Ларри Гагосян.

Недавно журнал ArtReview в очередной раз опубликовал свой ежегодный список «100 самых влиятельных людей мира искусства». В этом году первое место занял мега-дилер Ларри Гагосян (Larry Gagosian), недавно открывший новую галерею — на этот раз в Париже. Теперь у него девять выставочных пространств — плюс еще магазин на нью-йоркской Мэдисон-авеню и офис в Гонконге. Гагосян — арт - дилер, представляющий только топовых художников, настоящих «тяжеловесов» (которых до него сделали известными и популярными другие галеристы). Этой весной, например, одна из галерей Гагосяна показывала Моне, другая — Роя Лихтенштейна, третья — Ричарда Принса, четвертая — именитую французскую художницу Татьяну Труве... А летом в лондонской галерее Гагосяна прошла выставка, посвященная средиземноморскому периоду Пабло Пикассо.

Прошлогодний лидер — куратор Ханс-Ульрих Обрист (Hans-Ulrich Obrist) — сместился на строчку ниже. Главным местом его работы остается лондонская галерея Serpentine, где он недавно устроил двухсуточный «марафон», состоящий из выступлений более 50 художников.

Верхушка рейтинга ArtReview выглядит так:

1. Ларри Гагосян, арт-дилер, галерея Gagosian;

2. Ханс Ульрих Обрист, куратор Serpentine Gallery (Лондон);

3. Иван Вирт (Ivan Wirth), арт-дилер, галерея Hauser & Wirth;

4. Дэвид Цвирнер (David Zwirner), арт-дилер, галерея David Zwirner;

5. Гленн Д. Лоури (Glenn D. Lowry), директор Музея современного искусства (Нью-Йорк);

6. Биче Куригер (Bice Curiger), директор Кунстхауса (Цюрих), куратор Венецианской биеннале — 2011;

7. Сэр Николас Серота (Sir Nicholas Serota), директор музея Tate Modern (Лондон);

8. Эли Броуд (Eli Broad), коллекционер-миллиардер из Калифорнии;

9. РоузЛи Голдберг (RoseLee Goldberg), основатель фестиваля Performa;

10. Франсуа Пино (François Pinault), коллекционер-миллиардер из Франции.

Из художников самым влиятельным оказался китаец Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), занявший 13-е место. Для Ая искусство неотделимо от политики: один из самых известных его проектов, «Имена Сычуаньского землетрясения» (посвященный раскрытию имен детей — жертв страшного бедствия), стоил ему конфронтации с китайскими властями, чуть ли не закончившейся наихудшим образом. Последний раз художник попал в новости благодаря своей инсталляции в Турбинном зале лондонского музея Tate Modern. Работа стоит из 100 миллионов «семян подсолнечника» (основа рациона крестьян во времена «Большого скачка»), выполненных из самого что ни на есть традиционного китайского материала — фарфора. Ай хотел, чтобы посетители ходили по «семенам», но потом оказалось, что поднимаемая ими пыль опасна для здоровья. Инсталляцию, к счастью, не убрали, но теперь любоваться ею можно только сверху. Информация на заметку инвесторам: согласно исследованию компании ArtTactic, у Ая самые высокие среди китайских художников шансы стать «долгожителем» арт-рынка.