Перестройка докатилась до Швейцарии Частный музей Алексиса Фореля представляет выставку белорусского плаката советского периода.

Для тех, кто забыл – 20 лет назад приказал долго жить Советский Союз. Казавшаяся непотопляемой Атлантида погрузилась в пучину небытия, а ее граждане получили паспорта государств-островков. Осколков Атлантиды.

Один из островков называется Республика Беларусь. Островок несколько странный для объединенной Европы, поскольку, находясь в ее центре, он умудрился сохранить основные атрибуты СССР: диктатуру одного человека и административно-командную экономику под тотальным контролем государства. На вопрос, как возможно такое в 21 веке, «продвинутый» белорус расскажет что-то о пресловутой «белорусской толерантности», об особенностях национального характера и, конечно, вспомнит последнюю Великую войну.

Мы же, обыватели Швейцарии, в поисках ответа на этот вопрос сядем в поезд и отправимся в город Морж, что в кантоне Во. В Морже Беларусь начинается прямо на вокзале: огромным плакатом выставки PERESTROIKA. Сама же выставка разместилась в Musée Alexis Forel, в квартале от живописной набережной Женевского озера.

Утопии живут вопреки исторической логике и благодаря пропаганде. «Шершавому языку плаката» в первую очередь.  Выставка PERESTROIKA разговаривает со зрителем именно этим языком, представляя белорусский советский плакат с 1947 по 1991 год. В качестве бонуса демонстрируются работы и современных белорусских мастеров. Для связи времен, очевидно.

Союз дизайнеров Беларуси привез в Швейцарию уникальные плакаты - не универсально-советские, но именно плакаты с белорусской спецификой. Чем она отличается от общесоветской?

Доперестроечный плакат рекламирует коммунистическую систему через идеологию и... через собственно рекламу. В идеологических плакатах превалируют иконы Ленина и Сталина, как в плакатах Ефима Тараса, например. Плакат «Навек упразднили власть панов» (1949) Леонида Замаха эксплуатирует тему оккупации Восточной Польши как освобождение народа от польских буржуинов. В рекламных плакатах пропаганда работает потоньше. Зрителю обещают авто «Москвич», пылесос или стиральную машину за 30 копеек (реклама советской лотереи). Вышеназванные предметы в Cоветском Союзе 50 лет назад являлись, как могут помнить некоторые читатели, предметами роскоши и дефицитом, посему в лотерее ловили свой шанс многие миллионы советских людей. Вышеупомянутый Ефим Тарас отметился, кстати, в обоих жанрах.

Беларусь была своебразной витриной Атлантиды, ее жители не знали печально известных «колбасных электричек» и тотального дефицита товаров наипервейшей необходимости. Советский белорус и советский плакат были почти тождественны – плакат обещал рай на земле, а белорус считал, что уже получил его: в виде «чарки и шкварки» (расхожее выражение белорусов).  Плакаты потому и столь убедительны, что делались от души, искренне.

Вторая часть экспозиции – период перестройки, начавшейся в 1985 году и завершившейся распадом СССР, официально провозглащенным в 1991 именно в Беларуси. Об этом времени много написано, но оно все еще ждет своего объективного анализа. А пока что одна часть бывших советских людей до сих пор молится на Горбачева, вторая же проклинает его за развал великой страны.

Перестроечный белорусский плакат переживает расцвет, а такие его мастера, как Владимир Цеслер и Сергей Войченко добиваются международного признания. Их плакат «Вудсток», рекламирующий известную марку американских джинсов, выполняет также социальную и культурную функции. Мастера совмещают, казалось бы, несопоставимое: обычный белорусский ландшафт плавно переходит в джинсовые складки, как бы показывая, что свободный дух рок-музыки не чужд и белорусской земле. Этот плакат вошел в коллекцию парижского Лувра. В. Цеслер и С. Войченко (ныне покойный) – редчайшие мастера, умудрявшиеся создавать первоклассное искусство даже из социальных заказов эпохи брежневского застоя.

Вообще период перестройки дал белорусским художникам огромный материал для творческого переосмысления. Один Чернобыль чего стоит. Или возвращение в белорусский культурный контекст запрещенных ранее Казимира Малевича и Эля Лисицкого (см. плакаты Елены Китаевой). Яркие образы, сложные техники плюс счастливая для белорусского искусства ситуация, породившая в одно историческое время целое поколение талантов, как в Италии времен Ренессанса. Будет справедливым эти имена перечислить:  Дмитрий Сурский, Михал Анемподистов, Александр Новожилов, Людмила Федорова, Андрей Шелютто, Юрий Тореев.

Жаль, что организаторы не привезли плакаты-апологеты нынешнего белорусского режима. Поверьте – оно того стоит! Все эти «Купляйце беларускае!», рекламы помпезных праздников урожая и бесконечных «Славянских базаров» отбрасывают официозный белорусский плакат стилистически назад во времени. И это неизбежно: вчерашнюю идеологию возможно пропагандировать только вчерашним стилем.

Интерьер экспозиции напоминает образцовую Ленинскую комнату, отдекорированную в лучших традициях наглядной агитации. Эффект присутствия в советской Атлантиде усиливается такими знаками времени, как комсомольские билеты, советские паспорта и даже... незабвенные талоны на табак, алкоголь и сигареты.

Выставка настойчиво возвращает нас в наше недавнее прошлое, вызывая у кого-то ностальгию, у кого-то радость, что советский кошмар, наконец-то, кончился. Западный человек получит свою долю пищи для размышлений и сможет избавиться от многих стереотипов о Советском Союзе. Но равнодушных после осмотра выставки не будет точно. По прошествии времени вчерашние агитки стали просто фактом искусства. Как фильмы Лени Рифеншталь.

Пусть же таковыми и остаются.