Инвестиции в искусство

Конечно же, «коллекционирующий дилер» — явление не новое. Большинство из них занялись арт-бизнесом именно из любви к искусству — в этой ситуации вполне естественно нежелание себя обделять. Как пишет сам Гагосян в каталоге выставки RSTW, «коллекционирование и торговля искусством — родственные друг другу занятия». В пример можно привести известного дилера Сидни Джениса (Sidney Janis), известного своей поддержкой творчества абстрактных экспрессионистов. В 1967-м он подарил более сотни работ из своей частной коллекции нью-йоркскому Музею современного искусства. В 1991–1996 годах музей Метрополитен получил от его коллеги Клауса Перлса (Klaus Perls) произведений африканского искусства и модернизма на 60 миллионов долларов. Два года назад английский галерист Энтони д’Оффе (Anthony d’Offay) отдал 725 (!) предметов галерее Тейт и Национальным галереям Шотландии. Недавно дилер Джеффри Дайч (Jeffrey Deitch) оставил торговлю искусством ради поста директора лос-анджелесского Музея современного искусства; главным вопросом наблюдателей было: что станет с его частной коллекцией?..

Раньше музеи предпочитали не экспонировать работы из персональных собраний дилеров из тех соображений, что благодаря этим показам поднимается рыночная стоимость предметов. Однако с годами граница между понятиями «дилер» и «коллекционер» несколько истерлась — нередки случаи, когда собиратели торгуют произведениями искусства так же активно, как и галеристы. Гагосян не единственный, кто отваживается показывать свои сокровища публике. Торговец работами старых мастеров Ричард Файген (Richard Feigen), например, в этом году одалживал 50 работ Художественной галерее Йельского университета. Его коллега Ричард Грей (Richard Gray) отправил на выставку в Художественный институт Чикаго более ста предметов, в том числе творения Рубенса, Дега и Кандинского. Единственное, что пока недоступно дилерам, — это попечительские советы музеев; хотя и из этого правила бывают исключения, все зависит от этического кодекса учреждения.

Серьезные собиратели вполне осознают, что их дилеры сами не прочь поохотиться за высококлассными работами своих подопечных авторов; большинство не имеет ничего против этого увлечения. «Очень важно, чтобы дилеры поддерживали своих художников и имели в собственности их произведения», — говорит нью-йоркский коллекционер Рэнди Шлифка (Randy Slifka).

Естественно, проблемы тоже иногда возникают. Многие покупатели жалуются на то, что некоторые дилеры приобретают работы по оптовым ценам и оставляют самое лучшее себе. «Пусть коллекционируют. Это их дело, — заявляет собиратель из Парижа Стив Розенблюм (Steve Rosenblum). — Единственное: у них есть возможность увидеть работы первыми. В этом случае возникает вопрос: забирают ли они все “сливки” себе? Или все-таки соблюдают какой-то баланс?»

Один нью-йоркский собиратель с 30-летним стажем, попросивший не называть своего имени, был неприятно удивлен, посетив знакомого галериста: по его словам, произведения искусства, украшавшие жилище торговца, были куда лучше тех, что он предлагал своим клиентам.

Кроме этого, есть еще и другие, менее очевидные «подводные камни». Вот что говорит еще один собеседник The Art Newspaper: «Мне не нравится, когда дилеры привозят работы на ярмарки и продают друг другу по цене ниже рыночной. Тратишь время на поездку в какую-нибудь далекую страну или туда, где из-за плохой погоды даже погулять нельзя, — все для того, чтобы купить какую-нибудь одну работу, и обнаруживаешь, что ее уже приобрели, причем не музей, а “инсайдер”».

По большому счету, все зависит от представлений об этике самого дилера. Ходят рассказы о галеристах, которые складируют у себя работы наиболее модных художников, чтобы потом сбыть их, когда цены вырастут. Этим, кстати, занимался знаменитый Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard), открывший миру Пикассо, Гогена, Майоля и многих других. Сейчас такое поведение считается не очень красивым по отношению к художникам и покупателям.

Как дилеру избежать конфликта?.. Возможно, наилучшую линию поведения избрал для себя упомянутый выше Джеффри Дайч: всем известно, что он коллекционирует искусство, но какие именно произведения входят в его собрание, не знает никто. Коллекционеры сходятся на том, что такой выход — самый разумный. «Хорошо, когда дилеры покупают себе работы художников, в которых они по-настоящему верят. Так они обеспечивают себе спокойную старость, — говорит один собиратель. — Но с коллекционерами это обсуждать нельзя: разговор может выйти очень неприятным».

«Думаю, что это вопрос честности и принципиальности дилера», — утверждает Ричард Грей. До недавнего времени он не приглашал клиентов к себе домой и даже скрывал сам факт наличия у него коллекции. «Никто не знал, что мы собираем», — говорит он.