Слава промышленного города Ченстоховы (Czestochowa) зиждется на его истории. В 1382 году силезский герцог Владислав Ополчик основал монастырь для прибывших из Венгрии монахов‑паулинов и подарил им чудодейственный образ Мадонны. Ченстоховская Чёрная Мадонна (Matka Boska Czestochowska) действительно написана в тёмных тонах, причём это не связано с копотью от свечей, а было задумано изначально.

Происхождение этой иконы неясно. Некоторые считают, что её написал сам святой Лука через 13 лет после смерти Христа, другие видят в ней сиенскую картину или же русскую икону, которую герцог захватил в качестве трофея в одном из походов. Скорее всего, этот вопрос так и останется без ответа, потому что в 1430 году икона сильно пострадала от нападения гуситов, а позже была полностью обновлена русскими богомазами. Вероятно, от гуситов и остались два прокола от меча на щеке Марии. Впрочем, в византийской традиции известны так называемые пронзённые иконы, с имитацией следов насилия, которые должны были придать этим ликам больше святости.

Ченстохова и знаменитая Чёрная Мадонна

Ченстохова и знаменитая Чёрная Мадонна

Тогда и началась блестящая судьба Чёрной Мадонны как чудотворной иконы: лошади, которые должны были доставить её в Богемию, не тронулись с места, отказываясь служить этому позорному деянию. В 1655 году, как утверждают, заступница спасла монастырь от шведов. Во время сорокадневной осады каждый день вдоль стен ходили процессии с иконой, чтобы придать мужества защитникам – монахам и польским солдатам. Вскоре после этого, 26 августа 1656 года, король Казимеж назвал Деву Марию «королевой Польши». Многие приписывали силе Чёрной Мадонны и успех в борьбе против русских в 1770 году, и спасение в 1945‑м, когда при отступлении немцев отсыревший фитиль помешал взорвать всё сооружение.

Ченстохова, одно из важнейших мест паломничества в Европе (более 3,5 млн посетителей в год), играет центральную роль в польской религиозной культуре. К тому же вера в Чёрную Мадонну тесно связана с национальным самосознанием. Сотни тысяч паломников ежегодно 15 августа прибывают на важнейший праздник этого города – Вознесение Богородицы. Кто посетит в эти дни город, заполненный толпами людей, тот воочию увидит ту власть католической церкви, которую она имеет над сердцами людей.