Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов (1925–1986)В 2010 году народному художнику РСФСР, заслуженному художнику БАССР, лауреату Государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева Рашиту Мухаметбареевичу Нурмухаметову (1925–1986) исполнилось бы 85 лет. Его нет на Земле двадцать пятый год. К сожалению, многие молодые художники не знают его картин, которые представляют собой важнейшие этапы в развитии живописи республики.

Рашит Нурмухаметов был ярким человеком; творчество его - разнообразным, богатым находками сюжетов и решений. Картины его легко поддаются описаниям, так как всегда прямолинейны в выражении идеи и ее реализации. Но при этом живописны, прекрасно скомпонованы, нарисованы. Все превосходные слова, эпитеты и метафоры были использованы при характеристике его творчества тогда, когда оно создавалось, в 60–80-х годах XX века.

Пропаганда изобразительного искусства нашей республики в контексте истории вбирает в себя и работу творческих коллективов в 30-е годы, и во время Великой Отечественной войны, и в 50–60-е, особенно плодотворные годы, и сегодняшний день. Весь опыт поколений художников ведет к совершенствованию, к пониманию своей роли и общественной значимости искусства.

Рашит Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал становился главным, исходным мотивом. В основе каждой его картины лежал увиденный сюжет. Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для Рашита очень много -  в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение. И хотя картины могли называться «Легенда о батыре» или «В нефтяном крае» и т. д., они были очень конкретны; в их основе были писанные с конкретных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в обычной жизни. Полное отсутствие фальши от личает работы художника.

Рашит очень любил жизнь. Оптимизм был его натурой. Энергичный, легкий на подъем, большой и сильный, казалось, ему многое было по плечу. И картины его показывали сильных людей, сильные характеры, значительные события, вселяли оптимизм. Любил писать красивые лица, сам был красив.

Он был хорошо образован. Прекрасные художники Александр Эрастович Тюлькин и Порфирий Маркович Лебедев - его уфимские учителя. А в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова его педагогами стали очень известные в советском искусстве живописцы Владимир Григорьевич Цыплаков и Василий Прокофьевич Ефанов.

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953/

Портрет Сагита Агиша. Холст. Масло. 1953.

Во время каникул Рашит уезжал то на нефтяные промыслы, то в какие-то колхозы, в маленькие городки — наблюдать, делать зарисовки, эскизы. А если оставался в Уфе, то все каникулы отдавал общению с людьми искусства. Именно в студенческие годы он написал свои первые крупные картины: «Портрет писателя С. Агиша» (1953), «Портрет балерины Зайтуны Насретдиновой» (1955). Во время первой декады башкирской культуры в Москве (1955) на выставке изобразительного искусства БАССР эти портреты достойно представляли нашу живопись в числе других работ.

У Нурмухаметова есть портреты, среди которых можно обнаружить и пафосные образы (портрет М. Карима «Я россиянин»), и более «земные» и поэтические. Лучшие из них, на мой взгляд, «Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина» и «Скульптор М. Якубов». Обе работы написаны в 1967 году. Портреты довольно далеки от натуры в  смысле точного сходства. Автор стремился укрупнить образы, придать чертам лиц больше значительности и даже героики. По задаче художника, Гизатуллин - не просто врач, а символ, характер определенного свойства. Отсюда и намеренное увеличение форм фигуры, лица, и приближение всей композиции к самому краю горизонтальной рамы, и резкие, контрастные цвета ярких синих и белых красок.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

Портрет заслуженного врача РСФСР В. А. Гизатуллина. 1967. Холст, масло.

То же решение в образе Мансура Якубова, талантливого скульптора, керамиста, умершего очень молодым. В жизни Мансур был невысокого роста, худенький, очень подвижный, улыбчивый. Он никогда не мнил себя каким-то маэстро, хотя на самом деле был примером трудолюбия, таланта, знаний профессии. Идя от натуры, портретного сходства, Нурмухаметов создал свой образ — значительного человека, личности, чья духовность ощущается во всем: лице, взгляде, фигуре.

Важной для Нурмухаметова темой была тема так называемого «простого человека», где герои — плотники, бурильщики и просто хорошие и добрые люди представляют собой, по мысли автора, лицо народа,  повседневную жизнь тружеников, населяющих республику. Из этого ряда — «Доярка Рыскулова» (1964), «За самоваром» (1961), «Чабан Давлетов» (1965), «Карим-бабай» (1967), портрет «Бурильщик Гафур» (1959).

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

За самоваром. Холст. Масло. 1961.

В 60-е годы прошлого столетия в нашем искусстве определилось главное свойство - интерес к людям труда, потребность романтизации их характеров. Герой будней стал главным. Если объяснять феномен творчества Нурмухаметова, то подобный подход - это один ряд с лучшими мастерами искусства тех лет, от А. Лактионова до В. Попкова. Энергичный жест, усиленность силуэта, преувеличение в масштабе, резкость в обрисовке ситуаций и характеров — таковы внешние признаки живописи 60–70-х годов. Это явление назвали «суровым стилем», более всего, по меркам эстетики того времени, отражающим героизацию народных характеров.

В творчестве Рашита Нурмухаметова поиски идеального образа человека труда также прошли через «суровый стиль». Картины «Будни Крайнего Севера» (1972–1974), «Первопроходец Заполярья» (1974) и другие вполне точно отвечают многим его особенностям. Лучшая из подобных его работ — «В нефтяном крае» (1969).

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

В нефтяном крае. 1969. Холст, масло.

Картина очень похожа на кинокадр. «Кадровка», фризовая композиция, нарочитое приближение героев к зрителю, так, что герои будто из-за своей великости не умещаются в плоскость холста, - все это приемы «сурового стиля», диктующего особый живописный и композиционный язык. Преувеличенность размеров фигур, огромность элементов пейзажа дают мотив, усиливают тему героики труда и трудящегося.

В подобных произведениях Рашит Мухаметбареевич был очень искренним, писал то, во что верил. А верил он, что завтра будет лучше, чем сегодня; для этого он и его герои живут и работают.

Глубокий интерес художника к своему народу, его обычаям, прошлому является еще одним важнейшим моментом его творчества.

В 1926 году по документальным материалам и рассказам очевидцев Мажитом Гафури была написана печальная повесть о чистой любви и черной ненависти - «Черноликие».

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

Жертвы шариата. 1953-69. Холст, масло.

А Нурмухаметов в 1969 году написал по мотивам этой повести одну из самых известных своих картин «Черноликие». Он писал ее десять лет. Картина подробно и четко определила накал страстей: герои — только хорошие, антигерои - только плохие. Нарушение религиозных догм, особенно в деревне начала века, где свои законы, свои порядки и понятия, было страшным преступлением. Традиционная форма решения исторической картины в «суриковском» ключе (В. И. Суриков был богом для Рашита) дает возможность подробно рассмотреть стоящих в центре картины гонимых и окружающую их толпу. Очень удобная композиция - вся поддается зрительскому глазу: центр и полукруг. Роскошная живопись - буквально утопаешь в синих, бордово красных, сине-зеленых, зелено-черных цветах картины.

За красоту живописи, значительность образов в том же 1969 году Рашит Мухаметбареевич был удостоен звания лауреата Государственной премии БАССР им. С. Юлаева.

Как и в творчестве, энергичный Рашит Нурмухаметов и в общественной жизни оставил глубокий след. Именно он был инициатором создания художественного факультета в молодом Уфимском институте искусств (сейчас академии). Его первые ученики - И. Бикбулатов, Р. Зайнетдинов, Р. Харисов, Р. Абдуллин, Г. Калитов, У. Мухаметшин... Как председатель Союза художников Башкирии (1970–1980) Р. М. Нурмухаметов много сделал для продвижения новых имен, организации выставок, обсуждений, дискуссий. Он никогда не мучился вопросом о своем месте, не преувеличивал собственную значимость, его простой натуре были не свойственны праздные размышления. С его уходом в 1986 году мы лишились одного из своих самых светлых художников.

О творчестве Рашита Нурмухаметова на Форуме.

Эвелина Фенина, искусствовед

Статья издана в журнале "Рампа. Культура Башкортостана" № 12 2010 год.

Другие статьи о художнике:

Национальный романтизм Рашида Нурмухаметова.

{odnaknopka}