РАФАЭЛЬ КАДЫРОВ. Путь невесты. В эру глобализации и стандартизации всех сфер жизни современного общества, все сложнее становится говорить о национальной принадлежности многих явлений. Уже не первое десятилетие размываются и стираются границы экономические, политические и даже географические, и не в последнюю очередь культурологические. Причем сегодня мы живем лишь на ранней стадии этого масштабного и во временном измерении процесса. Унификация сознания и представлений о жизни приводит к унификации их текстового, музыкального и визуального выражения. Часто в работах художников нельзя обнаружить ее национальную принадлежность, не ознакомившись с биографией автора – настолько стандартно в образах или средствах произведение, что могло родиться в креативном акте представителя почти любых культуры, ментальности или государственного строя. В то же время, визуальное искусство и сам творческий процесс имеют свойство сохранять свою национальную идентификацию, чудесным образом вырабатывая некие антитела и рассказывая зрителю легенду того или иного народа.

Так, например, картина мастера из Юго-Восточной Азии, где почитаются монархи, ислам и буддизм никогда не будет похожей на полотно художника с островов Карибского бассейна. Одну и ту же задачу, но в отличных друг от друга палитрах решат автор из Осло и выпускник арт-колледжа в Италии. И это касается не только средств художественного выражения, важное место в национальной идентификации занимает комплекс сакрального знания и опыта жизни в том или ином обществе. Например, социальная тема в истории российского искусства красной нитью прослеживается на протяжении 150 лет. Стартовав в XIX веке с передвижными выставками, она ослепительно вспыхнула вместе с авангардом и революционным искусством, застыла в монументальной позе на советский период, достигла вершины сарказма в направлении соц-арт и продолжает оставаться актуальной уже в новом десятилетии миллениума. Немалую роль в национальной принадлежности художника и его произведений играет и школа, пройденная им. Академии или частные студии всегда будут отличаться как вышеотмеченными палитрами, так и методами преподавания и теми акцентами, которые ставятся во время обучения. Соответственно, преемственность традиций оказывает неплохую помощь в сохранении национальной идентификации, которая независимо от художника сберегается даже в случае его космполитизма.