П. Пикассо (1881–1973). Коррида. 1959.Ещё не остыли эмоции по поводу выставки скульптуры и графики Сальвадора Дали, устроенной осенью 2009 года в залах Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова известным екатеринбургским коллекционером Александром Шадриным, как уже новая выставка — «Шедевры ХХ века», экспонировавшаяся в музее в декабре прошедшего года. Она и стала тем сюрпризом, о котором мы обмолвились год назад в беседе с Шадриным в редакции «Рампы». Сам же коллекционер посвятил свои «Шедевры» 90‑летию Нестеровского музея и преподнёс в дар музею два произведения из своей коллекции.

 

В экспозиции «Шедевров» — выдающиеся произведения выдающихся художников. Графика, живопись, скульптура, керамика. В первом зале — Пабло Пикассо, Анри Матисс, Фернан Леже, Марк Шагал, Василий Кандинский, Пауль Клее, Сальвадор Дали — гении, определившие пути развития изобразительного искусства ХХ века. В двух других — элита русского нонконформизма, художники «андеграунда», в своём большинстве лишённые советского гражданства и эмигрировавшие из СССР, составив славу русскому искусству за рубежом: Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Владимир Янкилевский, Вячеслав Калинин, Илья Кабаков, Михаил Шемякин (с произведений Шемякина когда-то началась коллекция Шадрина и знакомство Уфы с самой коллекцией). Рядом с литографиями, офортами, пастелями и скульптурами Шемякина - живопись его жены Ребекки Мадлен Шемякиной. На отдельным настенном модуле - «нервные» рисунки Анатолия Зверева - «последнего представителя московско-парижской пластической традиции», «безумца», «ниспровергателя общественных норм и канонов», «русского Матисса», неоценённого в Отечестве, но удостоенного Золотой медали из рук самого Сикейроса. Здесь же - живопись и графика известных в России и за её пределами, но не экспонировавшихся пока в Уфе Юрия Иванова, Вениамина Лазарева, Владлена Гаврильчика, Андрея Гросицкого, Владимира Лемпорта. Все новейшие течения и направления искусства ХХ века: кубизм, примитивизм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм. И всё это - в одной, чрезвычайно эмоциональной и чрезвычайно интеллектуальной экспозиции… Рассказать о всех экспонентах и их произведениях в формате одного журнального разворота невозможно, поэтому остановимся только на некоторых из них.

П. Пикассо (1881–1973) Портрет женщины в кресле. 1962.

П. Пикассо (1881–1973) Портрет женщины в кресле. 1962.

Гениальный испанский живописец, график и скульптор Пабло Пикассо, оставивший после себя более 20 тысяч произведений, в том числе всемирно известные полотна «Девочка на шаре», «Герника» и эмблему «Голубь мира», представлен печатной графикой и керамикой «французского» периода - конца 1940‑х – 1960‑х годов. Основная тема его графики, как и живописи, - цирк, вакханалия, коррида, женщина. Первая тема неотрывна от арлекинов и бродячих актёров «розового» периода (1904–1905). Вторая в какой-то степени производна от тематической направленности 27 панно и картин для замка княжеской семьи Гримальди в Антибе (1946) с концептуальной для них идеей радости бытия и гармонии с природой. Третья, вероятнее всего, возникла во время двух поездок Пикассо в Испанию - в 1933 и 1934 годах, в результате которых появились образы быка и Минотавра - главные персонажи знаменитой серии гравюр 1935 года «Минотавромахия». (Хотя и на юге Франции были чрезвычайно популярны бои быков, страстным поклонником которых слыл Пикассо). Изысканная простота плоскостно (аппликативно или линеарно) трактованных фигур на столь же плоскостном, но благородном по колориту фоне в линогравюрах и литографиях 1950‑х годов как бы возвращает Пикассо в начало ХХ века - к его «синтетическому» кубизму с программным доминированием в нём декоративности и контрастности.

П. Пикассо (1881–1973). Коррида. 1959

П. Пикассо (1881–1973). Коррида. 1959.

Четвёртая тема - тема женщины - проходит красной нитью через всё его творчество: от купальщиц «голубого» периода (1901–1904) до женских портретов, в первую очередь, портретов его красивых и талантливых жён. Шелкографический «Портрет женщины в кресле», созданный художником в 1962 году, в период его счастливого «французского» уединения в сельском доме в Мужене, знаменателен ещё и тем, что демонстрирует живописно-пластические особенности раннего пикассовского кубизма - «сезанновского» и «аналитического» периодов. К периоду жизни в Антибе - времени страстной любви стареющего Пикассо к молодой художнице Франсуазе Жило - относится и его керамика конца 1940‑х - 1950‑х годов. Богатая глиной почва деревеньки Валорис, расположенной рядом с Антибой, заинтересовала Пикассо настолько, что через некоторое время и Валорис, и размещающаяся на её землях фабрика «Мадура» стали известнейшим в мире керамическим центром. Простые по формам тарелочки, несколько лёгких движений кистью, и перед нами - пикадор, птичка, кузнечик. Сам же Пикассо относился к своей керамике лишь как к новому выходу творческой энергии: придавая росписи намеренно эскизный характер, он утверждал её неотрывность от своей графики, но создал при этом более трёх тысяч керамических произведений.

А. Матисс (1869–1954) Голубая обнажённая. 1952.

А. Матисс (1869–1954) Голубая обнажённая. 1952.

Стоявший у истоков фовизма великий француз Анри Матисс так же, как «послевоенный» Пикассо, утверждал в своём искусстве идею радости жизни. В созданной за два года до смерти цветной линогравюре «Голубая обнажённая» он дидактически подводит итоги своих творческих убеждений: передача эмоций должна осуществляться самыми простыми изобразительными средствами. Глубокий синий цвет, плоскостный рисунок (но по-матиссовскигибкий, музыкальный, «танцевальный») служат главной цели художника - его чувственному наслаждению телом и позой молодой натурщицы. В самой же пластике рисунка - его силуэтности, «аппликативности» - отразился характерный для творчества Матисса 1930‑х годов интерес к технике «декупажа» (вырезания из цветной бумаги), широко применявшейся им впоследствии, в литографии в том числе.

В. Кандинский (1866–1944) Звёзды. 1939.

В. Кандинский (1866–1944) Звёзды. 1939.

Родившийся в России и начинавший здесь как художник, но обретший свою вторую Родину во Франции, выдающийся живописец, график и театральный художник Марк Шагал к 1908–1910‑м годам находился под влиянием постимпрессионизма, фовизма, Пикассо. Свойственные его мироощущению фантасмагория и иррациональность сближали его искусство с сюрреализмом и экспрессионизмом, хотя сам Шагал никогда не принадлежал ни к одной группе. В 1920‑е годы он освоил различные техники гравюры, в 1950‑е интенсивно работал над живописной «Библией», и его цветная литография «Каин и Авель», вероятно, должна датироваться теми же годами: в пользу этого предположения свидетельствует не только сюжет, но и откровенная живописность рисунка.

Самое раннее по времени создания из представленных на выставке произведений - цветная литография «Звёзды», созданная в 1939 году великим русским художником, одним из основоположников абстракционизма Василием Кандинским. Переехав в 1933 году во Францию и испытав сильное влияние сюрреализма, Кандинский в эти годы всё чаще вводил в свои произведения, помимо геометрических фигур, причудливые по формам биоморфные структуры, очень похожие на космические звёзды…