Франсиско Гойя. У них уже есть на что сесть. Офорт.

"Жил я в безумное время и сделался так же

Безумен,

Не преминул, как того требовал век от меня."

Гётте

В Уфимской художественной галерее подходит к завершению уникальная выставка «Капричос» Франсиско Гойи, из собрания Ирбитского государственного музея изобразительных искусств. Это один из трех российских музеев, который обладает этим циклом гравюр Гойи. Творческое мероприятие приурочено к году Испании в России и проходит в рамках программы «Музейное содружество».

Серия «Капричос» состоит из 80 офортов, которые были созданы Франсиско Гойей на одном дыхании в 1797 -1798 годах. Несмотря на то, что название переводится как «Причуды», сейчас ее расценивают как аллегорию людских пороков: жестокость, жадность и корысть, алчность, трусость и невежество, предательство и измена, властолюбие и бессмысленность убийств. Сразу же бросаются в глаза удивительная конкретность образов, которые черпают свою жизненность не в сфере лишь возвышенного и прекрасного, но и решительно во всем, даже подчас самых низменных и вульгарных этажах реальной жизни. Все картины заставляют задуматься, посмотреть на себя через призму веков, заглянуть в себя.

 

Это последние в искусстве Нового времени произведения, созданные по законам «гротескного реализма», для которого как раз в вышей степени характерно представление о мире не как о законченной системе бытия, но как о вечно незавершенном, постоянно умирающем и одновременно рождающем становлении, которое пронизано обнадеживающей уверенностью. Это некая волнующая тайна, к которой уже несколько столетий исследователи пытаются подобрать ключи и расшифровать скрытое значение отдельных листов.

Так В. В. Стасов сетует на то, что в «Капричос» очень уж много «умышленных темнот», и, высоко оценивая первую, условно говоря – «бытовую» часть серии, пишет: «...Одно только досадно, зачем в коллекции так много аллегорий и иносказаний, зачем так много ослов, заседающих перед генеалогическими книгами и едущих верхом на несчастных мужиках, так много обезьян, проделывающих шутки над целою толпою олухов или стригущих друг другу когти, так много медведей, козлов, баранов и овец, так много сов, проповедующих перед монахами, попами и темным людом, так много нетопырей – все это вместо живых людей, которые должны были бы тут быть изображены; наконец, так много фантастических, сверхъестественных фигур, ведьм, крылатых уродов и чудовищ и всякой небывальщины…». Здесь, наверное, следует оговориться, что серия условно разбита на три части: первая – «бытовая», посвященная миру людей, людским порокам, состоящая из 35 офортов; вторая – политика в самом неприглядном виде – в образе ослов; и последняя часть заселена всевозможной нечестью: бесами, ведьмами, домовыми и прочими порождениями сатаны.

Франсиско Гойя. От какой болезни он умрет?. Офорт.

Франсиско Гойя. От какой болезни он умрет?. Офорт.

Знаменитая серия "Капричос" является сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. И хотя Гойя жил в XVIII веке и его родиной была Испания, обличительные офорты художника обладают удивительной особенностью - они актуальны во все времена и в разных странах. Исследователи же придают творениям Гойи энциклопедически – философский смысл, где мир представляется единым целым в своем многообразии и закономерным в своих проявлениях, «борьбе» жизни и смерти, света и мрака,  универсумом, не расчлененным еще незыблемыми противоречиями низменного и высокого, безобразного и прекрасного, житейского и космического.

Открытие выставки Франсиско Гойи не прошло в Уфе незамеченным. На вернисаж пришли художники, искусствоведы, студенты. Известный башкирский график Камиль Губайдуллин в своем интервью корреспонденту «БАШвест» поделился своими впечатлениями: «…Во многом произведениям Гойи я обязан тому, что стал художником. Я вырос на его работах. В юности мне посчастливилось приобрести два альбома с работами Гойи, и они стали моими настольными книгами. Конечно, офорты бесподобные, и я очень рад за уфимцев, у которых появилась возможность познакомиться с подлинниками знаменитого художника. Сегодня увидеть произведения Гойи можно, не покидая Уфы…». Не удивительно, что сам Камиль Губаевич создал свою серию работ «Пословицы и поговорки», в которых взглянул на мир через призму людской мудрости, возведенную в короткую фразу.

Исследуя серию, проследить мысль автора помогают и подписи, которые есть под каждым офортом. "Маменькин сынок", "Один другого стоит", "Доносчики" и другие лаконично и емко обобщают сюжет графического листа. В экспозиции представлен и офорт "Сон разума рождает чудовищ" - одна из самых известных работ из серии "Капричос".

Франсиско Гойя. Какие важные персоны!. Офорт.

Франсиско Гойя. Какие важные персоны!. Офорт.

Следует отметить, что полные экземпляры «Капричос», представленные на выставке, являются шестым оттиском, сделанным самим Франсиско Гойей. Подобным собранием в России владеют три музея: Эрмитаж, Музей изобразительного искусства имени Пушкина и Ирбитский музей изобразительных искусств.

И не забыть бы заслуги руководства Уфимской картинной галереи в лице директора Ежова Александра, которое сумело организовать достаточный технический уровень оснащения галереи, что позволило провести такое масштабное мероприятие.

С уважением, Дмитрий.