А. М. Графова. Беседа с учеником.К 50-летию Детской художественной школы № 1 им. А. Кузнецова

Вагапов проработал директором шко­лы до января 1964 года. На этом посту его сменила талантливый педагог Алексан­дра Михайловна Графова. Этот период в истории школы совершенно особенный, и в первую очередь по причине тех позитивных инициатив, в результате которых Детская художественная школа № 1 ста­ла не только центром культурной жизни Черниковска, но и активным участником культурной жизни всего города. Одни преподаватели совместно с учащимися читали лекции по истории искусства и устраивали выставки в общеобразователь­ных школах, библиотеках, кинотеатрах, домах культуры, клубах и парках, в обще­житиях заводов. Другие участвовали в проверках качества преподавания рисова­ния в общеобразовательных школах и ху­дожественного оформления детских садов Орджоникидзевского района, выполняли многочисленные «партийные» задания по наглядной агитации и красочному оформ­лению улиц и предприятий района, перво­майских и ноябрьских демонстраций.

Год от года крепла дружба школы с республиканским Союзом художников: Союз курировал лекционную и выставоч­ную работу школы, председатель Союза Рашит Мухаметбареевич Нурмухаметов вместе с Александром Даниловичем Бурзянцевым стали постоянными участни­ками просмотров ученических работ. На выпускных экзаменах часто присутство­вали и преподаватели Уфимского учи­лища искусств: они отбирали для учили­ща будущих студентов. Педагогической практикой школы заинтересовался один из патриархов башкирского изобразитель­ного искусства, известный и признанный в республике педагог Порфирий Маркович Лебедев. Александра Михайловна вспо­минает: «Порфирий Маркович однажды прошёлся по классам, показывая акварели своих студийцев, выполненные в годы войны на газетной бумаге. И какие это были акварели! При этом он по-доброму наставлял наших учащихся: "И кисточки- то у них были сделаны из девичьих ко­сичек. А у вас. вижу, и кисти отличные, и бумага, а прилежания особого не вижу". Такие беседы имели для учащихся очень большое воспитательное значение».

Владислав Бегунов. 15 лет. В электричке. Бумага. Гуашь.

Владислав Бегунов. 15 лет. В электричке. Бумага. Гуашь.

При Графовой сформировались и дру­гие школьные традиции. Одна из них - проведение пленэров в походах. Сначала это были походы пешие, позднее - во­дные: группы учащихся и преподавателей сплавлялись на лодках по горным речкам Башкирии, совместно постигая законы красоты, профессиональные навыки и трудности походной жизни. Но главным результатом таких пленэров становилось чувство доверия и уважения к педагогу, которое было так необходимо на уроках в классе. Впоследствии из той походной школьной традиции 1960-х годов родилась традиция педагогических пленэров - тоже на природе, часто в самых отделённых уголках республики, - но их главным ис­точником стала педагогическая дружба, заложенная тогда же, в начале 60-х. Дело в том, что до середины 60-х в республике было только две художественных школы: под второй подразумевается Детская ху­дожественная школа № 2, открывшаяся в 1962 году в Уфе, в исторической части го­рода, на улице Белякова, 27. (Что же каса­ется детских художественных школ в дру­гих городах Башкирии - в Стерлитамаке, Октябрьском, Салавате, - то они начали открываться только с конца 1960-х - начала 1970-х годов.) Поэтому без обмена педа­гогическим опытом, без дружбы педагогов невозможно было двигаться дальше, тем более в реализации творческих проектов и инициатив. На этот счёт интересен ещё один рассказ Александры Михайловны:

Вадим Сулейманов. 14 лет. Бросок. Бумага. Гуашь.

Вадим Сулейманов. 14 лет. Бросок. Бумага. Гуашь.

«В 1968 году мы получили вызов из Москвы с требованием принять участие во Всероссийской отчётной выставке детских художественных школ, причём на выставку нужно было представить рабо­ты по рисунку, живописи, композиции и скульптуре, выполненные одним и тем же учащимся за период его учёбы с 1 по 4 класс. Это условие было продиктовано целью выставки: проследить творческий рост учащихся.

Мария Рачек. 12 лет. На остановке. Бумага. Акварель.

Мария Рачек. 12 лет. На остановке. Бумага. Акварель.

В составе башкирской делегации кро­ме меня были завуч нашей школы Вик­тор Андреевич Голов, директор ДХШ № 2 г. Уфы Виктор Васильевич Кириченко, завуч этой же школы Наталья Констан­тиновна Яблочкина и директор ДХШ № 1 г. Стерлитамака Владимир Александрович Курбатов (Стерлитамакская ДХШ откры­лась в 1968 году. - С. И.). Приехали в Москву. Находимся в состоянии и восторга, и волнения одновременно, потому что для экспозиции выставки свои залы предоста­вила Академия художеств. А анализирует наши работы сам Алексей Михайлович Грицай - народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, профес­сор! На третий день нашего пребывания в Москве была проведена методическая конференция. Было много интересных выступлений, среди которых особенно запомнилось выступление Грицая. Итог выставки и конференции для нас был бо­лее чем вдохновляющим: наша методика оказалась правильной. Так наша школа стала ещё и методическим центром для всех художественных школ Башкирии. Это ведь сравнительно недавно при Министер­стве культуры Башкортостана открылся Республиканский учебно-методический центр по образованию, а до этого времени на протяжении многих лет все директора художественных школ республики ехали за методической помощью к нам, преподава­телям художественной школы № 1. Поэто­му все методические совещания с участием директоров художественных школ Башки­рии проводились на базе нашей школы».

Илья Шигаев. 13 лет. Натюрмот. Бумага. Гуашь.

Илья Шигаев. 13 лет. Натюрмот. Бумага. Гуашь.

Ещё одной школьной традицией, воз­никшей в период директорства Графовой, стали ежегодные республиканские слёты юных художников, заложившие методико-организационную базу для будущих кон­курсов детского художественного творчества, организуемых в Башкортостане, - ре­спубликанских и всероссийских (конкурса имени А. А. Кузнецова в том числе). Исто­рия этих конкурсов и само понятие «дет­ский творческий конкурс» опять напрямую связаны с художественной школой № 1. Так, в 1964 году в Москве в рамках Между­народного женского конгресса проходил международный конкурс детского рисунка. Лауре­атом конкурса стал воспитанник первой школы Рафаэль Шамуков: он был удо­стоен I места за работу «Первый снег». Это была не просто блестя­щая победа юно­го художника из Башкирии, а меж­дународное при­знание методики и педагогической практики школы, открывшее её вос­питанникам путь к новым победам на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. О школе заговорили, и в начале 1970-х она во­шла в своеобразный реестр художественных школ страны, которые работали в прямом контакте с Детским сектором Всероссий­ской ассоциации деятелей литературы и искусства, руководимым Агнией Барто. За подписью Барто в школу поступала инфор­мация о предстоящих выставках детского рисунка, в том числе международных. К са­мой Барто в Москву А. М. Графова отвозила работы воспитанников школы, и их участие в конкурсах часто завершалось победами.

Ольга Левина. 13 лет. Фантазия. Бумага. Гуашь.

Ольга Левина. 13 лет. Фантазия. Бумага. Гуашь.

Помимо этого, первая школа стала активным участником и популярных в те годы конкурсов детского рисунка на асфальте. Они проводились в Уфе ежегодно 1 июня, в День защиты детей, и препода­ватели школы А. Г. Сагитов и Г. М. Крупин под руководством А. М. Графовой были постоянными членами их жюри.