Художественный музей д'ОрсэЛюбознательный турист, прогуливающийся вдоль Сены, не может не обратить внимания на музей современного искусства. Вытянувшись чуть ли не на квартал, его светлое здание совсем близко подходит к пара­пету набережной, отражается в ре­ке, как в зеркале. При легком ду­новении ветра отражение стано­вится похожим на живопись им­прессионистов, изображавших во­ду раздельными цветными мазоч­ками. На правом, противополож­ном берегу сквозь могучие серо-зе­леные стволы платанов прогляды­вают стены Лувра, а слева между просветами деревьев открывается панорама сада Тюильри.

Место для нового музея Парижа выбрано удивительно удачно. Та­кими знаменитыми соседями мож­но только гордиться, да и сама Сена каждый раз неповторимо красива, то свинцово-палевая, то глубокого синего цвета, то искрящаяся в лучах солнца.

Художественный музей д'Орсэ, названный так по имени набереж­ной, на которой он находится, от­крылся в декабре 1986 года в зда­нии бывшего Орлеанского вокзала, построенного по проекту архи­тектора В. Лалу к Всемирной вы­ставке в Париже. Архитектура его отразила поиски и противоречия эпохи рубежа XIX - XX веков. Монументальность и декоратив­ная пышность оформления фаса­дов сочетается с конструкциями из металла и стекла, символизи­рующими новейшие достижения инженерной и технической мысли. Вблизи от вокзала к той же Всемирной выставке по проектам и чертежам безвестного доселе ин­женера Густава Эйфеля возво­дится из металла башня, унасле­довавшая затем его имя и ставшая символом Парижа.

Орлеанский вокзал не был столь знаменитым, как Эйфелева башня, да и функционировал недолго. Огромные пустующие помещения стали сдавать в аренду различным театральным коллективам, кино­студиям.

В 1978 году правительство Франции решает разместить здесь музей искусств и ремесел второй половины XIX - начала XX века. Это вызвано, в частности, тем, что Лувр буквально задыхался от экс­понатов, роста коллекций и не­возможности показать многое в экспозиции, от огромного (около 4 миллионов в год) наплыва по­сетителей.

Художественный музей д'Орсэ

Художественный музей д'Орсэ

Бывший вокзал включили в чис­ло памятников, охраняемых госу­дарством. Был объявлен конкурс на его переоборудование под худо­жественный музей, победителями которого стали архитекторы фран­цузской фирмы «АКТ-аршитектор». Фасад, выходящий на набе­режную Сены, остался нетрону­тым, на нем сохранились даже буквы названия вокзала. Стеклянный купол крыши создавал прекрасное освещение интерьера есте­ственным дневным светом. Сохра­нился и внутренний декор — большие рустированные керамические плитки золотистого тона, опоясы­вающие арочные перекрытия стен, полосы перехватов-дуг, поддерживающих конструкцию стеклянного купола.

Изменения коснулись лишь вну­треннего пространства здания. Панорама всего зала по про­дольной оси характеризуется поч­ти бесконечной перспективой, что было свойственно архитектуре как вокзалов, так и павильонов выставок XIX века. Авторы ре­конструкции Орлеанского вокзала умело использовали это обстоятельство, предоставив посетите­лям музея д'Орсэ возможность беспрепятственно двигаться в этом пространстве, встречая на своем пути скульптуру, живопись, фраг­менты архитектуры. В обзор включаются и огромные бронзо­вые часы, и ажурные металли­ческие конструкции, обрамляющие окна, своды стен.

Боковые пространства первого этажа центрального зала де­лятся на небольшие помещения, в каждом из которых организуется экспозиция из картин одного, двух, реже трех художников, живших в одно время, к примеру, рисунки и полотна Делакруа, произведения Энгра, Милле, Коро. Экспонатов в каждом зале немного: они умело развешаны на стенах, освещены мягким светом.

Если предполагается изучение того или иного периода творче­ства художника, работы мастера размещаются в смежных залах, как, например, картины Э. Мане. Но знаменитое его полотно «Олим­пия», впервые выставленное в Са­лоне 1863 года, все равно демон­стрируется отдельно. Картине от­дана целая стена, и ничто не от­влекает от восприятия живописи.

Художественный музей д'Орсэ

Художественный музей д'Орсэ

Музей делится на несколько этажей. Каждый этаж - срез ис­кусства: вторая половина, конец XIX, начало XX столетия. Но по­рой четкость временных границ нарушается, и произведения того же Э. Мане или К. Моне можно увидеть в самом начале экспози­ции, в залах первого этажа, а затем и в залах импрессионистов, помещенных под куполом крыши.

Программа выставочной дея­тельности нового музея обширна. Здесь широко представлены жи­вопись, графика, скульптура, де­коративно-прикладное искусство, архитектура, искусство книги, фо­тография, плакат, литература, от­носящаяся к творчеству француз­ских художников, а также и тех мастеров, которые жили во Фран­ции на рубеже XIX - XX веков и внесли вклад в ее культуру.

Скульптура встречает посетите­лей еще у входа в музей. На пло­щадке из светлых плит выставле­ны бронзовые звери знаменитого скульптора-анималиста Антуана Луи Бари. Внутри, среди много­численных, технически совершен­ных, но несколько холодных скульптур официального Салона особенно жизненными воспринимаются работы О. Родена, А. Бур­деля, А. Майоля. В экспозицию включено много работ барбизонцев - предшест­венников импрессионистов. Тональная живопись знакомит с лесными и морскими ландшафта­ми, силуэтами рыбачьих барка­сов, закатными далями, архитек­турой портовых причалов, зеленью лугов.

Залы живописи неожиданно сменяются интерьерами, включаю­щими мебель, витражи, изделия из металла и керамики, стекло эпохи модерн. Здесь и отдельные, разгороженные стенами-перегородками комнаты с ансамблями ме­бели для спальни, кабинета, сто­ловой, поднятыми над полом не­высокими подиумами, и мебель, экспонируемая отдельно, так же, как и скульптура или живописное полотно. Особенно интересно в ра­зделе декоративно-прикладного искусства представлена мебель, витражи, конструктивный металл Э. Гимара, архитектора и худож­ника, создавшего свой неповтори­мый стиль в мебели, отличающий­ся пластическим перетеканием си­луэтов, линий, рисующих форму.

Э. Гимар известен как автор металлического абриса, обознача­ющего вход в парижское метро, композиция которого строится на двух высоких, изящно изогнутых столбах, имитирующих ветви де­рева с распустившимися наверху бутонами-светильниками, с решет­кой-оградой внизу - тоже из сти­лизованных растительных орна­ментальных форм. В Париже мно­гие дома украшены балконами, решетками, декоративными встав­ками, отлитыми из металла по его же проектам.

Стекло, керамика, металличе­ская посуда, изделия из серебра демонстрируются в витринах, то приближенных к окнам выставоч­ных помещений, то удаленных в глубину залов и тогда специаль­но освещенных. Каждый раз вы­бор источника света, направлен­ность его сильным потоком или наоборот тонким лучом хорошо сбалансированы, служат выявле­нию пластических качеств экспо­ната. В равной степени это отно­сится к освещению графики. Аква­рельные, гуашевые, пастельные произведения французских худож­ников хранятся в музее в зате­мненных помещениях, с неярким подсветом стендов.

Художественный музей д'Орсэ

Художественный музей д'Орсэ

Примером продуманной экспо­зиции с эффектным подсветом может служить зал графических листов Э. Дега, в котором демон­стрируются работы художника, погруженные в темноту. И только низкие стенды, опоясывающие по периметру помещение, светятся каким-то фантастическим голу­бым, розовым, лилово-фиолетовым светом. Направленный луч све­тильников высвечивает фактуру густой массы штрихов, делает шедевры Дега еще более выра­зительными.

В залах импрессионистов Дега представлен в основном как скуль­птор. К числу таких его произ­ведений относятся балерины в по­рывистых движениях танца и в статичных позах, портреты в брон­зе, гипсе, фигурки животных. Над всей протяженностью этого скуль­птурного ряда высится стеклянный колпак витрины. Пластика знаме­нитого художника рассекает по центру зал, стены которого уве­шаны картинами его сподвижни­ков — К. Моне, К. Писсаро, А. Сислея, О. Ренуара, Б. Моризо.

Экспозиция импрессионистов одна из самых впечатляющих. Она занимает несколько простор­ных залов. Перенесенные из сада Тюильри, где раньше был музей импрессионистов, собранные на светлых стенах, полотна отобра­жают состояния природы: движе­ние солнечных бликов, грусть осенних дождей, мокрый след вол­ны, оставленный на песке пустын­ного пляжа, упругое колыхание флагов в синеве неба, цветение садов и задумчивость парижских улиц.

Картины импрессионистов поки­нули сад Тюильри, но в нем оста­лись среди четко разграфленных дорожек, зелени травы и разрос­шихся каштанов бронзовые скульптуры Майоля и Родена. Их мож­но увидеть, покинув музей д'Орсэ, стоит только перейти мост, разде­ляющий музей и сад. Это совсем рядом: сад - естественное про­должение экспозиции музея. Пла­стика знаменитых французских мастеров завершает наше знаком­ство с новым музеем Парижа.