Музейный наблюдатель.

Все больше музеев нанимают специалистов, наблюдающих за посетителями. В зависимости от результатов исследований кураторы могут реорганизовать экспозицию, изменить пояснительные тексты — в общем, сделать все, чтобы музей стал в глазах посетителя более привлекательным. Кроме того, спонсоров часто интересует, на что были потрачены их деньги, и наблюдения здесь тоже не лишние.

МоМА, к примеру, исследует, как посетители пользуются картами и указателями, чтобы сделать схему движения по залам понятнее. Художественная галерея Онтарио также уделяет особое внимание тому, как посетители пользуются картой музея. Дело в том, что карта обычно ориентируется на север, а центральный вход указывается внизу. Но в этой галерее центральный вход расположен на севере, то есть указан на карте вверху. В результате, многие посетители смотрят карту просто вверх тормашками — так удобнее.

Другие музеи уделяют внимание отдельным залам. Национальный музей естественной истории Смитсоновского института (Вашингтон) изучает реакцию посетителей на зал о происхождении человека. Недавно AI писал об эксперименте во флорентийском палаццо Медичи-Риккарди, в рамках которого реакцию посетителей на барочные фрески Луки Джордано изучают с помощью специальных приборов.

А вот в Институте искусств Чикаго считают, что посетителей проще расспросить о выставке, нежели постоянно наблюдать за ними. А далее уже дело кураторов развесить экспонаты должным образом. Это поможет существенно сэкономить бюджет.

История исследований в области психологии посетителей музеев началась еще в 1920-х, когда было установлено, что на первом этапе практически все смотрят экспозицию гораздо внимательнее, нежели на завершающем. Сегодня многие музеи тратят до 10 процентов своего бюджета на исследования в данной области, включающие наблюдения за посетителями и прямой опрос.

Обстоятельно к изучению посетителей подошли в Детройте. Директор по развитию Института искусств Детройта мистер Сикора смотрит в музее не на экспонаты, а на посетителей. Где и как долго они останавливаются, что обсуждают, читают ли сопроводительные тексты — всему он уделяет внимание. «Девушка - тинэйджер пришла с родителями, но ни на что не смотрела. Посидела на скамейке и ушла», — такие записи можно прочесть в его конспекте. Наблюдать за каждым мистер Сикора и его коллеги не успевают, так как некоторые посетители надолго не задерживаются. К примеру, в одно утро среднее время посещения галереи для шести человек составило 2 минуты 56 секунд на каждого.

Институт Детройта уделяет такое внимание изучению посетителей, поскольку их основной поток составляют не туристы, а местные жители. Поэтому руководство стремится организовать экспозицию своих галерей наилучшим образом. К примеру, уже переписаны многие сопроводительные тексты. Предварительные исследования показали, что самый популярный текст (между картинами Матисса и Пикассо) читают всего около 26 процентов посетителей. А четыре других текста прочитали всего 2 процента. Теперь тексты сократили с 250 до 150 слов, разбили на подпункты, выделили отдельные фрагменты разными цветами и пр.

Во время ремонта 2007 года одна из галерей этого института переделала экспозицию фарфора и предметов быта XVIII века на новый лад: вместо скучно расставленных по витринам экспонатов, теперь здесь можно увидеть реконструированную комнату аристократа, где тикают стенные часы, а на расставленные на столе тарелки проецируются изображения яств.