Olaf Breuning, Knights, 2001, фотография, 80 x 100 cм

Нет, мы ни за что не поддадимся соблазну и не станем иронизировать над банкирами, намекая на формализм и отсутствие художественного мышления. Хотя недавно все высмеивали UBS за введение подробнейшего дресс-кода. В нем перечислялись все предметы одежды и аксессуары, начиная от трусов и заканчивая очками и обручальным кольцом, которые имеют право надевать на себя банковские сотрудники. Но коллекционирование предметов современного искусства явно высвобождает от обязательных рамок, давая полный полет фантазии.

Швейцарский банк Julius Bär объявил о том, что с помощью Интернета представляет широкой публике свое собрание картин и фотографий. Ведь творения хранятся в буквальном смысле под замком, покидая банк лишь на выставки, а в остальное время служат декорацией для банковских коридоров и кабинетов. И хотя созданный более ста лет назад Julius Bär открыл свои бюро в сорока городах двадцати стран, а работает здесь 3500 сотрудников, все равно это недостаточная аудитория.

Часть сокровищницы, порядка 150 работ, уже выложена во Всемирной сети. Как заявил куратор банковской коллекции Кристиан Зингг: «Мы очень рады возможности познакомить широкую публику с нашей коллекцией в Интернете. Искусство – это достояние общества, которым мы желаем поделиться со всеми».

Renée Levi, Без названия, 2001, картина в технике акрил, 74 x 74 cm

Renée Levi, Без названия, 2001, картина в технике акрил, 74 x 74 cm

Посетители виртуального музея могут в несколько кликов выбрать, что им нравится, и получить информацию о картине или фотографии. Работы классифицированы по различным критериям: типу, времени создания, технике и авторам. Пока что мы можем посмотреть на три часть коллекции: последние приобретения, «St. Moritz Art Masters» и «Decade 2000–2010» в Базеле. В ближайшие месяцы виртуальный музей будет расширяться, пока в сети не окажется 500 работ.

Начало создания коллекции Julius Bär было положено в 1981 году, и с тех пор банк приобрел более 2500 произведений. Выбором занималась специальная художественная комиссия банка, состоящая из сотрудников – любителей искусства, в помощь которым был  призван эксперт. Она покупала в основном рисунки и фотоработы молодых швейцарских творцов, малоизвестных или вовсе неизвестных. Тем самым банк поддерживал швейцарские таланты в начале их пути – ведь истинными ценителями всегда движет надежда открыть нового гения до того, как он станет знаменитым, а его произведения подскочат в цене. Насколько это получилось – судить вам.

Mario Sala, Reception, 2003/04, рисунок на алюминиуме, 185 x 120 cm

Mario Sala, Reception, 2003/04, рисунок на алюминиуме, 185 x 120 cm

Например, есть в коллекции художница Рене Леви - уроженка Стамбула, эмигрировавшая в Швейцарию в 1964 году, архитектор по образованию, многократный призер различных конкурсов, профессор искусства в Базеле.

Банк приобрел три ее работы – все представляют собой разноцветные линии на белом фоне. Такова концепция Леви, которая в центр интересов ставит проблемы заполнения пространства в современных зданиях – и решает их, декорируя стены при помощи спрея.

Или Олаф Бройнинг, автор ироничных инсталляций и фотографий, который, несмотря на скандинавское имя, оказывается молодым уроженцем Шаффхаузена, а карьера его тесно связана с Нью-Йорком.

Peter Fischli - David Weiss, Die Magd, 1985, фотография 37 x 30 cm

Peter Fischli - David Weiss, Die Magd, 1985, фотография 37 x 30 cm

А вот совместные работы цюрихских фотографов Петера Фишли (1952) и Давида Вайсса (1946) продают и на аукционе Sotheby’s  (от 1 до 10 тысяч франков), есть они в коллекции произведений искусства банка Vontobel.

Конечно, многие из увиденных объектов можно с художественной точки зрения назвать «ужас-ужас». Но не исключено, что кто-то, напротив, увлечется виртуальными раскопками. Так что, если у вас есть собственный банк или просто  любовь к современному искусству в душе - загляните на сайт музея Julius Bär, не пожалеете.