Александр Дейнека. Текстильщицы. 1927.

Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый живописец и график, скульптор и монументалист. Созданные им творения имеют всемирное значение, несмотря на то, что в наше смутное время кое-кто художникам советской эпохи пытается приклеить ярлык «совковости». Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Здесь ломать копья бессмысленно. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. К послед­ним относятся художники русской реалистической традиции П. Корин, А. Пластов и, конечно же, сам Дейнека. Талантлив он был и в литературном творчестве. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь, искусство, время» и других литературных произведениях.

Я лишь могу поделиться неизгладимыми впечатлениями, кото­рые остались в душе моей от встречи с Александром Александро­вичем Дейнекой.

Мы, студенты, собрались в лекционном зале Академии худо­жеств. Ждем. Нам не терпится увидеть Александра Дейнеку — человека необыкновенного, высокого, крепкого, — так подсказывало нам его искусство. Волнуемся. Наконец, дождались. Вошел мужчина в сером костюме, среднего роста, полноватый и лысый.

Александр Дейнека. Автопортрет. 1948.

Александр Дейнека. Автопортрет. 1948.

Как быстро меняет человека время! На автопортрете, во время утренней зарядки, он перед нами строен, крепок и могуч. Таким вот спортивным изобразил он себя на холсте на добрую память потомкам. Его спрашивали, каким образом у него так убедительно получаются фигуры спортсменов в движении? На этот вопрос он отвечал, что бегает перед зеркалом, принимая нужные позы:

- Правда фигура уже не та, тяжеловата, да и задний бюст мешает, - добавил он, похлопав себя по мягкому месту.

Стиль его разговора был легким, с улыбкой или взвешенной иронией. Вот что он ответил на вопрос о художниках, пытавшихся подражать его манере изображать спортсменов.

Подражатели лишены живучести. Век их короток, ничего не ждет «дейнечат» в будущем, - и засмеялся при этом, мягко, не раскатисто. Скорее, это была широкая улыбка, нежели смех.

Александр Дейнека. Рисунок для детской книжки Электромонтер. 1930

Александ Дейнека. Рисунок для детской книжки «Электромонтер». 1930

Много уделил времени рассказу о Владимире Маяковском, превознося его как поэта-бунтаря, новатора. Учился Дейнека во Вхутемасе у В. А. Фаворского.

- Вообще, состав педагогов был сильным, - говорил он. - Но Маяковский для меня был подлинным наставником, он способст­вовал рождению моего языка в искусстве, моей концепции. Как-то показал я Маяковскому эскиз обложки для книги, — вспоминал Александр Дейнека. - Он взял его, повертел в руках. Посмотрел. Потом попросил бумагу, говоря: «Ну что вы тут накрутили? Зачем так много лишнего? Надо же как можно проще».

Всем известно, что Маяковский был прекрасным художником. Так вот, Владимир Владимирович взял и очень просто обозначил тему моей обложки. Так он для меня открыл путь, я понял: нужен минимум изобразительных средств, работающих на максимум образной выразительности, — закончил Александр Дейнека.

Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.

Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.

Говорил о том, что хотя мы часто жалуемся на отсутствие усло­вий для работы, но есть в судьбе художника и некая загадка.

- Вот написал же я «Оборону Петрограда» молодым, в 28 лет, в комнате в девять квадратов. А сейчас — мастерская огромная, в футбол играй, а «Обороны Петрограда» больше нет.

Из зала пытались ободрить:

- А у вас есть еще прекрасная картина, шедевр «Оборона Сева­стополя».

Мастер знал цену всему:

- Ну, нет, это не то.

Или вел разговор из цикла о хитростях жизни.

- Я иногда пишу картину быстро, может быть, даже за один раз, а дату создания обозначаю в несколько лет. Худсовет оценива­ет работу. Восхищаются: какая глубина! Что значит долго порабо­тать! И цену хорошую ставят.

Затем на экране был показан киноролик, который художник принес с собой. Были там сцены, снятые на даче. Из зала прокри­чали: «А где у вас дача?»

Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942.

Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942.

- А вы что, из милиции? — парировал он со сцены.

Следующий эпизод на экране. Перед ним на мольберте чистый холст. На столе натюрморт с цветами. Он берет уголь. И молние­носными взмахами руки в одно касание на холсте обозначает все: вазу с водой, цветы, атрибутику и «держащий» все это на себе стол. Резко бросает уголек в сторону.

- Вот так надо рисовать, - говорит он нам в зал.

А на экране продолжается движение Александра Дейнеки из комнаты на балкон. Перед ним солнце, бурлит московская жизнь, и там, вда­ли, целая офомная страна. Он художник этой могучей державы под названием СССР. На экране лицо Дейнеки. Он сплевывает сигарету и заразительно смеется.

Есть в жизни вещи, которым человек остается верен до конца дней своих. Таким был и Александр Дейнека.

Александр Александрович Дейнека - действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.

Народный художник Республики Башкортостан Владислав Эдуардович Меос.