БЭНКСИ Крыса с радаром. 2004

Среди тех, кто решил встать на путь коллекционирования произведений искусства, многие начинают с покупки тиражных работ — например, эстампов. Основную часть этого сегмента составляют очень доступные вещи, приобретение которых сопряжено с весьма малым риском. Однако рынок тиражной графики огромен и, как и все остальные, подвержен моде.

За примерами далеко ходить не надо: один из известнейших современных художников, аноним по прозвищу Бэнкси (Banksy), представлен на рынке в основном своими эстампами, цена на которые испытала крутой подъем во время бума на современное искусство. В 2005 его работу под названием «Крыса с радаром» (75 экземпляров) купили на Bonhams за 400 фунтов (800 долларов); в сентябре 2008 она принесла на торгах Phillips de Pury около 20 тысяч (!) Новый владелец, впрочем, радовался недолго: через полгода, уже после коррекции цен в сегменте Contemporary, ему удалось продать своего Бэнкси всего за 8,95 тысячи. Однако стоит отметить, что в целом рынок тиражной графики был в «спекулятивную» эру относительно трезв: в период с 2000 по 2010 цены на современное искусство поднялись на 80 процентов, в то время как рост в субсегменте современных эстампов составил всего 18 процентов.

Большинство отпечатков (60 процентов) уходят на аукционах за суммы менее тысячи долларов (к этой ценовой категории относятся 55 процентов современных эстампов). Более пяти тысяч приносят всего 11 процентов. Вещи того же Бэнкси, выпущенные большим тиражом (от 500 до 1000 копий) можно вполне купить по цене не более тысячи. Хотя бывают и исключения: вышедший тиражом в 750 экземпляров оттиск с изображением жителей джунглей, охотящихся на тележки из супермаркета, был куплен за 4 тысячи долларов — все дело в известности работы. Четыре тысячи — сумма значительная, но за уникальное творение Бэнкси попросили бы в десять раз больше.

Современные художники часто выпускают эстампы, способствуя некоторой «демократизации» рынка, но мастера contemporary ответственны всего за 7 процентов рынка тиражной графики. Здесь доминируют модернисты (48,5 процента) и послевоенные художники (28,3 процента). Именно их оттиски ценятся дороже всего: в 2010 шесть эстампов Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Эдварда Мунка (Edvard Munch) и Джаспера Джонса (Jasper Johns) принесли на торгах семизначные суммы. Невероятно плодовитый Пикассо, которому принадлежит «живописный» рекорд (106,5 миллиона долларов за картину «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев»), является автором одного из самых дорогих отпечатков: 16 сентября этого года его «Битва Минотавров» выручила на Sotheby’s 1,27 миллиона фунтов стерлингов. Но поклонникам мастера, не располагающим таким бюджетом, расстраиваться не стоит: каждый месяц его эстампы уходят на торгах за суммы, не превышающие 500 долларов.