L.V. Escalade. 2009–2010. Тираж 6 экземпляров.  Проданы на стенде галереи Mary Boone за 25 тысяч долларов каждый.

Одна из наиболее ярких тенденций сегодняшнего рынка искусства — рост числа так называемых «мега-галерей», гигантов арт-бизнеса, стремящихся вывести свой бренд на глобальный уровень. Недавняя ярмарка современного искусства Art Basel Miami Beach (крупнейшее мероприятие подобного рода по ту сторону Атлантики) наглядно показала, кто занимает самые высокие ступени в иерархии рынка искусства. Среди тех, кому достались лучшие места, — Barbara Gladstone, David Zwirner, Gagosian Gallery, Pace и Hauser&Wirth.

«Реалии рынка требуют расширяться, заявлять о себе как можно громче, — говорит один из участников Art Basel, дилер Таддеуш Ропач (Thaddaeus Ropac). — Уже недостаточно иметь несколько филиалов в разных городах. Лучше, когда несколько точек в одном городе». В этом году Ропач открыл вторую по счету галерею в Зальцбурге; скоро он собирается обзавестись филиалом в Париже.

Активнее всего расширяется, конечно же, Ларри Гагосян (Larry Gagosian), чья империя охватывает восемь городов. В начале 2011 в Гонконге откроет свои двери его одиннадцатая галерея. Дилер ориентируется на собирателей, у которых чрезвычайно много денег, но мало времени: богатым клиентам, живущим в «столицах арт-рынка», теперь не нужно будет лететь за произведениями востребованных художников за границу: все тут, под боком. Другие галереи старательно перенимают правила игры — если, конечно, бюджет позволяет.

Для тех, кто считает, что место искусства — на рынке люксовых товаров, наступление эпохи больших брендов является логичной ступенью в развитии рынка. Во многих регионах, где зоны концентрации сверхбогатства образовались сравнительно недавно, именно так искусство и покупают — многие из этих зон уже заполонили международные бренды, и ведущие дилеры не видят причин, почему бы им не пойти по пятам LMVH, Cartier и подобных им компаний.

Лексиконом розничной торговли пользуются многие дилеры. «Если уж на то пошло, то мне бы хотелось, чтобы мою галерею сравнивали с домом высокой моды, а не с каким-нибудь поставщиком товаров класса люкс», — говорит Ксавье Хафкенс (Xavier Hufkens), уже более двадцати лет управляющий галереей в Брюсселе. Другой дилер, Адам Шеффер из Cheim&Read, утверждает: «Одни художники хотят, чтобы их галерея была как бутик, другие — как супермаркет вроде Walmart». Шеффер торгует произведениями искусства в Нью-Йорке; говорят, что скоро он откроет филиал в Лос-Анджелесе.

Еще одна причина расширения галерей — бум на современное искусство. Как отмечает Иван Вирт (Iwan Wirth) из Hauser&Wirth, вместе с ростом цен в этом сегменте увеличиваются и выставочные площади. Недавно Вирт, у которого также есть галереи в Нью-Йорке и Цюрихе, открыл в Лондоне уже вторую по счету площадку, размером 1,4 тысячи квадратных метров. По словам Таддеуша Ропача, «художники не будут годами ждать, пока ты соберешься устроить им выставку. Если мы не сможем быстро предоставить им выставочное пространство, то сможет кто-то другой».

Нельзя забывать и о том, что у дилеров в последние годы появился мощный конкурент — крупные аукционные дома. Последние все чаще устраивают выставки-продажи, активно пользуясь услугами кураторов. «Если они открывают филиалы по всему миру, то почему галереи не могут делать то же самое? — говорит Шеффер. — Мы с ними должны работать одной командой».

Некоторые дилеры, впрочем, выбирают альтернативные пути развития своего бизнеса. В их числе — Маттиас Арндт (Matthias Arndt). В 2005 у него были галереи в четырех странах (в Берлине — аж три филиала), но сейчас его имя носит всего одна площадка. Галерист утверждает, что решение «уплотниться» позволило ему «делать, что я хочу — торговать искусством на первичном рынке, а не тратить время на встречи с налоговыми консультантами в трех разных странах».

Ксавье Хафкенс делает акцент на важности личного контакта: «Хорошо, когда всего одно выставочное пространство, всего один сотрудник, с которым можно поговорить, всего один человек, с которым встречаются коллекционеры и художники — только так можно по-настоящему следить за тем, что происходит с твоим товаром».

Несмотря на то, что проекты расширения требуют больших денег — по оценке Арндта, держать пять филиалов в разных странах могут позволить себе только галереи с годовым оборотом не менее 100 миллионов долларов, — арт-империи довольно успешно отвоевывают у менее крупных соперников художников, сотрудников и клиентов. Впрочем, утверждает Вирт, небольшие галереи тоже выигрывают в этой ситуации: деятельность мега-галерей благотворно сказывается на уровне популярности современного искусства. «Не только лидеры рынка укрупняются — те галереи, у которых раньше было два сотрудника, получили возможность нанять еще нескольких, открываются площадки, которые при других условиях просто не появились бы». Тем не менее, как замечает Адам Шеффер: «Когда это приход в город Walmart сулил что-то хорошее мелкому лавочнику?»