БГХМ им. М. В. Нестерова. Фасад.К 90-летию Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова

Башкирский государственный худо­жественный музей им. Михаила Васильевича Нестерова - один из старейших музеев России. Его основание и начало собрания связаны с именем выдающегося художника, уфимца Михаила Васильевича Нестерова. Желая «содействовать художественному обра­зованию своих земляков», в 1913 году Нестеров подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины XIX - начала XX века: 102 экспоната, в том числе про­изведения И. Е. Репина, И. И. Шишкина, В. Е. Маковского, Н. А. Ярошенко, В. Д. По­ленова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, А. Е. Архипова, Н. К. Рериха и многих других. Особую ценность дара составили 30 работ самого Нестерова (портреты, пейзажи, жанровые композиции). В том же году в газете «Правительственный вестник» было опубликовано официальное сообщение о даре художника.

Нестеров предполагал разместить свою коллекцию в строящемся Аксаковском Народном доме, но строительство затянулось, а другого свободного помещения тогда не нашлось, и коллекция продолжала оставаться в Москве. Лишь в октябре 1919 года, после освобождения Уфы от колчаковцев, коллекция прибыва­ет в город: её привозит земляк Нестерова, известный московский архитектор И. Е. Бондаренко, ставший впоследствии пер­вым директором музея. В Уфе Бондаренко сразу же приступает к поискам подходя­щего для музея помещения. В результате тщательного обследования всех архитек­турных достопримечательностей горо­да он останавливается на бывшем доме купца-лесопромышленника М. А. Лаптева, расположенном на улице Гоголевской (ныне - улица Гоголя, 27). «За» особняк Лаптева было сразу же несколько аргумен­тов. Во-первых, его удачное расположение - в исторической части Уфы и в то же время достаточно уединённо, как бы в стороне от делового центра. Во-вторых, необходимая для любого музейного помещения так называемая отстранённая зона, то есть то расстояние от дороги, которое препятству­ет архитектоническим колебаниям, представляющим опасность для произведений искусства. В-третьих, располагающийся по всему периметру особняка сад и дере­вья (липы, ёлочки, рябинки), создающие особую атмосферу музейной тишины и покоя, а летом - ещё и прохлады. Вместе особняк и сад представляли собой клас­сический образец русской усадьбы начала XX века, при этом доминирующую роль в этом усадебном ансамбле играл всё-таки особняк, поэтому о нём следует сказать особо. Особняк Лаптева - не только одно из красивейших зданий Уфы, но в первую очередь - это уникальный образец стиля модерн. Торжественные плоскости высо­ких окон, фризовый пояс по всему пери­метру экстерьера, «чешуйчатая» крыша с оригинальными «корабликообразными» навершиями, изысканные плафоны по­толков, декорированные разнообразными мотивами геометрического и раститель­ного орнаментов (в том числе античными иониками, меандром, пальметтами, листьями аканта и розетками), лёгкие, почти воздушные пилястры с каннелюрами и изящные полуколонки со сложными ка­пителями, наконец, горельеф в виде двух амурчиков-путти, венчающий дверной пролёт между вторым и шестым залами...

И. Валитов. Музей им. М. В. Нестерова. 1989. Бумага. Акварель.

И. Валитов. Музей им. М. В. Нестерова. 1989. Бумага. Акварель.

Особняк был построен в 1913 году по проекту известного самарского архитекто­ра А. А. Щербачёва, а его строителями стали студенты Петербургского училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (того училища, которое через год окончит первый профессиональный художник-башкир К. С. Девлеткильдеев, в будущем принявший активное участие в формиро­вании музейного собрания).

23 октября 1919 года было издано по­становление Уфимского Губревкома, по которому особняк М.А. Лаптева был пере­дан Уфимскому художественному Про­летарскому музею имени Октябрьской революции. В новоиспечённом музее сра­зу же началась работа над экспозициями. В результате в день публичного открытия музея 5 января 1920 года его посетители смогли увидеть три экспозиционных зала: в первом экспонировались произведения М. В. Нестерова и его дар, во втором - «русская старина», в третьем - произве­дения художников-уфимцев и живопись Д. Д. Бурлюка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Нестеровский, художественный. Коллекции.