Главная страница сайта ярмарки VIP 2.0На прошлой неделе завершилось второе издание интернет-ярмарки искусства VIP: ярмарка VIP 2.0 была призвана сыграть роль своего рода лакмусовой бумажки, способной определить перспективы и будущее проекта, особенно после технических сбоев, произошедших во время прошлогоднего мероприятия, а также в преддверии еще трех тематических онлайн-ярмарок, запланированных организаторами на этот год. Настало время подвести итоги.

VIP-ярмарка объединила 135 участников из 35 стран, среди которых отметим неплохую подборку галерей с Ближнего Востока, из Азии и Латинской Америки. Оно и понятно, ведь онлайн-мероприятие не требует затрат на доставку. Приятно, что небольшим галереям и крупным игрокам на сайте было уделено почти равное внимание — в отличие от реальных ярмарок, на которых есть главное мероприятие, а есть, так сказать, сопровождающая, необязательная программа, до которой традиционно доходит меньше публики.

Сайт был поделен на разделы; небольшие местные культурные учреждения, например нью-йоркские галереи Lisa Cooley, Rachel Uffner и Untitled, были помещены в раздел «Молодые галереи». В разделе «Крупные галереи» перед взорами посетителей предстали такие перворазрядные игроки арт-рынка, как Gagosian, Marian Goodman, White Cube (Лондон), Max Hetzler (Берлин).

Технических проблем практически не возникло, сайт работал стабильно, однако радости галеристам это не добавило. «Ярмарка нас разочаровала, — рассказал Artinfo Игнасио Липранди (Ignacio Liprandi), владелец одноименной галереи из Буэнос-Айреса. — Не только потому, что мы мало продали, но и потому, что на связи было мало коллекционеров. Не только у нас: все коллеги, с которыми я разговаривал, жаловались примерно на одно и то же». Из двух десятков галерей, которые опросил Artinfo, лишь нескольким к середине ярмарки удалось что-то продать. По словам галериста Роны Хоффман (Rhona Hoffman), дела на ярмарке шли «вяло».

Ресурс GalleristNY также опросил участвовавших в мероприятии дилеров, заплативших за свои виртуальные стенды от 5 до 20 тысяч долларов, и получил весьма различные отзывы: от сдержанно-положительных до трагически-разочарованных.

«С нашей точки зрения, это мероприятие, к сожалению, оказалось пустой тратой времени, — написал в своем электронном отзыве нью-йоркский дилер Дэвид Цвирнер (David Zvirner). — Мы не ожидали многого от ярмарки этого года, однако, честно говоря, даже эти скромные ожидания не оправдались. Сайт в этом году работал хорошо, однако никакого реального интереса коллекционеров мы не ощутили, и все переговоры [с коллекционерами] не привели ни к каким результатам, так что у меня есть сомнения относительно того, что эта платформа развивается».

Хотя многим дилерам удалось продать ряд работ, а также завязать новые контакты, все же соревновательного духа и энергии живых ярмарок мероприятию явно не хватало.

Аугусто Арбизо (Augusto Arbizo) из расположенной в Нижнем Ист-Сайде нью-йоркской галереи Eleven Rivington рассказал, что за шесть дней работы ярмарки у него случилось всего около полутора десятков бесед с покупателями в чате, а продать удалось лишь 4 работы. «Это неплохой, приемлемый результат», — полагает Арбизо. Самой успешной сделкой для дилера стала продажа работы Майкла ДеЛюсии (Michael DeLucia) по цене 10 тысяч долларов. Судя по рассказам дилеров, эта сумма была определенным ценовым потолком для большинства покупок, совершенных на ярмарке.

«Все прошло хорошо, — считает Кристобаль Риестра (Cristobal Riestra) из галереи OMR (Мехико). — Мы получили много писем с новыми контактами». Всего галерея продала 2 работы (обе — молодым коллекционерам), одну из них как раз по волшебной цене в 10 тысяч долларов. «По-моему, с этими ярмарками никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь», — говорит неунывающий дилер. Скорей всего, Риестра будет участвовать и в следующем издании ярмарки — VIP 3.0.

А вот дилер из нью-йоркской галереи средних размеров, попросивший не называть его имени, рассказал, что вряд ли будет еще раз участвовать в мероприятии. Он также нелицеприятно отозвался об его организаторах: «Нам пришлось попотеть сильнее, чем мы ожидали. Сайт мог работать и лучше». По словам дилера, чат автоматически выбрасывал посетителей через 15 минут после начала работы. Продать ничего галеристу так и не удалось.

Виртуальный стенд галереи Brooke Alexander

Виртуальный стенд галереи Brooke Alexander

Некоторые дилеры-участники пришли к выводу, что онлайн-ярмарка — это просто-напросто рекламный инструмент, дополненный рядом модных технических «фишек». «Перед началом любой ярмарки все дилеры говорят, что все делается только ради рекламы, а под конец, если ничего не удалось продать, довольно сильно возмущаются. Столько усилий прилагается, что отсутствие продаж просто обескураживает», — рассказал Джей Гримм (Jay Grimm), директор по продажам галереи Winkleman, которая, впрочем, все-таки продала несколько произведений.

Галерея Rawson Projects (Нью-Йорк), самая молодая из участниц ярмарки, также посчитала мероприятие не более чем хорошей возможностью рассказать новым коллекционерам о себе. «Это было недешево, — рассказал Крис Росон (Chris Rawson),— однако мы больше рассчитывали на ярмарку как на маркетинговое мероприятие, и в этом смысле она себя оправдала». Хотя галерист ничего не продал, он познакомился с новыми коллекционерами и продемонстрировал публике множество работ, в частности крупные геометрические полотна Дэвида Мэлека (David Malek) и скульптуры Дэвины Сэмо (Davina Semo).

По словам дилеров, коллекционеры, собравшиеся на сайте ярмарки, были в основном рассредоточены по США и Европе. Присутствовало и небольшое число молодых коллекционеров из других регионов. Организаторы же в релизе утверждают, что в этом году произошел взрывной рост числа посетителей из молодых арт-держав, таких как Мексика (на 319 процентов по сравнению с прошлым годом), Чили (на 456 процентов) и Бразилия (на 288 процентов). Всего зарегистрированных участников было 73 тысячи, а заходов на сайт было зафиксировано 160 тысяч.

Больше всех довольны результатами ярмарки оказались дилеры не из главных арт-столиц, но из второстепенных городов арт-мира. Вот как отозвался о ярмарке Курош Нори (Kourosh Nori), представитель галереи Carbon 12 из Дубая: «Для нас было важным само участие, ведь наших художников приняли очень хорошо… Учитывая наше положение  — наша галерея находится в географической зоне, где мало коллекционеров, — мы и не рассчитывали на громкие продажи, скорее — на привлечение потенциальных коллекционеров. Сложилось ощущение, что коллекционеры интересуются новыми авторами и работами не дороже 10 тысяч». Виртуальный стенд галереи в основном посещали американцы и европейцы: всего их набралось около 5 тысяч человек. «Конечно, без всякого сомнения, мы будем снова участвовать, — говорит м-р Нори. — Это отличный выход в свет для галереи и художников… только представьте: работу Олафа Бройнинга (Olaf Breuning) на нашем стенде кликнули 19 тысяч раз!»

По словам управляющего небольшой, но уважаемой нью-йоркской галереи, ярмарка помогает дилерам «продвигать новые медиа». Это действительно так: больше всех довольны мероприятием оказались, помимо упомянутых выше, еще и те дилеры, на чьих стендах был представлен видеоарт, который привлек значительное внимание пользователей, тогда как на обычных ярмарках его мало кто смотрит.

По словам галериста Кристобаля Риестры, ярмарка вполне справилась со своей задачей: это отличный инструмент для завязывания новых контактов, а также для того, чтобы представить большому числу зрителей галереи, расположенные на периферии. Безусловно, на виртуальном мероприятии отсутствует живость взаимодействия реальной ярмарки. «При покупке произведений искусства онлайн уходит ощущение живого присутствия. В Интернете, сделав два клика, ты сразу оказываешься совершенно в другом месте — например, в Википедии», — полагает дилер.

«Мы завязали контакты с многими кураторами, как независимыми, так и музейными, которым интересны наши художники и наша деятельность», — рассказал Матье Лельевр (Matthieu Lelièvre) из парижской галереи Thaddaeus Ropac. Галерея представила одну из самых амбициозных программ ярмарки: каждый день на ее виртуальном стенде менялась экспозиция, к примеру, в день предварительного показа посетители могли лицезреть выставку фоторабот Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe), куратором которой выступила режиссер София Коппола (Sofia Coppola).

Продажи, как уже отмечалось, оказались немногочисленными. Вот некоторые примеры. Нью-йоркская галерея Postmasters, представившая персональную выставку Уильяма Поухайды (William Powhida), продала за 4500 долларов его рисунок, несколько экземпляров большого эстампа Griftopia (каждый за те же 4500 долларов), а также видеоработу, запечатлевшую псевдоинтервью, якобы данное двойником художника журналу New York Times Magazine (6 тысяч долларов). James Cohan Gallery, принадлежащая одному из основателей ярмарки, продала скульптуру британца нигерийского происхождения Йинки Шонибаре (Yinka Shonibare) по цене около 50–75 тысяч фунтов (79–119 тысяч долларов). Нью-йоркской галерее Leila Heller Gallery удалось совершить одну из самых крупных сделок всей ярмарки: она продала фантастический триптих иранца Ройи Акхавана (Roya Akhavan) за 150 тысяч долларов.

По словам дилера Эда Винкельмана (Ed Winkleman), который нашел покупателей для нескольких небольших работ концептуального художника Кристофера Хо (Christopher K. Ho) по цене 3200 долларов, на онлайн-ярмарке «лучше всего продаются плоские работы — живопись, эстампы, фотографии». Винкельман рассказал, что некий коллекционер заинтересовался также одной из скульптур его галереи, однако захотел перед покупкой лично ее увидеть, а поскольку он европеец, то процедура осмотра откладывается на неопределенный срок.

В общем, заключает Artinfo, многие участники прошедшей ярмарки VIP 2.0 намерены участвовать в мероприятии и дальше, однако рассматривают его скорее как рекламную, а не торговую площадку. «Если держать в голове, что участие в этой ярмарке стоит столько же, сколько большая реклама в журнале Artforum, то это имеет смысл, однако те, кто ожидает бойкой торговли, думаю, будут разочарованы, — говорит Боркур Арнасон (Borkur Arnarson), владелец галереи i8 из Рейкьявика. «Это трудоемкое мероприятие, — полагает Рона Хоффман, — но если с его помощью происходит продвижение бренда или хоть какая-то продажа, неважно, крупная или нет, это оправдывает приложенные усилия».