Любознательный турист, прогуливающийся вдоль Сены, не может не обратить внимания на музей современного искусства. Вытянувшись чуть ли не на квартал, его светлое здание совсем близко подходит к парапету набережной, отражается в реке, как в зеркале. При легком дуновении ветра отражение становится похожим на живопись импрессионистов, изображавших воду раздельными цветными мазочками. На правом, противоположном берегу сквозь могучие серо-зеленые стволы платанов проглядывают стены Лувра, а слева между просветами деревьев открывается панорама сада Тюильри.
Место для нового музея Парижа выбрано удивительно удачно. Такими знаменитыми соседями можно только гордиться, да и сама Сена каждый раз неповторимо красива, то свинцово-палевая, то глубокого синего цвета, то искрящаяся в лучах солнца.
Художественный музей д'Орсэ, названный так по имени набережной, на которой он находится, открылся в декабре 1986 года в здании бывшего Орлеанского вокзала, построенного по проекту архитектора В. Лалу к Всемирной выставке в Париже. Архитектура его отразила поиски и противоречия эпохи рубежа XIX - XX веков. Монументальность и декоративная пышность оформления фасадов сочетается с конструкциями из металла и стекла, символизирующими новейшие достижения инженерной и технической мысли. Вблизи от вокзала к той же Всемирной выставке по проектам и чертежам безвестного доселе инженера Густава Эйфеля возводится из металла башня, унаследовавшая затем его имя и ставшая символом Парижа.
Орлеанский вокзал не был столь знаменитым, как Эйфелева башня, да и функционировал недолго. Огромные пустующие помещения стали сдавать в аренду различным театральным коллективам, киностудиям.
В 1978 году правительство Франции решает разместить здесь музей искусств и ремесел второй половины XIX - начала XX века. Это вызвано, в частности, тем, что Лувр буквально задыхался от экспонатов, роста коллекций и невозможности показать многое в экспозиции, от огромного (около 4 миллионов в год) наплыва посетителей.
Художественный музей д'Орсэ
Бывший вокзал включили в число памятников, охраняемых государством. Был объявлен конкурс на его переоборудование под художественный музей, победителями которого стали архитекторы французской фирмы «АКТ-аршитектор». Фасад, выходящий на набережную Сены, остался нетронутым, на нем сохранились даже буквы названия вокзала. Стеклянный купол крыши создавал прекрасное освещение интерьера естественным дневным светом. Сохранился и внутренний декор — большие рустированные керамические плитки золотистого тона, опоясывающие арочные перекрытия стен, полосы перехватов-дуг, поддерживающих конструкцию стеклянного купола.
Изменения коснулись лишь внутреннего пространства здания. Панорама всего зала по продольной оси характеризуется почти бесконечной перспективой, что было свойственно архитектуре как вокзалов, так и павильонов выставок XIX века. Авторы реконструкции Орлеанского вокзала умело использовали это обстоятельство, предоставив посетителям музея д'Орсэ возможность беспрепятственно двигаться в этом пространстве, встречая на своем пути скульптуру, живопись, фрагменты архитектуры. В обзор включаются и огромные бронзовые часы, и ажурные металлические конструкции, обрамляющие окна, своды стен.
Боковые пространства первого этажа центрального зала делятся на небольшие помещения, в каждом из которых организуется экспозиция из картин одного, двух, реже трех художников, живших в одно время, к примеру, рисунки и полотна Делакруа, произведения Энгра, Милле, Коро. Экспонатов в каждом зале немного: они умело развешаны на стенах, освещены мягким светом.
Если предполагается изучение того или иного периода творчества художника, работы мастера размещаются в смежных залах, как, например, картины Э. Мане. Но знаменитое его полотно «Олимпия», впервые выставленное в Салоне 1863 года, все равно демонстрируется отдельно. Картине отдана целая стена, и ничто не отвлекает от восприятия живописи.
Художественный музей д'Орсэ
Музей делится на несколько этажей. Каждый этаж - срез искусства: вторая половина, конец XIX, начало XX столетия. Но порой четкость временных границ нарушается, и произведения того же Э. Мане или К. Моне можно увидеть в самом начале экспозиции, в залах первого этажа, а затем и в залах импрессионистов, помещенных под куполом крыши.
Программа выставочной деятельности нового музея обширна. Здесь широко представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, искусство книги, фотография, плакат, литература, относящаяся к творчеству французских художников, а также и тех мастеров, которые жили во Франции на рубеже XIX - XX веков и внесли вклад в ее культуру.
Скульптура встречает посетителей еще у входа в музей. На площадке из светлых плит выставлены бронзовые звери знаменитого скульптора-анималиста Антуана Луи Бари. Внутри, среди многочисленных, технически совершенных, но несколько холодных скульптур официального Салона особенно жизненными воспринимаются работы О. Родена, А. Бурделя, А. Майоля. В экспозицию включено много работ барбизонцев - предшественников импрессионистов. Тональная живопись знакомит с лесными и морскими ландшафтами, силуэтами рыбачьих баркасов, закатными далями, архитектурой портовых причалов, зеленью лугов.
Залы живописи неожиданно сменяются интерьерами, включающими мебель, витражи, изделия из металла и керамики, стекло эпохи модерн. Здесь и отдельные, разгороженные стенами-перегородками комнаты с ансамблями мебели для спальни, кабинета, столовой, поднятыми над полом невысокими подиумами, и мебель, экспонируемая отдельно, так же, как и скульптура или живописное полотно. Особенно интересно в разделе декоративно-прикладного искусства представлена мебель, витражи, конструктивный металл Э. Гимара, архитектора и художника, создавшего свой неповторимый стиль в мебели, отличающийся пластическим перетеканием силуэтов, линий, рисующих форму.
Э. Гимар известен как автор металлического абриса, обозначающего вход в парижское метро, композиция которого строится на двух высоких, изящно изогнутых столбах, имитирующих ветви дерева с распустившимися наверху бутонами-светильниками, с решеткой-оградой внизу - тоже из стилизованных растительных орнаментальных форм. В Париже многие дома украшены балконами, решетками, декоративными вставками, отлитыми из металла по его же проектам.
Стекло, керамика, металлическая посуда, изделия из серебра демонстрируются в витринах, то приближенных к окнам выставочных помещений, то удаленных в глубину залов и тогда специально освещенных. Каждый раз выбор источника света, направленность его сильным потоком или наоборот тонким лучом хорошо сбалансированы, служат выявлению пластических качеств экспоната. В равной степени это относится к освещению графики. Акварельные, гуашевые, пастельные произведения французских художников хранятся в музее в затемненных помещениях, с неярким подсветом стендов.
Художественный музей д'Орсэ
Примером продуманной экспозиции с эффектным подсветом может служить зал графических листов Э. Дега, в котором демонстрируются работы художника, погруженные в темноту. И только низкие стенды, опоясывающие по периметру помещение, светятся каким-то фантастическим голубым, розовым, лилово-фиолетовым светом. Направленный луч светильников высвечивает фактуру густой массы штрихов, делает шедевры Дега еще более выразительными.
В залах импрессионистов Дега представлен в основном как скульптор. К числу таких его произведений относятся балерины в порывистых движениях танца и в статичных позах, портреты в бронзе, гипсе, фигурки животных. Над всей протяженностью этого скульптурного ряда высится стеклянный колпак витрины. Пластика знаменитого художника рассекает по центру зал, стены которого увешаны картинами его сподвижников — К. Моне, К. Писсаро, А. Сислея, О. Ренуара, Б. Моризо.
Экспозиция импрессионистов одна из самых впечатляющих. Она занимает несколько просторных залов. Перенесенные из сада Тюильри, где раньше был музей импрессионистов, собранные на светлых стенах, полотна отображают состояния природы: движение солнечных бликов, грусть осенних дождей, мокрый след волны, оставленный на песке пустынного пляжа, упругое колыхание флагов в синеве неба, цветение садов и задумчивость парижских улиц.
Картины импрессионистов покинули сад Тюильри, но в нем остались среди четко разграфленных дорожек, зелени травы и разросшихся каштанов бронзовые скульптуры Майоля и Родена. Их можно увидеть, покинув музей д'Орсэ, стоит только перейти мост, разделяющий музей и сад. Это совсем рядом: сад - естественное продолжение экспозиции музея. Пластика знаменитых французских мастеров завершает наше знакомство с новым музеем Парижа.
← Тонкое русское искусство и неординарные западные веяния. Аукцион «Русской эмали» | Московский Манеж → |
---|
Поль Гийом и судьба его коллекцииПоль Гийом (Париж, 1891 - Париж, 1934), французский арт-дилер. Дилер Хаима Сутина и Амедео Модильяни, он был одним из п... Далее Коллекционеры и собиратели | Вторник, 1 Ноября 2011 |
Сила человеческой слабости. Моменты, которые не исчезают…Роттердам, шестидесятые годы. Маленький мальчик идет по Музею Бойманса - Ван Бенингена – одного из крупнейших музеев Нид... Далее Коллекционеры и собиратели | Вторник, 25 Октября 2011 |
Евгений Евтушенко: «У меня лучшая в России коллекция работ Олега Целкова»Бывая в разных городах, поэт Евгений Евтушенко старается посетить местные галереи. Кстати, он и сам увлекается коллекцио... Далее Коллекционеры и собиратели | Четверг, 13 Октября 2011 |
Художник - коллекционер показал на выставке свое личное пространствоСобрание работ российских художников, принадлежащее коллекционеру Евгению Семенову, представлено со вторника как единая ... Далее Коллекционеры и собиратели | Среда, 3 Августа 2011 |
Банк Julius Bär показал свою коллекцию картинНет, мы ни за что не поддадимся соблазну и не станем иронизировать над банкирами, намекая на формализм и отсутствие ху... Далее Коллекционеры и собиратели | Суббота, 9 Июля 2011 |
История княжеской династии Лихтенштейнов, первое упоминание о которых восходит
Лишь в легком челноке искусства От скуки мира уплывешь. Александр Блок, Флорен
ARTinvestment.RU Агентство ARTnews в двадцатый раз опубликовало свой ежегодный
Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.