Александр Сергеевич Пушкин в окрестностях Белогорской крепости. 1986 год. Холст. Масло. 130 Х 190,Мы, современники заслуженного художника Республики Башкортостан Амира Султановича Арсланова, хорошо помним этого человека. Трудолюбивый, открытый, увлеченный, он располагал к себе своим живым характером, искренней манерой общения. Он был скромен, не стремился к власти, со всей душой отдаваясь любимому делу - живописи.

23 февраля 2012 года исполнится ровно 25 лет, как его нет с нами, но духовная жизнь художника продолжается в его произведениях, которые хранятся в собраниях музеев, его семьи. В них запечатлены те мысли, чувства, которые волновали живописца и его современников - размышления об исторических судьбах Отечества, о ценности человека, совершившего во имя его патриотический, нравственный подвиг, о красоте края, где он родился и прожил жизнь. Годы не умаляют значимости этих идеалов, обуславливающих долгую жизнь творений художника.

Визитной карточкой Амира Арсланова в нашем искусстве стала картина "Салават Юлаев" (1959 г.), открывшая цикл его полотен, посвященных легендарному башкирскому воину и поэту. Обращение к образу Салавата Юлаева не было для него случайным.

Амир Султанович с семнадцати лет участвовал в Великой Отечественной войне. Стрелок стрелковой дивизии II Прибалтийского фронта, он прошел с боями Латвию, Литву, Эстонию, своим потом и кровью защищая землю Отечества. Потому тема воинского подвига, мужества была для него сокровенной.

Борис Федорович Домашников. Май. Красная площадь. 1991. Холст. Масло. 131,5 Х 121,5.Неотъемлемая часть творчества мастера — серия полотен «Москва. Красная площадь». Она обширна, в ней произведения разных лет — «Весна в Москве» (1974 г.), «Утро. Красная площадь» (1975 г.), «Скоро праздник» (1976 г.), «9 мая. У могилы неизвестного солдата» (1977 г.) и другие. В большинстве работ звучит тема всеобщего, торжествующего праздника. Сегодня, может быть, кто-то усомнится в искренности художника, написавшего столицу в убранстве красных знамен, в ликовании людских масс. Яркий весенний праздник на Красной площади для него — торжество эпохи покоя, мира, счастья, о которой мечтали и которую создавали люди его поколения. «Я не считаю нашу эпоху напрасной — столько пережито и сделано. Могу ли я быть не благодарным нашему времени, если оно дало мне, крестьянскому сыну, возможность быть художником, открыло искусство М. Нестерова, И. Левитана, Филиппо Липпи», — говорит Борис Федорович Домашников.

Присущая некоторым полотнам серии публицистичность не заслоняет той страстной взволнованности, искренности, с которыми художник говорит о любви к Родине, Москве, олицетворяющей ее красоту и величие. Здесь, как и в предыдущих произведениях, условно изображение объема, пространства, потому усилена роль цвета, ритма, решение которых позволяет передать ощущение звенящей радости жизни, весны, обновления. Оно и в композиции работ, где на первом плане показаны группы, колонны людей, сливающиеся в яркие потоки. Исторические, архитектурные памятники отодвинуты на второй план, но они — как вечные свидетели и соучастники нашей истории. Ведущий цвет — красный: художник вдохновенно разрабатывает его во множестве оттенков, подчеркивая им победное звучание полотен.

Борис Федорович Домашников. Площадь Святого Марка. 1970. Картон. Масло. 39,5 Х 50.Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.

Произведения Бориса Федоровича Домашникова шестидесятых-семидесятых годов раскрывают тенденцию развития его творчества, направленного на решение живописных задач и углубление образно­философского содержания. Художник по-прежнему плодовит, активен, много ездит.

В 1961 году он отправляется в Самарканд. В работах этого цикла так органично слились яркость южных красок, света, нарядность архитектуры с его декоративной, звонкой живописью.

Дважды Борис Федорович посетил Италию. Из первой поездки в 1960 году работ не привез, будучи целиком захваченным изучением подлинников античности, Возрождения. Филиппо Липпи, Рафаэль, Веронезе, Тициан — как важно художнику прикоснуться к этому высокому искусству, впитать его дух. Через десять лет Борис Федорович вновь приехал сюда уже на более длительный срок. С искренним восторгом и радостью он пишет многочисленные итальянские виды со свойственным ему умением поэтического переложения. Памятники, площади Рима, Венеции, воспетые многими художниками, у Домашникова растворены в кипении современной жизни, сиянии его нарядных красок — в этом их структурная близость с произведениями уральской, новгородской серий. Именно тем они интересны и потому самобытны, что в них — не только история, но и сам автор со своим взглядом на мир, красоту. Но в какой бы стране ни был Домашников, в душе его всегда слышнее всего звучали мелодии родного Урала, старинных русских городов.

Борис Федорович Домашников. Кригоузово. 1971. Холст. Масло. 65 Х 75.Начало: Жизнь и творчество Бориса Федоровича Домашникова.

Окрыленный успехом, наполненный впечатлениями, художник Борис Домашников возвращается домой и много работает. В его произведениях 1953-1954 годов чувствуется окрепшая рука, более глубокое осознание природы. Одновременно в них сохраняется любовь к скромным мотивам с деревенски­ми домиками, тихими уголками природы. В этом видится как общая тенденция советского пейзажа того времени, несшего обостренное чувство привязанности к своей земле, утверждавшего красоту малой Родины, так и личностное начало, шедшее от воспоминаний детства, от поэзии И. Никитина, Н. Некрасова. Эти произведения выявляют особую остроту восприятия мира художником, его прирожденное жизнелюбие.

Из-под его кисти выходят такие жемчужины раннего периода творчества, как «Калужница цветет» (1954 г.), «Под Уфой. Весна» (1954 г.). В них Домашников выступает подлинным лириком, поэтом, тонко чувствующим красоту весенних дней, когда, омытая талыми водами, пробуждается природа: все покрывается прозрачной зеленью и появляются первые цветы. Пейзажи с их плавной и неспешной лирикой задумчивы, но в красках, слитых в тонкую гармонию, нет печали. Неугасимо белые, зеленые, голубые, серебристые — они поют о жизни чистой, светлой, неповторимо прекрасной. Взглянув на пейзажи внимательно, мы, может быть, узнаем в них что-то левитановское, нестеровское, вспомним С. Герасимова. Это те корни, которые питали живописца, это тот опыт, на который он опирался и через постижение которого обретал собственный голос, культуру.

В начале пятидесятых семья Домашниковых перебралась с окраины в новую квартиру. «Однажды подошел к окну и ахнул. Белая комната, белый снег, красный трамвай. Сколько света, простора во всем, новизны! Тут же стал писать этюд», — рассказывает Борис Федорович.

Так родилась картина «Зима на окраине» (1955 г.), хранящаяся в Третьяковской галерее.

Борис Домашников. Баржа. 1950. Картон. Масло. 35Х48.В доме художника Бориса Федоровича Домашникова над письменным столом висит небольшая работа его учителя и духовного наставника Александра Эрастовича Тюлькина, на ней — любимый «тюлькинский» мотив — цветущие окна. На обороте картины надпись: «Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение». Слова эти, написанные в 1950 году, стали пророческими: почти пятьдесят лет жизни отдал Б. Ф. Домашников живописи, найдя в этом свое счастье, предназначение, сумев передать через нее свои сокровенные мысли, душу. Творчество художника получило широкое признание, его произведения украшают коллекции множества музеев страны и мира, он удостоен высоких званий народного художника СССР, заслуженного деятеля искусств БАССР, лауреата Государствен­ной премии имени Салавата Юлаева Республики Башкортостан.

Работая над этим изданием, я несколько раз была в мастерской Бориса Федоровича, мы подолгу беседовали, смотрели старые и новые работы... Расположена мастерская на одной из живописных улиц Уфы, уютно сбегающей от мечети почти до реки Белой; совсем рядом — дом-музей С. Т. Аксакова, а чуть выше, на другой старинной улочке — дом, где жил и работал А. Э. Тюлькин. И факт этот — словно знак духовной связи художников разных поколений, главная тема которых — любовь к своей земле, Отечеству. Потому так естественно и просто на мой вопрос, что питает его творчество сегодня, Домашников отвечает одним словом: «Родина».

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта