ЛУИЗ БУРЖУА Паучиха. 2003.

Женщинам трудно нравиться людям, — говорит знаменитый скульптор Луиз Буржуа в новом документальном фильме, посвященном ей и ее творчеству. Арт-критик Брайан Сьюэлл более резок: «Ни одна женщина-художница не достойна звания великой».

Один из самых известных в мире арт-дилеров Иван Вирт в прошлую субботу выступил с заявлением, что женщинам-художницам, чьи работы представлены на арт-рынке, приходится сталкиваться с предрассудками и дискриминацией. Из-за этого цены на их произведения в разы меньше, чем суммы, которых достигают работы художников-мужчин. Вирт представляет интересы Луиз Буржуа, постоянно проживающей в США французской художницы, известной главным образом своими гигантскими скульптурами паучих. Одна из этих «паучих» (под названием «Мама») в прошлом году экспонировалась в Лондоне (у здания галереи Tate Modern) и была очень популярна у туристов. Несмотря на всемирную известность Буржуа и огромное количество поклонников ее творчества, ее большой отрыв от Лусиена Фрейда в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников представляет собой «вечное разочарование».

Недавно торги произведениями современного искусства Sotheby's и Christie's вновь поразили всех сенсационными ценами. Картина Лусиена Фрейда «Портрет обнаженной женщины с отражением» была продана за 23,4 миллиона долларов, скульптура Джеффа Кунса «Цветок из воздушного шарика (Пурпур)» ушла за 25,6 миллиона… Вместе с тем картина уроженки Южной Африки Марлен Дюма «Посетитель», ставшая самой дорогой работой ныне живущей женщины-художницы, продалась на Sotheby’s всего за 6,3 миллиона долларов, при том что о качестве и художественной ценности работ Дюма или Луиз Буржуа и того же Кунса можно спорить.

Иван Вирт очень недоволен такой ситуацией. «Ценность произведений искусства на рынке не должна определяться полом художника, — говорит он. — Мы, например, Утякаева Гульнара. Розовый день.представляем действительно выдающихся художниц, таких как Луиз Буржуа, Джоан Митчелл и Ева Хессе, большинство работ которых представляют собой вещи высочайшего класса».

 

На прошлой неделе на Sotheby’s был установлен новый рекорд: картина легенды оп-арта (optical art) Бриджет Райли «Песнь 2» ушла за 4,5 миллиона долларов, и этот результат поднял Бриджет Райли на первое место в ценовом рейтинге работ британских художниц. Луиз Буржуа также является рекордсменкой: на данный момент она занимает первое место в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих французских художников. Она также установила рекорд в мае этого года, когда одна из ее «паучих» была продана на парижском Christie’s за сумму, превышающую 4 миллиона долларов. Это сделало ее автором самой дорогой работы среди ныне живущих женщин-художниц, но, как мы видим, ее рекорд был скоро побит Марлен Дюма.

Наивысший аукционный результат среди работ женщин-художниц принадлежит картине нашей соотечественницы, легенды русского авангарда Наталии Гончаровой. Ее «Цветы» были проданы на прошедшем в июне Christie’s почти за 11 миллионов долларов. Однако эта цифра бледнеет по сравнению с гигантскими суммами, которые покупатели готовы выложить за работы выдающихся художников-мужчин: в мае «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,2 миллиона долларов, став самым дорогим произведением послевоенного художника, когда-либо купленным на аукционе.

Иван Вирт выражает недовольство тем, что картины, скульптуры и инсталляции даже самых известных художниц продаются в среднем всего за 4–6 миллионов долларов, в то время как менее ценные с художественной точки зрения работы некоторых творцов мужского пола приносят более впечатляющие суммы. «Уж арт-рынок-то должен быть свободен от предрассудков, — говорит он. — Конечно, я был рад, когда картина Марлен Дюма ушла на Sotheby’s за 3,2 миллиона фунтов. Но нужно сравнить эту сумму с результатами, которых достигли на том же аукционе произведения художников-мужчин: работа Бэкона была продана за 13,7 миллиона фунтов, Баския — за 5 миллионов, Ричарда Принса — за 4,2 миллиона… На сегодняшнем рынке искусства произведения женщин-художниц считаются дешевым товаром».

Автор и социолог Сара Торнтон, чья книга об арт-рынке выйдет в этом году, отмечает, что произведения искусства, созданные женщинами, составляют всего 30 процентов работ, экспонирующихся в музеях и галереях. В рейтинге Top-100 художников, чьи работы достигли самых высоких результатов на аукционах в 2007 году, только четыре позиции — 49-е место и ниже — принадлежат женщинам.БРИДЖЕТ  РАЙЛИ Песнь 2. 1967.

«Недопустимо полагать, что стоимость произведений на аукционах есть эквивалент их эстетической ценности, — говорит Торнтон. — В мире искусства, конечно же, должно быть равноправие. Только в 2004 году работа ныне живущей художницы (Марлен Дюма) впервые была продана за сумму, превышающую 1 миллион долларов. Сверхдорогие произведения искусства покупают в большинстве своем бизнесмены мужского пола. И им нравятся в первую очередь художники-бизнесмены, такие как Уорхол, Херст, Кунс, — наверное, потому, что они напоминают им самих себя».

Вторая причина неуспеха женщин-художниц на аукционах — это гораздо меньший «размах» их искусства. Те же самые Марлен Дюма и Луиз Буржуа выполняют свою работу сами, в отличие от Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. «На женщин-художниц обычно не трудится целая фабрика ассистентов, беспрестанно штампующих картины и скульптуры, — продолжает Торнтон. — Если кому-то нужно, чтобы работы какого-то художника все время повышались в цене, то ему следует постоянно поставлять все новые и новые творения этого художника на аукционы. Для женщин-художниц такая ситуация нехарактерна».

Но арт-критик Брайан Сьюэлл отмечает, что исторически женщинам было легче добиться признания в мире искусства, чем в какой-либо еще области. В XVI, XVII и XVIII веках женщин-художниц современники превозносили до небес. Стоит только вспомнить Артемизию Джентилески (1593–1651/63) и ее современницу Феде Галлици, известную как Галиция (1578–1630), которые считались величайшими художницами своего времени.НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Цветы. Ок. 1912.

«На арт-рынке нет никакого сексизма, — говорит Сьюэлл. — Просто Бриджет Райли, Луиз Буржуа и им подобные — художники второго и третьего ранга. Первоклассных женщин-художниц вообще никогда не было… Только мужчина способен создать великое произведение искусства. В художественных училищах 50 процентов или даже больше студентов — женщины. Однако в 28–30 лет они все “выгорают”. Может быть, это как-то связано с рождением детей».

Иван Вирт, однако, с этой точкой зрения не согласен. Он верит, что ситуацию еще можно изменить к лучшему. «Проблема в том, что произведения женщин-художниц во все времена редко достигали музеев, — сказал он в интервью газете The Art Newspaper. — Но сейчас появилось очень много кураторов-женщин, а также [выступающих за равноправие полов. — Ред.] молодых кураторов-мужчин, готовых пересмотреть историю искусства».

Что об этой ситуации думают представители аукционов? Глава отдела современного искусства Christie’s Пилар Ордовас не согласна с тем, что на арт-рынке существует дискриминация по половому признаку. «Работы многих художников-мужчин продаются за те же суммы, что и “женские” произведения, — считает она. — Говорить о том, что пол или возраст [художника. — Ред.] как-то влияет на цену, — значит сильно все упрощать».