В. Е. Маковский. Свидание.

Владимир Маков­ский всю свою жизнь писал картины, посвящённые скромным обывателям, людям «разного чина и звания». Он с любовью и сочувствием рассказы­вал в своих полотнах о жизни трудового наро­да. В картине «Свида­ние» мать пришла проведать сына, отданного «в люди». В деревне голодно, кормить детей нечем. А в городе тре­буются рабочие руки. Если поклониться хо­зяину какой-нибудь мастерской, сапожной, слесарной или столяр­ной, если попросить). как следует, глядишь — и возьмут мальчика в учение. Жалованья платить не будут, но ремеслу научат. И вот мать пришла из деревни поглядеть на сына. В холодных сенях, куда пустил её хозяин мастерской, она присела на лавку. Устала. Ид­ти, наверно, пришлось пешком. Рядом, у бочки с водой стоит её посо­шок. На полу лежит тощая котомка. Гостинцев сыну купила один бе­лый калач. Мальчик стоит перед ней нечёсаный, босой, в грязной ру­бахе и рваном фартуке. Он жадно вцепился в калач зубами. Мать при­горюнилась, глядя на сына. Вся его жизнь тотчас ей открылась. А де­лать нечего. Ещё минута - другая — и надо расставаться.

Крестьянские дети играют в полузабытую ныне игру — «бабки». Художник изобразил их в самый разгар состязания. Один из мальчи­ков приготовился к броску, другие напряжённо следят за ним. Одеж­да ребят самая простая — домотканые застиранные и залатанные рубашонки и штаны, на иных, несмотря на лето, зимние полушубки. Всё говорит о бедности — и скромная одежда, и босые ноги, и отсутствие хороших игрушек. Вытоптанный двор, захламлённый ветхим кресть­янским скарбом, окружённый убогими деревянными постройками с гнилыми крышами — вот место их игр.

В. Е. Маковский. Игра в бабки.

В. Е. Маковский. Игра в бабки.

Нелёгкое детство у этих крестьянских ребятишек: вечно полуголод­ные, предоставленные сами себе, в одежде, доставшейся от старших братьев или сшитой навырост, босоногие, немытые и нечёсаные, они находят радость в незатейливых играх. Недолго осталось играть этим ребятам — ещё год-два, и они вместе со своими отцами и матерями с утра до ночи будут заняты изнурительным подневольным трудом.

По В. Прудоминскому.