Sotheby’s и Christie’s

В первой половине 2010 года рынок изобразительного искусства заметно ожил — доходы с продаж произведений на открытых торгах увеличились аж на 71 %. За этот факт быстро ухватились аукционные дома, которые, дабы стимулировать покупательскую активность, прогнозируют к концу года трехзначный рост.

Лидеры рынка, Christie’s и Sotheby’s, сообщили об увеличении полугодовой выручки на 67 % и 140 % соответственно (по сравнению с первой половиной 2009 года). Однако до показателей пикового периода пока далеко. В первые шесть месяцев 2007 года суммарный доход двух компаний был выше на 25 %, а в тот же период 2008-го — на 20 %. Если сравнивать с первым полугодием 2006-го, то окажется, что продажи Christie’s увеличились всего на 9 %, а Sotheby’s — на 0,5 %. Оба дома отрапортовали об увеличении своей доли рынка, однако за это ответственен главным образом верхний ценовой сегмент: 62 % от общей выручки компаний приходится на доход с продаж лотов, чья цена «с молотка» составила миллион долларов и выше. Таких результатов в первом полугодии было более 340.

В период с 2002 по 2008 год два гиганта ни разу не позволяли своим менее крупным соперникам откусить более 30 % рыночного пирога. С июля 2008-го, впрочем, доля конкурентов стабильно растет. Во второй половине 2009 года она составила 46 %. За это надо сказать спасибо прежде всего китайским аукционным домам — западные компании по большей части не воспользовались постепенным ослаблением дуополии и глобализацией арт-рынка.

Третье и четвертое места в списке крупнейших аукционных домов занимают титаны рынка Поднебесной — Poly и China Guardian. За ними следует Phillips de Pury, чьи показатели с 2001 года только ухудшаются. Дом, основанный Гарри Филлипсом (Harry Phillips) в 1796-м, c 1999 по 2003 принадлежал владельцу группы LVMH, французскому миллиардеру Бернару Арно (Bernard Arnault). Тогда из Phillips собирались вырастить конкурента для Christie’s, основным акционером которого является другой известный предприниматель, Франсуа Пино (François Pinault). Но, несмотря на все усилия, аукционному дому (которым сейчас владеет российская группа Mercury) в последние восемь лет ни разу не удавалось заполучить более 4 % рынка искусства. Позиционирование компании как «смелого новатора» (вспомните, например, ее широко разрекламированные торги, посвященные работам на темы секса) пока что особых плодов не приносит. В первом полугодии 2010-го Phillips отвоевал всего 2 % мирового аукционного дохода.

Во Франции ситуация ненамного лучше. Во-первых, по тамошнему рынку ударил скандал, связанный с обворовыванием клиентов почтенного Отеля Друо его же сотрудниками; во-вторых, французские аукционные дома с каждым годом уступают иностранным конкурентам все больше позиций. В 2006 году в Тор-30 аукционных домов входило шесть «французов», сейчас же их там всего три. Наиболее успешным из них оказался Artcurial, занявший девятое место — сразу за австрийским домом Dorotheum.

Лучше всего в посткризисный период себя чувствует, конечно же, Китай, рыночная доля которого стабильно растет. Пять из пятнадцати наиболее успешных аукционных домов базируются в Поднебесной. Возможно, во второй половине 2010-го Christie’s и Sotheby’s вновь утвердят свое абсолютное господство на арт-рынке — в конце концов, их доход за первые шесть месяцев был больше суммарной выручки за весь 2009 год, однако это будет противоречить уже оформившейся глобальной тенденции.