Василий Кандинский, (1866-1944). Железная дорога (Поезд) в Мурнау. 1909. Картон, масло, карандаш. 36 x 49 cmВпервые в России выставка, представленная в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, знакомит российского зрителя с творчеством художественного объединения «Синий всадник», созданного в конце 1911 года в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка.

Василий Кандинский (1866-1944) – одна из ключевых фигур европейской культуры XX века. Его революционное стремление к абстрактной живописи и созданные труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства. В.В. Кандинский, родившийся в Москве в 1866 году, первоначально посвятил себя изучению политической экономии и юриспруденции. Однако по окончании юридического факультета Московского университета предпочёл преподавательской и научной деятельности искусство и в 1896 году переехал в Мюнхен, для того, чтобы научиться искусству живописца. Прибыв в конце 1896 года в Мюнхен, он посещал известную в то время художественную школу Антона Ашбе, словенца по происхождению, собравшего вокруг себя большое количество студентов, в первую очередь из России и стран Восточной Европы. В том же году в Мюнхен для изучения живописи приезжают из России Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Начиная с 1900 года, художники проявляют большую заинтересованность в «лаборатории» технологии цвета, которую Явленский организовал в своей мастерской в Швабинге. Однако их по-настоящему тесная совместная работа началась лишь после того, как Кандинский и его спутница Габриэла Мюнтер вернулись в Мюнхен после долгих странствий, продолжавшихся с 1904 по 1908 год.

 

Дата «Мурнау 1908» стала символом художественного прорыва, приведшего к формированию нового, экспрессивного стиля и тем самым положила начало истории объединения «Синий всадник». Спонтанный, характерный скорее для набросков художественный почерк отныне стал доминировать в творчестве Кандинского и его коллег. Виды окрестностей и пейзажи, созданные ими в то время, по композиции стали отличаться большими плоскостями ярких, насыщенных цветов. Аналогично до тех пор развивалось лишь творчество французских фовистов, в первую очередь Анри Матисса и Андре Дерена, и художников образованной в Берлине и Дрездене группы «Мост», в первую очередь Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля и Карла Шмидт-Роттлуффа. Именно Явленский, неоднократно бывавший во Франции, во время совместной работы в Мурнау сумел передать своим товарищам новейшие достижения французского авангарда и его вызывающих, неестественных красок.

Василий Кандинский, (1866-1944). Гора. 1909. Картон, масляная темпера. 109,5x109,7 cm

Василий Кандинский, (1866-1944). Гора. 1909. Картон, масляная темпера. 109,5x109,7 cm

После первого сезона, проведенного вместе в Мурнау, друзья в начале 1909 года основывают в баварской столице «Новое объединение художников Мюнхена» (сокр. НОХМ). Его основателями, помимо Кандинского, Мюнтер, Явленского и Веревкиной, выступили в том числе Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин и танцор Александр Сахаров. В 1910 году выставку объединения посетил немецкий художник Франц Марк, сразу же после этого примкнувший к группе. Уже очень скоро Кандинский и Марк стали близкими друзьями. В то же время это происходило на фоне усугубления конфликта между прогрессивно настроенными и более консервативными членами объединения. В июне 1911 года Кандинский впервые предложил своему новому соратнику идею создания художественного альманаха, которая была встречена Марком с большим воодушевлением. Название «Синий всадник» появилось в акварельных набросках Кандинского осенью 1911 года. Существовало несколько вариаций изображения всадника. Но на последнем акварельном листе вооруженный всадник изображен в соответствии с иконографией святого Георгия, побеждающего дракона, который в христианской традиции считается воином, побеждающим зло. В этой окончательной версии Кандинский придерживается канонических правил изображения св. Георгия, о чем свидетельствуют и аналогичные произведения в технике подстекольной живописи, созданные им в это время. Он вводит в изображение религиозный подтекст, создающий вокруг всадника ореол святости. Однако при этом он стилизует свое произведение и пишет преимущественно в синей гамме. Как известно, еще со времен романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека и духа в целом, а Кандинский считал его «характерно небесным цветом». Таким образом, образ всадника в интерпретации Кандинского становится носителем универсального смысла. Авторы альманаха «Синий всадник» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великого Духовного», которая вобрала бы в себя все виды искусств и все будущие проявления культуры. На это в преддверии первой мировой войны с энтузиазмом надеялись Василий Кандинский и Франц Марк.

Марк Франц (1880-1916). Тигр. 1912. Холст, масло. 115x101,5 cm

Марк Франц (1880-1916). Тигр. 1912. Холст, масло. 115x101,5 cm

Альманах «Синий всадник» был выпущен в мае 1912 года после того, как публике было представлено две одноименных экспозиции: знаменитая первая выставка «Синего всадника», прошедшая зимой 1911-1912 годов в мюнхенской галерее Танхаузера, на которой была представлена живопись, в том числе некоторые работы подстекольной живописи; и вторая - под названием «Синий всадник. Черно-белое», прошедшая весной 1912 года в салоне Гольтца, также в столице Баварии, в состав которой вошли исключительно графические работы.

Круг художников группы «Синий всадник», сложившийся в Мюнхене и Мурнау около 1911года, наряду с основанной в Берлине и Дрездене в 1905 года группой «Мост» образует ядро движения за обновление искусства, сформировавшегося в Германии в начале XX века. В отличие от группы «Мост», которая представляла единый стиль фигуративного экспрессионизма, художникам объединения «Синий всадник» был свойственен абстрактный язык формы и цвета. «Синий всадник» стал плодом совместной работы разных творческих личностей. Помимо духовного начала, их объединяло стремление развивать новые формы искусства, независимые от какого бы то ни было канона, быть вне рамок «ориентированной на внешнее модернистской программы современного искусства». В первой выставке «Синего всадника», как писал Кандинский в каталоге, также не должна пропагандироваться «особая, конкретная форма»: художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества». В поиске формы, которая выразила бы «возникшее из необходимости» (это еще одно центральное понятие в теории изобразительного искусства Кандинского) заложено стремление, которое впоследствии приведет его, а вместе с ним и других художников, к абстрактной живописи.

Явленский А.Г. (1864-1941) . Зрелость. Ок. 1912. Картон, масло. 53,5x49,5 cm

Явленский А.Г. (1864-1941) . Зрелость. Ок. 1912. Картон, масло. 53,5x49,5 cm

На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлено 62 произведения, среди которых символистские полотна Франца Штука, Франца Ленбаха; 30 произведений 1902-1911 годов Василия Кандинского, среди которых знаменитый «Концерт», 1911 года, посвященный Арнольду Шёнбергу, а также произведения Франца Марка, Августа Макке, Габриэлы Мюнтер, Пауля Клее, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Работы, представленные на выставке, являются частью собрания Городской галереи Ленбаххаус, которая распложена в Мюнхене в бывшем доме-мастерской живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1924 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар Мюнхену виллу и большое количество произведений искусства из наследия своего супруга. В 1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар музею значительное количество произведений Василия Кандинского.

Интернациональное сообщество художников, объединенных под названием альманаха «Синий всадник», впервые представлено в России в одном выставочном пространстве. И, несомненно, станет значительным событием в художественной жизни российской столицы.

Выставка работает с 5 октября 2011 по 15 января 2012 года