Георгий Нисский. Домик Линдина. 1955 год. Бумага, смешанная техника 20,5х27,3.В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при Академии художеств, где регулярно прохо­дили встречи с известными мастерами изобразительного искусства. Непосредственное общение с ними было притягательным, питало любознательность. Посчастливилось видеть и слышать таких корифеев советской живописи, как Борис Иогансон, Александр Дейнека, Георгий Нисский, Александр Лактионов, Николай Ромадин, Сергей Герасимов... Эти замечательные встречи не носили официального или лекционного характера. Скорее, это были доверительные беседы мастеров с мо­лодым поколением, с людьми, мечтающими стать художниками.

Система работы Нисского над полотнами своеобразна: он редко пишет что-либо непосредственно с натуры, пользуясь зрительной памятью и быстрыми набросками. За это художник неоднократно подвергался критике и обвинениям в неточности изображения объектов. Отсутствие фотографической идентичности с лихвой перекрывал талант живописца, позволяя ему наделить чувствами даже линию электропередач. Даже если на картине не изображено ни одной живой души, за механизмами неизменно ощущается присутствие человека, его дух созидателя, даже морские пейзажи невольно заставляют зрителя искать изображенных людей, хотя их там и нет. Природа в работах художника несет следы преобразования людьми, не теряя при этом своей красоты и привлекательности.

Рассказывал художник Георгий Григорьевич Нисский:

Приежаю я на Академическую дачу и устраиваю там всем разнос. Нельзя в искусстве сюсюкать. Надо искать новое.

Характером горяч был. Въезжал на территорию творческой да­чи на машине, описывал несколько кругов, чтобы все знали — при­был Сам.

- Я художникам-дачникам говорю: «Что это вы все одинаково рисуете - тропинка, кустик, кусочек неба. По-новому, что ли, не можете?»

- Да как по-новому? - спрашивают они.

Георгий Нисский. Лыжник. 1950-е год .Бумага, гуашь 15,2х21,5.

Георгий Нисский. Лыжник. 1950-е год .Бумага, гуашь 15,2х21,5.

- Тогда я прохожусь по даче, по мосткам через Мету. Всматри­ваюсь во все внимательно. Пишу и приношу готовый этюд. Вот вам! Написал с мостков мотив с водой, без неба. А в нем есть все. И небо в воде отражается. И, главное, никто еще так не делал! — хитро улыбался знаменитый на всю страну художник.

Или, бывало, выезжал он в Подмосковье, на Псковщину. Не выходя из машины, на спичечном коробке зарисовывал основной элемент будущей картины, церковь, например. Проводил за ней горизонтальную линию, изрекал довольный;

- А вот вам и пространство! Остальное сделаю в мастерской.

Георгий Григорьевич Нисский родился на небольшой железнодорожной станции вблизи Гомеля в 1903 году. С детства любил рисовать  и, когда местный художник Зорин, увидев рисунки Георгия, посоветовал тому учиться живописи, с радостью отправился в Гомель, где и поступил в Студию изобразительных искусств. Уже оттуда его в 19221 году направили на подготовительные курсы при ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические курсы). После окончания курсов перешел на отделение живописи. Преподавателями его были Роберт Фальк и Александр Древин.

Георгий Нисский. Ранняя весна. 1955 год. Бумага, гуашь 20х23.

Георгий Нисский. Ранняя весна. 1955 год. Бумага, гуашь 20х23.

В Москве Георгий Нисский познакомился с художниками, входившими в группу ОСТ («Общество станковистов»), а также с Александром Дейнекой. Под  влиянием этих живописцев складывается оригинальный стиль Нисского – лаконичность, динамика и лиризм. В 1928 году в ходе подготовки к дипломной работе впервые поехал к Черному морю, где навсегда влюбился в водную стихию. Дипломную работу написал в 1930 году, ею стала картина «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе», ныне находящаяся в Государственной Третьяковской галерее.

В 1930-1931 годах занимался наглядной агитацией и оформительством в Дальневосточной армии. В 1936 году вместе со своими друзьями А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским опять поехал на Черноморское побережье, где при посещении Севастополя и Балаклавы, ему посчастливилось полетать на аэроплане, ходить на быстроходных катерах и даже на подводной лодке. Путешествие еще сильнее разожгло любовь художника к морю, что позднее вылилось в создание многих произведений морской тематики.

Первые значительные работы Нисского писались еще в начале 30-х годов, темы их определили впечатления детства, прошедшего на железнодорожной станции: «Осень. Семафоры», «На путях», «Октябрь». Но уже с 1937 года художником завладели морские пейзажи, а с началом войны добавились батальные морские композиции. Морская тема продолжилась и в работе над иллюстрациями к книгам Новикова-Прибоя «Цусима» и Соболева «Морская душа».

В послевоенный период художник переключил свое внимание на ландшафтный пейзаж, не забывая впрочем, и свою первую любовь – водные просторы. Правда, место моря теперь заняли виды подмосковных водоемов. В картинах Георгия Григорьевича все больше внимания уделяется изображению машин и механизмов, так что его работы вполне можно называть индустриальными пейзажами.

Георгий Нисский. Зимний вечер. 1955 год. Бумага, гуашь 14,7х16,7.

Георгий Нисский. Зимний вечер. 1955 год. Бумага, гуашь 14,7х16,7.

Много путешествуя по стране, Георгий неизменно привозил домой новые впечатления, которые позднее находили свое воплощение в его произведениях. Высокие оценки Академии художеств неизменно получали полотна, написанные по итогам таких поездок. Композиция 1963 года «На Дальнем Востоке» отмечена серебряной медалью выставки в Академии.

Несмотря на несомненный лиризм произведений Нисского, его стиль индустриальных пейзажей получил название «сурового», видимо из-за новаторских техногенных пейзажей.

Умер Георгий Григорьевич Нисский 18 июня 1987 в Москве, оставив после себя огромное творческое наследие.