицы, к которой оно выходило одной из сторон, и выявило значение бокового фасада, обращенного к центру Кремля. Кроме запроектированных Бетанкуром и осуществленных в 1825 году лепных украшений, Бове предлагал у входов и на угловых простенках здания поставить чугунные барельефы с изображением военных трофеев. Однако через год работа была остановлена до рассмотрения новым императором Николаем I, который не проявил интереса к увековечиванию победы, составившей славу предыдущего царствования, и горельефы так и не были осуществлены.

Интересно изображение Манежа современником — военные стройными рядами входят в здание, а где-то в стороне с любопытством наблюдают недоступную для них жизнь рядовые москвичи. Да, первые годы существования Манеж принадлежал только военным и практически не выполнял роль общественного центра. Но уже в 1831 году здесь организовали выставку, на которой для общественного обозрения выставили модель чугунного Москворецкого моста особой конструкции. С этого времени Манеж почти не пустует. В 1852 году здесь прошла Первая московская сельскохозяйственная выставка, на основе которой создали сельскохозяйственную академию. В 1857-м — Первая всероссийская этнографическая выставка, приуроченная к съезду славянских народов. Многие экспонаты вошли в состав Исторического музея в Москве и Музея этнографии в Санкт-Петербурге. 200-летию со дня рождения Петра I была посвящена Политехническая выставка 1872 года, положившая начало организации Политехнического музея. До создания Московской консерватории в Манеже организовывались концерты Русского музыкального общества, тут выступал Антон Рубинштейн, Гектор Берлиоз дирижировал оркестром и хором в 350 человек. На открытой сцене шли спектакли, посвященные 1812 году.

Общий вид Манежа с угла Воздвиженки (проспект Калинина). Фото начала XX века.

Общий вид Манежа с угла Воздвиженки (проспект Калинина). Фото начала XX века.

После революции в Манеже устроили автомобильный гараж. Лишь в ноябре 1957 года по решению правительства Манеж был отдан художникам и стал называться Центральным выставочным залом. Его расположение в центре столицы, размер экспозиционной площади (7000 кв. м) предполагали организацию наиболее масштабных и ответственных выставок не только нашего многонационального искусства, но и искусства других стран. И действительно, первые годы существования ЦВЗ ознаменованы появлением нового поколения художников, ярко заявившего о своем понимании мира. Этот зал сыграл большую роль в жизни творческого союза Российской Федерации, представив широко и полно художников разных краев, областей, автономных республик. Манеж стал центром культурной жизни страны со всеми ее проблемами. Проходящие здесь события отражают духовную атмосферу общества. Не случайно недавняя весть о закрытии Манежа вызвала бурю протеста. Сегодня мы с нетерпением ждем новых выставок, которые покажут нам преображенный мир сознания времен перестройки, многообразие стилей и направлений, художественное осмысление прош¬лого и настоящего.