Ларри Гагосяни и Даша ЖуковаМир искусства подвержен самым разнообразным влияниям. В том, кто и в какой степени оказывает влияние на его сегодняшнее состояние, в частности на арт-рынок и арт-сообщество, попытались разобраться сразу несколько изданий — Art+Auction, ARTnews и ArtReview. Каждое из них составило свой рейтинг влияния, по своим критериям, именно поэтому во все три топ-10 не попала ни одна персона.

В рейтинге «Power 100» Art+Auction в этом году впервые была определена первая десятка. Редакторы журнала не претендуют на абсолютную объективность своего выбора — напротив, призывают читателей обсудить предложенные кандидатуры. Помогали сделать итоговый отбор специалисты, немало знакомые с путями распространения влияния в арт-мире. Это были: директор Штеделевского художественного института и Художественной галереи Ширн во Франкфурте Макс Голлейн (Max Hollein), главный редактор Art+Auction Бенджамин Дженоккио (Benjamin Genocchio), глава отдела Северной и Южной Америки в аукционном доме Sotheby’s Лиза Деннисон (Lisa Dennison), а также владелица пиар-фирмы в области искусства Fitz & Co Сара Фитцморис (Sara Fitzmaurice).

Самой влиятельной персоной в мире искусства была названа Шейха аль-Маясса бин Хамад бин Халифа аль-Тани (Sheikha Al Mayassa Bint Hamad Bin Khalifa Al-Thani) — 27-летняя дочь катарского эмира. Она возглавляет Ведомство музеев Катара (Qatar Museums Authority) — организацию, курирующую амбициозные культурные проекты этой страны. В июне 2011 президент Christie’s Эдвард Долман (Edward Dolman) решил покинуть свой пост ради должности исполнительного директора офиса Шейхи аль-Маяссы. В феврале 2012  Ведомство музеев Катара собирается провести первую грандиозную ретроспективу Такаси Мураками на Ближнем Востоке.

«Шейха аль-Маясса по своему усмотрению распоряжается ресурсами целой страны. Эда Долмана она наняла в качестве личного закупщика, а бюджет ее не ограничен», — говорит Бенджамин Дженоккио, помимо должности главного редактора Art+Auction являющийся вице-президентом Louise Blouin Media.

С выбором Art+Auction, скорее всего, могли бы согласиться эксперты The Art Newspaper, назвавшие Катар главным покупателем искусства в мире в июле 2011 года.

В первую десятку вошли шесть коллекционеров, по двое арт-дилеров и аукционных деятелей. К коллекционерам, помимо Шейхи аль-Маяссы, относятся: миллиардер Эли Броуд (Eli Broad), подруга Романа Абрамовича и владелица ЦСК «Гараж» Даша Жукова, французский миллиардер и владелец Christie’s Франсуа Пино (Francois Pinault), газетный магнат из Коннектикута Питер Брант (Peter Brant), а также китайско-индонезийский сельскохозяйственный магнат Будьярджо Тэк (Budiardjo Tek). По мнению Дженоккио, это люди высокого полета. Это коллекционеры, которые открывают частные музеи и могут преобразить культурную жизнь целых регионов.

Арт-дилер Ларри Гагосян (Larry Gagosian) со своими 11 галереями по всему миру занял вторую строчку рейтинга самых влиятельных людей арт-мира. Дэвид Цвирнер (David Zwirner), который сейчас наращивает свое дилерское присутствие в нью-йоркском районе Челси при помощи дополнительных 2,3 тысячи квадратных метров галерейных площадей, разместился на шестой позиции.

В Топ-10 также попали президент азиатского отделения Christie’s Франсуа Кюриэль (Francois Curiel), что еще раз подчеркивает растущее влияние этого региона, а также Стефан Косман Коннери (Stephane Cosman Connery) из Sotheby’s, управляющий частными сделками этого аукционного дома по всему миру (бизнес сфера, получившая активное развитие в этом году).

Топ–10 самых влиятельных людей в мире искусства по версии Art+Auction:

1. Шейха аль-Маясса бин Хамад бин Халифа аль-Тани (Sheikha Al Mayassa Bint Hamad Bin Khalifa Al-Thani);

2. Ларри Гагосян (Larry Gagosian);

3. Эли Броуд (Eli Broad);

4. Даша Жукова;

5. Франсуа Пино (Francois Pinault);

6. Дэвид Цвирнер (David Zwirner);

7. Питер Брант (Peter Brant);

8. Будьярджо Тэк (Budiardjo Tek);

9. Франсуа Кюриэль (Francois Curiel);

10. Стефан Косман Коннери (Stephane Cosman Connery).

Если вернуться от первой десятки к общему списку, то стоит отметить, что единственным художником, удостоившемся права войти в «Power 100» Art+Auction, стал Ай Вэйвэй, чье 81-дневное пребывание под стражей весной этого года вызвало глобальный культурный резонанс.

Art+Auction не единственное издание, составляющее собственный рейтинг самых влиятельных людей в мире искусства. Тем интереснее сопоставить точки зрения разных журналов. В июле этого года традиционный список 200 ведущих мировых коллекционеров произведений искусства опубликовал журнал ARTnews. Для составления своего 21-го ежегодного рейтинга корреспондентам ARTnews по традиции потребовалось опросить коллекционеров, дилеров, аукционистов, директоров музеев, кураторов и музейных консультантов из 22 стран мира.

В рейтинге ARTnews, во-первых, речь идет только о коллекционерах — дилеров, аукционистов или художников туда не включают. Во-вторых, эксперты издания не производят ранжирование внутри первой десятки коллекционеров, а просто публикуют имена в алфавитном порядке. Из выбранных Art+Auction шести коллекционеров в Toп-10 ARTnews фигурируют только двое: Франсуа Пино и Эли Броуд (вместе с ним упоминается и его супруга Эдит). Кроме того, в десятку вошел родственник Шейхи аль-Маяссы — принц Катара Шейх Сауд-ибн-Мухаммед-ибн-Али-аль-Тани.

Топ–10 коллекционеров произведений искусства в мире (в алфавитном порядке) по версии ARTnews:

1. Элен и Бернар Арно (Hélène and Bernard Arnault);

2. Дебра и Леон Блэк (Debra and Leon Black;)

3. Эдит и Эли Броуд (Edythe L. and Eli Broad);

4. Александра и Стивен Коэн (Alexandra and Steven A. Cohen);

5. Лоренс Графф (Laurence Graff);

6. Филип Ниархос (Philip S. Niarchos);

7. Франсуа Пино (François Pinault);

8. Эмили и Митчелл Рейлс (Emily and Mitchell Rales);

9. Шейх Сауд-ибн-Мухаммед-ибн-Али-аль-Тани (Sheikh Saud bin Mohammad bin Ali al-Thani);

10. Халит Чингильоглу (Halit Chingillioglu).

И наконец, нельзя обойти вниманием еще один список ста самых влиятельных людей мира искусства, опубликованный в этом ноябре журналом ArtReview. При составлении этого рейтинга учитывалось влияние, оказываемое той или иной персоной на создание произведений искусства по всему миру; ее финансовый вес (хотя на сегодняшний день этот фактор уже не играет столь значительной роли) и активность в последние 12 месяцев. Исходя из вышеприведенных критериев, в рейтинге ArtReview вместе участвуют художники, коллекционеры, галеристы и кураторы. Кроме того, в сотню сильнейших персон арт-мира нередко попадают организаторы международных ярмарок искусства, директора музеев и художественных фондов и даже отдельные арт-критики.

Первую десятку рейтинга ArtReview возглавляет уже упомянутый Ай Вэйвэй. Чем заслужил он такой почет —всем уже давно известно. Из повторяющихся персон на этот раз — арт-дилеры Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер. В остальном — все новые имена. В общем, смотрите сами:

Тор–10 самых влиятельных людей в мире искусства по версии ArtReview:

1. Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) — китайский художник;

2. Ханс-Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) и Джулия Пейтон-Джонс (Julia Peyton-Jones) — кураторы, директора Галереи Серпентайн;

3. Гленн Д. Лоури (Glenn D. Lowry) — директор МоМА;

4. Ларри Гагосян (Larry Gagosian) — арт-дилер;

5. Антон Видокль (Anton Vidokle), Джульета Аранда (Julieta Aranda) и Брайан Куан Вуд (Brian Kuan Wood) — художники; новостное агентство e-flux;

6. Николас Серота (Nicholas Serota) — директор Тейт Модерн;

7. Синди Шерман (Cindy Sherman) — художница;

8. Иван Вирт (Iwan Wirth) — арт-дилер;

9. Дэвид Цвирнер (David Zwirner) — арт-дилер;

10. Беатрикс Руф (Beatrix Ruf) — куратор, директор Kunsthalle Zürich

 

Комментарий редактора: Частные рейтинги, собранные по упрощенной версии метода экспертной оценки (в просторечье именуемые «пузомерками»), — жанр скорее развлекательный, нежели аналитический. Это своего рода светская хроника, изящный способ сделать важным людям приятное. Показательно, что в списках самых влиятельных людей в мире искусства почти нет художников — людей создающих смыслы. Редкое исключение — рейтинг ArtReview. Зато много функционеров: от директоров музеев до кураторов. Понятно, что эти люди во многом являются «драйверами» и «дистрибьюторами» художественных процессов. Но тут можно остановиться и задуматься, много ли мы помним директоров музеев из XIX века? А много ли мы помним кураторов первой половины XX века? Жизнь учит, что в истории остаются художники и самоотверженные коллекционеры визионерского склада. А опросные рейтинги — хороший повод поразмыслить на эту тему.