На плакате выставки - ''Портрет мужчины'' Жоржа Мельеса

Придя в музей, посетитель видит лишь результаты работы его научных сотрудников. Кельнский Музей Вальрафа-Рихарца, отмечающий 150-летний юбилей, решил познакомить гостей и со своей многогранной "закулисной" деятельностью.

Как ведется сбор экспонатов? Как отличить фальшивку от оригинала? В чем особенности работы реставратора? Как учитывать и хранить музейные предметы? Ответы на эти вопросы дает необычная выставка "Место происшествия - музей" ("Tat Ort Museum"), развернутая в одной из крупнейших картинных галерей Германии - Музее Вальрафа-Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum) в Кельне. В честь своего 150-летнего юбилея он решил рассказать об огромной и очень кропотливой работе, которая ведется в его фондах, реставрационных мастерских, архивах.

"Труд музейщика сродни работе сыщика, - говорит пресс-секретарь Музея Вальрафа-Рихарца Штефан Шверц (Stefan Swertz). - Занимаясь сбором экспонатов, научный сотрудник всегда должен быть начеку и уметь вовремя разоблачить фальшивку, а также тщательно проверить информацию о происхождении приобретаемых работ - даже в тех случаях, когда музею их передают в дар. И мы хотим, чтобы люди узнали, с какими трудностями связана деятельность музея".

Парад шедевров

"Ангорская кошка" Жана Оноре Фрагонара. "Мадам де Сукарьер и ее паж" Никола де Ларжильера. Портрет кисти Эгидиуса Мендельберга, с изображением немецкого ученого Фердинанда Франца Вальрафа, положившего начало музею. Первый раздел выставки - это хит-парад шедевров музейной коллекции.

Первое здание Музея Вальрафа-Рихарца

Первое здание Музея Вальрафа-Рихарца

В самом центре зала - "свежие" приобретения. Среди них предмет особой гордости картинной галереи - полотно "Брак в Кане Галилейской" художника 17 века, представителя кельнской школы живописи, мастера барокко Иоганна Гульсмана.

В середине 19 века, во время своего пребывания во Франкфурте, выдающийся французский художник-реалист Гюстав Курбе написал картину "Дама на террасе". Когда эта работа досталась Музею Вальрафа-Рихарца, первым делом было проведено ее инфракрасное сканирование - с тем чтобы выявить возможные дефекты, не заметные при обычном освещении. И в результате вдруг обнаружилось: дама-то, оказывается, сидела на террасе не одна, а в обществе некого мужчины. Изображение незнакомца нашли под слоем краски.

"По какой причине Курбе закрасил мужской силуэт, пока не ясно, - разводит руками Штефан Шверц. - Но как бы то ни было, эта маленькая сенсация - наглядная иллюстрация тому, сколь скрупулезно работают с экспонатами сотрудники отдела научных исследований".

"Освежить" Мурильо

Не сидят без дела и сотрудники отдела реставрации экспонатов. Сейчас, например, они собираются приступить к восстановлению шедевра, созданного 350 лет назад. Это картина знаменитого испанского живописца, главы севильской школы Бартоломе Эстебана Мурильо "Старуха и мальчик". Она тоже экспонируется на выставке.

Бартоломе Эстебан Мурильо. ''Старуха и мальчик''

Бартоломе Эстебан Мурильо. ''Старуха и мальчик''

Потускневшее от времени полотно с облупившейся в некоторых местах краской установлено на мольберте. Рядом - рабочие инструменты реставратора: скальпели, кисточки, ватные тампоны, тончайшие салфетки, лупы, микроскопы, специальные лампы. "С их помощью предстоит ликвидировать повреждения и вернуть картине ее исконные цвета, - поясняет Штефан Шверц. - Восстановление живописных полотен - одна из самых сложных работ реставраторов".

Школа юного музейщика

Вот уже 25 лет при Музее Вальрафа-Рихарца работает "Школа юного музейщика". Занятия проходят в выставочных залах, фондах, реставрационных мастерских. По словам Шверца, "ученики пробуют себя и в роли сотворцов экспозиции, и в роли экспертов. Приобщение к искусству детей и молодежи - одна из ведущих задач нашей картинной галереи".

Иоганн Гульсман. ''Брак в Кане Галилейской''

Иоганн Гульсман. ''Брак в Кане Галилейской''

"Коринт был нетерпелив и никогда не слушал советов других людей. Он любил работать один и сердился, когда его беспокоили. Свои картины он часто писал быстро и непонятно", - такой вердикт вынесла 11-летняя Эллина видному представителю немецкого импрессионизма Ловису Коринту (Lovis Corinth), когда увидела его автопортрет.

Со старым мастером - на дружеской ноге

"Art crash" - так называется проект, осуществляемый Музеем Вальрафа-Рихарца в юбилейном году. Учащиеся двух школ из Кельна и Бонна обсуждают содержание старинных картин, а потом делают на них своего рода пародии, "дружеские шаржи" - интерпретируют изображенное кистью художника в сценах-перформансах.

Каспар Давид Фридрих. Деревья при лунном свете. Ок. 1824

Каспар Давид Фридрих. Деревья при лунном свете. Ок. 1824

Вот, например, полотно, изображающее двух разъяренных молодых львов. Это работа фламандского живописца Франса Снейдерса - мастера натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко. Рядом с картиной красуется современная фотография. На ней - перевоплотившиеся в львиц девочки-подростки. "Рожденные быть дикарями" ("Born to be wild") - так назвали школьницы свой перформанс.

Подарок юбиляру

К своему 150-летнему юбилею Музей Вальрафа-Рихарца получил немало подарков. Среди них, например, три бесценные картины старых мастеров. Но был и еще один, совершенно особенный, сюрприз. Совет учредителей объявил о том, что он принял решение финансировать конкурс архитектурных проектов расширения музея.