Рембрандт ван Рейн «Саул и Давид» 1651-1658гг.Многолетние споры в научном сообществе по поводу авторства картины «Саул и Давид», находящейся в собрании гаагской галереи Маурицхейс, закончились признанием подлинности работы великого Рембрандта ван Рейна. Исследование полотна, в котором  задействовали самые новейшие технологии анализа и ведущих специалистов-искусствоведов, растянулось на восемь лет.

Полотно с названием «Саул и Давид» попало в музей Маурицхейс в далеком 1898 году в качестве работы Рембрандта, и на протяжении многих лет считалась одним из центральных экспонатов коллекции музея. Но в 1969 году прежнее авторство было отвергнуто, что повлияло на значимость картины. Сейчас же справедливость восторжествовала, работа «Саул и Давид» признана произведением эпохального мастера.

У этой картины необычная дата написания — с 1651 по 1654 годы и с 1655 по 1658 годы. Полотно творилось в два этапа. В этом и кроется причина видимого различия в манере написания образов Давида и Саула. С течением времени стиль написания Рембрандта непрерывно совершенствовался. Поэтому его работы 1640-х существенно отличаются от произведений 1650-х. В  XIX веке картина была кем-то разрезана с целью продажи по частям  двух отдельных портретов кисти Рембрандта. В этот период был утрачен фрагмент темного фона, находящийся над головой Давида. Впоследствии разделенные части картины были соединены, а недостающая часть была заменена куском совершенно другого холста. Швы были скрыты несколькими слоями краски. Все эти детали всплыли при комплексном исследовании картины «Саул и Давид», что убедило семерых экспертов  в том, что данная картина является подлинником Рембрандта.