М. Кантор. Под одеялом. Холст. Масло.Война и революция выбросили на рынок огромное количество произведений искусства. Ситуация очень напоминала события Великой Французской революции, придавшей необычное возбуждение художественному рынку начала XIX века. Однако ожидаемого бума не произошло. Государство «рабочих и крестьян» очень скоро монополизировало рынок. Став его единственным полноправным владельцем, оно осмелилось на поступок, который впоследствии старательно пытались замолчать: распродажу ставшего всенародным достояния. Через подставных лиц на берлинские аукционы и напрямую к американским промышленникам потекли шедевры итальянской и фламандской живописи из Эрмитажа, иконы из Троице-Сергиевой лавры, ювелирные украшения царской фамилии и прочие уники.

Советские антикварные магазины продолжали пополняться уцелевшим в домах, несмотря на тяжелые и опасные времена, товаром. И хотя золотой червонец исчез вместе с нэпом, а рубль навсегда сделался неконвертируемой валютой, даже советские дензнаки давали широчайшие возможности отовариваться в столичных антикварных магазинах ограниченному контингенту дипломатического корпуса. Однако тридцатые годы ликвидировали (в прямом и переносном смысле) сам художественный рынок вместе с большинством его представителей. Створки железного занавеса плотно сомкнулись.

Незабвенная хрущевская оттепель выдала огромные авансы на будущее, хотя и не смогла их оплатить. Прошла первая выставка абстракционистов, появились тонкие книжечки о Матиссе и Пикассо. Началось робкое движение в области художественной коммерции, два десятилетия не дававшей о себе знать.

А. Кравченоко. Картинная лавка.

А. Кравченоко. Картинная лавка.

Не только генералы, украсившие загородные дачи трофейными шпалерами, но и прочие категории состоятельных советских граждан были не прочь облагородить собственные жилища. Разнообразная старинная утварь плохо вписывалась в эстетику панельного железобетона, поэтому дружно отправлялись на свалку комоды и буфеты вместе с украшавшими их мраморными слониками. В это романтическое время первых целинников и комсомольских строек, централизованной борьбы с мещанством, архитектурными излишествами и религией можно было за бесценок купить любую «старину» - серебро, бронзу, живопись.

Две культуры, две экономики существовали в советской стране всегда. Параллельно с официальной издательской продукцией «самиздат» выдавал свою; по квартирам шли выставки - однодневки, подпольные артели шили модный товар типа плащей «болонья», а неофициальный художественный рынок набирал силу. В нем тоже было две стороны - белая и черная.

Первую представляли ученые и жившие в западном измерении дипломаты, покупавшие не признанных пока корифеев советского авангарда и поддерживавшие гонимых современников-живописцев. По другую сторону находились нувориши с большими деньгами. В рамках нашей экономики запустить их в дело было чрезвычайно сложно, зато вложить в произведения искусства - лучший способ помещения капитала - вполне реально. Возникавшие иногда удачные тандемы - деньги одного, связи, «концы» другого - давали поразительные результаты.

Комната П. Пикассо в доме С. И. Щукина. Фото 1913 года.

Комната П. Пикассо в доме С. И. Щукина. Фото 1913 года.

Наиболее надежной была покупка старого русского искусства, проходившего по каталогам выставок: достаточно было лишь идентифицировать вещь с ее описанием. Первоклассные изделия позволяли даже обходиться без консультаций профессионалов - искусствоведов.

Иметь же дело с западным искусством, особенно начиная с середины XIX века, не рекомендовалось. Слишком большой была вероятность фальшаков. Русский авангард коммерческой ценности не имел, пылился по мастерским, хотя понемногу уже перекочевывал к любителям, тонко чувствовавшим самую суть художества. У серьезных людей, мысливших широко и по-деловому, имелись собственные понятия о прекрасном. Правда, от них было недалеко и до ювелирки, камней, монет царской чеканки и, самое криминальное, валюты. Рокотовский процесс, ознаменовавший начало 60-х, уже прошел. Советское правосудие совершило очередное вопиющее нарушение уголовного кодекса, введение новой статьи – высшей меры за валютные операции – в процессе самого суда.
Однако даже самые суровые законы не смогли стать помехой для истинных коммерсантов. С открытием «железного занавеса» вместе с «командами» валютчиков и фарцовщиков в 70-х сформировались бойкие бригады «досочников», «гнавших» за рубеж русские иконы, сведения о которых черпались ими исключительно из солоухинских «Черных досок», бывших их настольной книгой и практическим пособием.

На смену тем, кто в начале XX века открыл красоту древней русской иконописи и начал собирать ее не как предмет культа, но как произведение искусства, пришло новое поколение. Ему открылся денежный смысл творений их далеких предков. Кроме икон в цене поднялось старое русское серебро, пошла охота на изделия с маркой «Фаберже». Старая живопись практически исчезла из свободного доступа, зато русский авангард, долго остававшийся невостребованным, дождался своего часа. Перенасытив рынок иконописью, былые «досочники» переключились на супрематизм Малевича, витебского Шагала и агитфарфор Чехонина. Тут выяснилось, что без консультантов - профессионалов не обойтись. Наконец-то понадобились искусствоведы, стоимость советов которых начала расти пропорционально ценам на советский авангард на лондонских аукционах.

Гостиная А. Матисса  в доме С. И. Щукина. Фото 1913 года.

Гостиная А. Матисса  в доме С. И. Щукина. Фото 1913 года.

На официальном рынке искусств традиционная система централизованных покупок оставалась незыблемой. Что продавалось, сказать трудно. Во всяком случае полотна Кандинского и Малевича, оценивающийся сегодня шестизначными цифрамами действительно не продавались. Если же картины уплывали за океан, то исключительно в качестве обмена за серьезные услуги общегосударственного масштаба. Но подобные случаи были скорее исключением, а правилом — не подлежащие таможенному досмотру кейсы и кофры дипломатов, увозивших вместе с воспоминаниями об образцовом коммунистическом городе все, что попадало в разряд художественных ценностей.

Государственным структурам, располагавшим основанной в 20-х «Международной книгой» и экспортным салоном Художественного фонда, упускать шедший прямо в руки доход было по меньшей мере глупо. Нужно было ставить дело «на широкую ногу». «Новоэкспорт» бросился скупать последние остатки икон, а в 1988 году в решительно перестраивающейся Москве прошел первый в СССР аукцион, организованный престижной английской фирмой «Сотбис». Основанная в середине XVIII века фирма впервые провела художественный аукцион в Совете Союзе, предложив к продаже произведения русского авангард и картины современных советских художников. Эта акция, организованная при поддержке Министерства культуры, вызвала небывалый резонанс. Многие были возмущены. Что потрясло больше — сумма, предложенная за «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина, или продажа работ Надежды Удальцовой и Варвары Степановой, осталось до конца неясным.

Итоги «Сотбис» подвигли высказаться «за» и «против» подобных мероприятий немало деятелей советской культуры. Минкульт упрекнули в либерализме и дурном примере частным галереям, начавшим чуть ли не ежемесячно создаваться в Москве. Наиболее уважаемые авторы высказывались за ужесточение контроля за вывозом предметов искусства за рубеж в условиях продолжающейся культурной депрессии внутри страны. В результате, в разряд невыездных попали не только произведения умерших художников, вещи, написанные еще живущими до победного 1945-го, но и полотна самих «сотбистов», вошедших в список семидесяти особо ценных советских мастеров, пользующихся мировым признанием. Недавно официально заявившему о себе рынку современного искусства, образовавшему сеть галерей и художественных центров, был нанесен чувствительный удар. Проходят века, на рынок выбрасывается совершенно иное искусство, но взоры продающих по-прежнему устремлены на Запад....

У торговца. Почтовая карточка 1910-е годы.

У торговца. Почтовая карточка 1910-е годы.

Лично мне, занимающейся историей русского собирательства очень хочется поддержать взывающих к запрещению продажи за рубеж любого мало-мальски ценного художественного экспоната - мол, и самим пригодится, страна большая. Но рынок невозможно ни регламентировать, ни запретить постановлением даже в рамках одной отдельно взятой отрасли. Он все равно будет существовать - в пристойных или уродливых формах. Наша главная беда известна: продавая, иногда, быть может, расставаясь с шедеврами, мы не в состоянии выступать полноценными покупателями на мировом рынке искусств. Едва установившийся в начале века баланс, когда Павел Деляров отправлял своих Рембрандтов во Францию, а Сергей Щукин вез из Парижа десятками полотна Гогена, Матисса и Пикассо, был нарушен. Поскольку реального рынка искусств в России не существовало никогда (недоразвитость отечественного капитали; сказывалась не только в сфере промышленного производства) наличие западных покупателей и продавцов делалось неизбежным.

Преодоление экономического кризиса, в котором пребывает страна, неизбежно возвратит России роль достойно партнера на мировом, в том числе и художественном, рынке. Снова влившись в мировую цивилизацию, мы присоединимся международным хартиям и конвенциям, действующим в научных и художественных областях межгосударственного общения.

И когда наши законы строго, но справедливо разграничат права и обязанности художника, посредника - маршана и Государства настанет время вспомнить проницательных художественных критиков XIX века, утверждавших, что предназначение произведения искусства – странствовать по свету.

Вероятно так оно и есть. Только заниматься художественным бизнесом (как утверждают понимающие – самым сложным, но одновременно самым доходным) должны люди с верным глазом, чистыми руками и незапятнанной репутацией.




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Юмор

Карикатуры от Alberto Arni

News image

Представляем вашему вниманию смешные карикатуры парня из Мексики под именем Alberto Arni. Все работы выполнены довольно ...

Юмор | Четверг, 3 Декабря 2015

Далее

Шуточный ролик "Ералаш" (факультет дизайна БЭК)

News image

Шуточный ролик "Ералаш" про моих студентов факультета дизайна БЭК

Юмор | Понедельник, 29 Апреля 2013

Далее

Анекдоты

News image

Eжедневно многим из нас хочется отвлечься и поднять себе настроение. Именно тогда мы начинаем бродить сетями интернета ...

Юмор | Пятница, 6 Мая 2011

Далее

Способы и методы.

News image

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской...

Юмор | Суббота, 26 Марта 2011

Далее

Яблоко за 25 франков

News image

В этот миг звякнул колокольчик входной двери. Вошел незнакомый человек. - Я насчет той картины, которая выставлена в ...

Юмор | Понедельник, 5 Июля 2010

Далее
Перейти в категорию: Юмор
Только в работе может художник обрести реальность и удовлетворение, ибо подлинный мир не имеет над ним такой власти, как мир его вымысла, и по тому, коль скоро он не выламывается из благопристойных будней, для него не так уж существенно, какую жизнь вести. Наиболее подходящие для него условия - те, в которых работа не только ладится, но и становится необходимостью.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта