Artprice продолжает подводить итоги аукционного года и публикует десять самых интересных количественных показателей мирового арт-рынка 2011.
1) 11,5 миллиарда долларов — глобальный годовой аукционный оборот.
Абсолютный рекорд… Впервые общемировой аукционный оборот перешагнул планку в 10 миллиардов, а по сравнению с 2010-м, вырос на 21 %. Этот уверенный рост продолжался в течение всего года. После рекордного первого полугодия (6,5 миллиарда долларов) второе было столь же блестящим (5,1 миллиарда долларов, второй самый лучших результат для отдельного полугодия).
2) 34 % — общемировой процент непроданных лотов.
Доля непроданных лотов с 2008 года превышала 35 %. В 2011 этот показатель снизился до 34,8 %, в то время как количество предлагаемых лотов стало больше на 7 %.
3) 57,2 миллиона долларов — лучший аукционный результат года.
На прошлой неделе завершилось второе издание интернет-ярмарки искусства VIP: ярмарка VIP 2.0 была призвана сыграть роль своего рода лакмусовой бумажки, способной определить перспективы и будущее проекта, особенно после технических сбоев, произошедших во время прошлогоднего мероприятия, а также в преддверии еще трех тематических онлайн-ярмарок, запланированных организаторами на этот год. Настало время подвести итоги.
VIP-ярмарка объединила 135 участников из 35 стран, среди которых отметим неплохую подборку галерей с Ближнего Востока, из Азии и Латинской Америки. Оно и понятно, ведь онлайн-мероприятие не требует затрат на доставку. Приятно, что небольшим галереям и крупным игрокам на сайте было уделено почти равное внимание — в отличие от реальных ярмарок, на которых есть главное мероприятие, а есть, так сказать, сопровождающая, необязательная программа, до которой традиционно доходит меньше публики.
Реакцию скептиков на постановку вопроса предугадать не сложно. В пятилетней перспективе трудно избегать навязчивых мыслей о рисках крушения евро, особенностях избирательного цикла, расширяющейся воронке финансового кризиса и прочих. Не игнорируя сложностей момента, предлагаю все-таки вывести за скобки условно апокалиптические сценарии и ограничиться тактическими предположениями на перспективу от одного года до пяти лет. Назову это даже не прогнозом, а размышлениями на тему, как может измениться русский рынок искусства в обозримой перспективе. Итак, без магического кристалла можно предвидеть, что:
1. Расширится предложение качественного искусства в нижнем и среднем ценовом диапазоне. Рынок будет разворачиваться лицом к клиенту с начальным уровнем платежеспособности. Сегодня де факто люди с бюджетами до 1000 долларов не обеспечены качественным предложением. Это не нормально. В всем мире за такие деньги можно выбирать графику современных художников, тиражную графику, компактную живопись и скульптуру, а также качественные работы художников, находящихся в начале карьеры. Да и у нас при большом желании можно, если места знать. Но потенциальный покупатель, который «не знает мест», в первую очередь сталкивается или с вещами явно ему не карману, или с ярмарочным хламом. В результате разочарованный средний класс купит скорее айфон, чем искусство. Многие участники рынка эту проблему понимают. Разговоры на эту тему уже идут. И ситуация, возможно, начнет меняться если не в этом, то в будущем году.
Экономические неурядицы в мире мало сказываются на рынке искусства. Доходность инвестиций в "вечное и прекрасное" второй год подряд оказывается на порядок выше, чем в фондовый рынок, свидетельствует индекс Mei Moses All Art.
Индексы "семейства" Mei Moses рассчитывают доходность по аукционным ценам на предметы искусства как для мировых, так и для региональных рынков. Согласно ведущему индексу Mei Moses All Art, который составляется в основном с учетом продаж в Лондоне и Нью-Йорке, 2011 г. принес инвесторам в искусство доход в 11%. Таким образом, разница в доходности между арт-рынком и рынком ценных бумаг составила 9 б.п.
За последние десять лет ключевой индекс Mei Moses шесть раз бил показатели S&P 500. Средняя годовая доходность арт-инвестора за этот период составила 7,8% против скромных 2,7% для вкладчика в ценные бумаги. "Цены на рынке искусства не подвержены резким колебаниям. Я не удивлен, что в последнее время мы наблюдаем рост, так как богатые люди не сильно пострадали в 2008-2009 гг.", - цитирует The Financial Times создателя индекса Майкла Мозеса.
Война и революция выбросили на рынок огромное количество произведений искусства. Ситуация очень напоминала события Великой Французской революции, придавшей необычное возбуждение художественному рынку начала XIX века. Однако ожидаемого бума не произошло. Государство «рабочих и крестьян» очень скоро монополизировало рынок. Став его единственным полноправным владельцем, оно осмелилось на поступок, который впоследствии старательно пытались замолчать: распродажу ставшего всенародным достояния. Через подставных лиц на берлинские аукционы и напрямую к американским промышленникам потекли шедевры итальянской и фламандской живописи из Эрмитажа, иконы из Троице-Сергиевой лавры, ювелирные украшения царской фамилии и прочие уники.
Советские антикварные магазины продолжали пополняться уцелевшим в домах, несмотря на тяжелые и опасные времена, товаром. И хотя золотой червонец исчез вместе с нэпом, а рубль навсегда сделался неконвертируемой валютой, даже советские дензнаки давали широчайшие возможности отовариваться в столичных антикварных магазинах ограниченному контингенту дипломатического корпуса. Однако тридцатые годы ликвидировали (в прямом и переносном смысле) сам художественный рынок вместе с большинством его представителей. Створки железного занавеса плотно сомкнулись.
Карикатуры от Alberto ArniПредставляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ... Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015 Далее |
Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013 Далее |
Способы и методы.Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской... Юмор | Суббота, 26 Марта 2011 Далее |
Яблоко за 25 франковВ этот миг звякнул колокольчик входной двери. Вошел незнакомый человек. - Я насчет той картины, которая выставлена в ... Юмор | Понедельник, 5 Июля 2010 Далее |
Я целиком и полностью за это талисман. В нем меня особенно радуют два обстояте
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.