Рябушкин Андрей Петрович. Московская улица XVII века в праздничный день. 1895.Семнадцатого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе произошло никем не замеченное событие – в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Сам Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, так же как и его старшего брата.

Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе. Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.

Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.

Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Харлампиевич Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.

Рябушкин Андрей Петрович. Возвращение с ярмарки.

Преподавателями Андрея Рябушкина в Училище стали такие признанные авторитеты в живописи, как А. Е. Архипов, К. А. Коровин, В. Г. Перов и В. А. Серов. Особенным расположением Андрей пользовался у Перова, который помог юноше в освобождении от платы за обучение, «так как успехи его были всеми замечены». После смерти Перова Андрей оставляет Московское училище и переезжает в Петербург, где продолжает обучение живописи в Академии художеств. Столичные преподаватели были поражены мастерством Рябушкина, все говорили, что «он явился к нам уже готовым художником».

В работе над картинами Андрей Рябушкин был очень требователен к себе: вначале делал множество эскизов, и те, которые ему не нравились – попросту сжигал. Этим объясняется то, что в наследии художника сохранилось около двух тысяч эскизов, хотя их могло быть в несколько раз больше. Только после того, как все фрагменты мозаики становились на свои места, идея обретала целостность, художник переносил свои мысли на холст. Как наследие раннего интереса к русской старине, жизни простого народа и влияние московского периода жизни в окружении демократичных художников Училища, можно воспринимать сюжеты картин художника.

Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.

Рябушкин Андрей Петрович. Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.

Получив предложение отправиться в путешествие за границу для того, чтобы набраться новых впечатлений и собрать материалы для будущих работ, наотрез от него отказался. Вместо этого поехал на родную Тамбовщину, в Борисоглебск. Итогом этой поездки стала серия картин из жизни русского крестьянства и низших городских сословий. Среди работ А. Рябушкина того периода: «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии>, «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины в церкви» и другие.

Поездки по России в одиночку или с друзьями каждый раз давали новую пищу творчеству художника. Изучая роспись храмов, Рябушкин невольно попадал под влияние русских традиций в живописи и религиозных мотивов. Дипломной его работой стала картина "Снятие с креста". И в дальнейшем художник неоднократно писал работы на религиозные темы.

Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.

Рябушкин Андрей Петрович. Семья купца в XVII веке. 1896.

По своему характеру Андрей Петрович был тихим и незаметным человеком, в то же время общение с ним оставляло неизгладимое впечатление, вызывая искреннее чувство симпатии. После знакомства с Рябушкиным художник  В. Д. Поленов писал жене, что встретил чрезвычайно интересного человека, который пишет чудесные картины.

Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Петрович, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибе­гал периодически к хорошо испытанному им спое ­ликвидации своих произведений - к сжиганию их.

В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта.  Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.

Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899

Рябушкин Андрей Петрович. Русские женщины 17 столетия в церкви. 1899

Основным мотивом произведений Андрея Рябушкина становится изображение русской женщины, воплотившей в себе национальные семейные традиции. В своих работах художник этот образ несколько идеализирует, облагораживает, используя в качестве инструмента реализации своих идей цвет и ритмику картины. Позднее тематика несколько поменялась - художник обратился к былинным и сельским мотивам.

Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.

На родине, в Борисоглебске не забывают своего талантливого земляка, в его честь названа одна из улиц города, а на здании, в котором когда-то учился А. П. Рябушкин (бывшая церковно-приходская школа) установлена мемориальная доска с именем живописца.