Газета The Art Newspaper решила провести эксперимент: сравнить рост аукционной стоимости произведений десяти топовых художников с ростом цен на золото. Авторы учитывали инфляцию, но не брали в расчет стоимость оформления сделки.

КЛОД МОНЕ. Пляж в Трувиле. 1870

КЛОД МОНЕ. Пляж в Трувиле. 1870

Клод Моне

Согласно французскому сайту Artprice.com, 100 долларов, условно вложенные в работу Моне в 1988 году, к июню 2010 превратились бы в 215 долларов. Тем не менее стоит отметить, что прибыльными являются далеко не все инвестиции в его творчество. В пример можно привести раннее полотно «Пляж в Трувиле» (1870), которое в июне 2000 года принесло на Sotheby’s 11 миллионов фунтов стерлингов, но шесть лет спустя не нашло покупателя с эстимейтом 16–20 миллионов долларов. Картину в итоге продали в июне 2008 года за 7,66 миллиона фунтов (эстимейт 7–10 миллионов). «[“Пляж в Трувиле”] — хорошая работа раннего периода, но акцент рыночных приоритетов сместился в сторону поздних произведений, в частности картин, принадлежащих к сериям, — говорит дилер Николас Маклин (Nicholas Maclean). — Цена, уплаченная за полотно в 2000 году, — это тот максимум, на который может рассчитывать владелец». 11 миллионов фунтов в деньгах 2000 года эквивалентны нынешним 13,8 миллиона, а 7,66 миллиона 2008 года сегодня составили бы 10,9 миллиона; так что картина Моне «сбросила» в цене 2,9 миллиона фунтов. Для сравнения: золото, купленное в 2000 году на 11 миллионов фунтов, в 2008-м стоило бы 28,2 миллиона.

ДЖ. М. У. ТЁРНЕР. Храм Юпитера Панэллинского. 1814–1816.

ДЖ. М. У. ТЁРНЕР. Храм Юпитера Панэллинского. 1814–1816.

Дж. М. У. Тёрнер

Великий английский пейзажист Дж. М. У. Тёрнер написал примерно шесть сотен картин. В частных руках на сегодняшний день находятся лишь около 90 из них, поэтому борьба за его полотна иногда разгорается нешуточная. В январе 2009 года классический пейзаж под названием «Храм Юпитера Панэллинского» (1814–1816) был продан за 12,96 миллиона долларов (8,3 миллиона фунтов). Предыдущий владелец, нью-йоркский торговец картинами Ричард Файген (Richard Feigen), приобрел его в 1982 году за 648 тысяч фунтов (нынешние 1,7 миллиона), которые, будь они инвестированы в золото, в 2009-м превратились бы в 2 миллиона.

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. Кермесса в день Святого Георгия. 1628.

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ. Кермесса в день Святого Георгия. 1628.

Питер Брейгель Младший

Аукционная история произведений Питера Брейгеля Младшего хорошо иллюстрирует переменчивость рынка. Живопись этого художника долгое время была недооцененной; сегодня же к ней наблюдается повышенный интерес. В 1981 году полотно Брейгеля «Кермесса в день Святого Георгия» (1628) было приобретено за 275 тысяч фунтов (нынешние 786 тысяч), а четырнадцать лет спустя покупатель выложил за него целых 2,2 миллиона. Золото за этот период поднялось в цене всего на 22 тысячи фунтов (до 297 тысяч).

ОГЮСТ РОДЕН. Мыслитель.

ОГЮСТ РОДЕН. Мыслитель.

Огюст Роден

2010-й — хороший год для тех, кто инвестирует в скульптуру мастеров модернизма. В мае один из роденовских бронзовых «Мыслителей», проданный в прошлом году во Франции за 2,5 миллиона евро (2,25 миллиона фунтов), принес на Sotheby’s 11,8 миллиона долларов (7,3 миллиона фунтов) — почти трехкратный рост! Что до золота, то оно бы прибавило за год около миллиона фунтов.

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИА. Воин. 1982.

ЖАН-МИШЕЛЬ БАСКИА. Воин. 1982.

Жан-Мишель Баскиа

Творчество американского неоэкспрессиониста, бывшего уличного художника Жана-Мишеля Баскиа остается чрезвычайно привлекательным для инвесторов — 100 долларов, вложенные в его работу в 1998-м, к июню этого года превратились бы в 655 долларов. Особым спросом пользуются картины начала 1980-х. «Воин» (1982) в ноябре 2005 года выручил на Sotheby’s 1,8 миллиона долларов (954 тысячи в британской валюте); полтора года спустя покупатель выложил за него 2,8 миллиона фунтов. Сегодняшние эквиваленты этих цен составляют 1,06 и 2,9 миллиона соответственно. Стоимость золота, купленного в 2005-м за 954 тысячи фунтов, в 2007 году составила бы 1,3 миллиона. ДЖОАН МИТЧЕЛЛ. Подсолнух V. 1969.

Джоан Митчелл

Цены на произведения этой гранд-дамы абстрактного экспрессионизма растут так же бодро, как и на Баскиа: то, что в 1998 году стоило условные 100 долларов, за двенадцать лет подорожало до 664. Например, «Подсолнух V» (1969) купили в мае 1999 года за 266,5 тысячи долларов (165 тысяч фунтов) и перепродали в ноябре 2005-го за 1,53 миллиона (904 тысячи фунтов). «Мы бы настоятельно порекомендовали [инвесторам] присмотреться к творчеству этой художницы», — говорит основатель компании Artvest Майкл Пламмер (Michael Plummer). Инфляция подняла цену 1999 года до 208 тысяч фунтов, а цену 2005-го — до 937 тысяч. Золото бы за эти шесть лет достигло стоимости 228,6 тысячи.

ЯН ЛИВЕНС. Набросок головы и плеч бородатого старика в шляпе. 1629.

ЯН ЛИВЕНС. Набросок головы и плеч бородатого старика в шляпе. 1629.

Ян Ливенс

«Набросок головы и плеч бородатого старика в шляпе», выполненный в 1629 году голландским мастером Яном Ливенсом, был приобретен на Sotheby’s в 2004 году за 1,85 миллиона фунтов и шесть лет спустя продан за 2,5 миллиона. Учитывая, что первая цена в сегодняшних деньгах составляла бы 2,1 миллиона, прирост сравнительно небольшой (золото бы подорожало до 6,5 миллионов). Да, 2,5 миллиона — это почти рекорд (картина заняла второе место в списке самых дорогих произведений художника); кроме того, полотно относится к самому востребованному периоду — 1620-м годам, когда Ливенс «соревновался» с Рембрандтом (спрос на работы тех лет растет и потому, что на рынок поступает все меньше творений последнего того же периода). Появление «Бородатого старика» на Sotheby’s в 2004 году стало настоящим событием: картина не выставлялась на торги с 1886 года, когда маркиз Чолмонделейский продал ее на Christie’s за 21 фунт (в пересчете на нынешние деньги — 2 тысячи). После «сотбисовского» успеха работу решили вновь пустить с молотка слишком рано, ввиду чего ажиотаж был уже не такой: на рынке старых мастеров наибольшим интересом пользуются полотна, которые никогда не выставлялись на аукцион или выставлялись давно.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Портрет мужчины в образе бога Марса. 1620–1625.

ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. Портрет мужчины в образе бога Марса. 1620–1625.

Питер Пауль Рубенс

Упомянутое правило рынка старых мастеров подтверждают и перипетии работы Рубенса «Портрет мужчины в образе бога Марса» (1620–1625). В июле 2000 года картина ушла на Sotheby’s за 8,3 миллиона долларов (4,98 миллиона фунтов), а два года спустя была продана с убытком в 580 тысяч фунтов — владелец ждал слишком мало. Что до золота, то инвестор, вложивший в него в 2000 году 4,98 миллиона фунтов, к 2002-му получил бы 5,58 миллиона.

ПАБЛО ПИКАССО. Портрет Анхеля Фернандеса де Сото. 1932.

ПАБЛО ПИКАССО. Портрет Анхеля Фернандеса де Сото. 1932.

Пабло Пикассо

Как утверждает Майкл Пламмер, «Пикассо всегда будет цениться на арт-рынке». Что уж говорить, если за его работы готовы выкладывать более 100 миллионов долларов («Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев, Christie’s, 4 мая 2010). Еще один важный холст художника, проданный в этом году, — «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото» (1932), бывший владелец которого, Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber), выручил за него 34,8 миллиона фунтов. Предыдущий аукционный рекорд для этой работы составлял 18,7 миллиона фунтов (1995). Получается, доход Уэббера составил 16,1 миллиона. Если бы пятнадцать лет назад композитор решил потратить 18,7 миллиона фунтов на золото, то в июле 2010 его покупка стоила бы 60 миллионов.

Пикассо — это такой «старый мастер» рынка модернизма, вложения в работы которого всегда будут надежными, но их ценовой рост медленнее, чем у молодых рыночных сенсаций наподобие Баскиа. Условная работа, в которую в 1998-м инвестировали 100 долларов, в июле 2010 года принесла бы 194 доллара. Причиной этого, по словам разработчика индекса Mei Moses Майкла Мозеса (Michael Moses), является то, что большое количество работ знаменитого художника вошло в оборот уже давно, поэтому при частой перепродаже надеяться на очень высокие прибыли не стоит. А раз так, то коллекционеры начинают искать «недооцененные» сегменты рынка Пикассо. В частности, в последние годы возрос интерес к его скульптуре, а также к работам 1950-х годов. Позднему периоду была посвящена громкая летняя выставка в галерее Гагосяна («Пикассо: Годы на Средиземноморье (1945–1962)»). Пламмер, впрочем, подчеркивает, что по-настоящему выиграют лишь те, кто будет покупать в самом начале новой моды, а не ближе к ее концу.

ДЭМИЕН ХЕРСТ. Мне тебя не хватает. Фрагмент. 1997–1998.

ДЭМИЕН ХЕРСТ. Мне тебя не хватает. Фрагмент. 1997–1998.

Дэмиен Херст

Говорим «рынок Херста» — подразумеваем «арт-бум конца 2000-х». Кто не помнит апофеоз рыночной эйфории — «соло-аукцион» художника под названием «В моей голове я буду прекрасен вечно» (Beautiful Inside My Head Forever), состоявшийся 15-16 сентября 2008 года, сразу после коллапса Lehman Brothers и падения индекса Доу-Джонса на 500 пунктов. Херст предоставил организатору — Sotheby’s — 223 работы, из которых новых владельцев не нашли всего пять. Остальные принесли в общей сумме 111,4 миллиона фунтов.

Ответом Херста на растущий спрос стало увеличение производства. В 2006 году на открытые торги поступили 167 его творений, в 2008-м эта цифра выросла до 624. По данным Artnet, с 1996 года работы Херста выставлялись на аукцион 2165 раз.

Пример? Возьмем произведение «Мне тебя не хватает» (1997–1998), ярко-зеленую картину с приклеенными трупиками бабочек, которая в последние пять лет появлялась на торгах четырежды. В 2004-м ее купили на распродаже имущества ресторана Херста Pharmacy за 263,2 тысячи фунтов (эстимейт 120–150 тысяч); в феврале 2008-го полотно предложили с увеличенным эстимейтом — 700–900 тысяч, но покупателя ему найти не удалось. В октябре того же года работу опять выставили на торги, на этот раз с оценкой 500–700 тысяч, однако и тут ее ждал провал. Год спустя картину купили на Christie’s за 337 тысяч фунтов (эстимейт 200–300 тысяч).

Вложенные в 2004 году 263,2 тысячи фунтов к 2009 году превратились бы в 301,3 тысячи. Если вычесть из этой суммы комиссию покупателя, то получится 280 тысяч; плюс к этому продавцу еще пришлось бы оплачивать стоимость оформления сделки — в общем, картина вырисовывается не такая уж и радужная. В то время как 263,2 тысячи, вложенные в золото в 2004 году, к 2009-му превратились бы в 821 тысячу.

Согласно Artprice, условное произведение Херста, приобретенное за 100 долларов в двенадцать лет назад, сегодня стоило бы 452 доллара. Однако стоит отметить, что в прошлом году количество непроданных работ художника увеличилось аж на 103 %. Как считает арт-консультант Тодд Левин (Todd Levin), «Херст представляет собой отличную страховку от потерь при колебаниях рынка — если вы покупали его в 1990-х. Но вложения, сделанные в последние пять лет, наверное, не столь оправданны». Стоит помнить, что чем менее доступной является работа, тем выше шансы на успех. Девять из десяти самых дорогих творений Херста — редкие инсталляции.