Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1.
Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного стиля 70-х годов. Можно согласиться с критикой Б. Роуз в том, что популярность фотореализма, связанная с ренессансом самой фотографии, возродила возможность такого репрезентативного искусства, которое представляло известную угрозу гегемонии абстракционизма в американской живописи, позволяло думать, что сам термин «модернизм» стал «подозрительным». Однако делать отсюда вывод, с которым мы встречаемся в монографии Е. Л. Смите «Искусство сегодня - от абстрактного экспрессионизма к суперреализму», о том, что модернизм идет к своему концу, было бы преждевременным.
Гиперреализм не был угрозой ни для постмодернизма в целом, ни для его натуралистических ипостастей. Многие западные авторы прямо указывают на преемственность гиперреализма с модернизмом (в частности, абстракционизмом) и постмодернизмом (в частности, с поп-артом).
Но прежде чем говорить о «сходстве» гиперреализма с абстракционизмом и поп- артом, напомним, что сама история фотографии свидетельствует о наличии в ней не только реалистических, но и «формотворческих» тенденций. Имея в виду именно эти последние, З. Кракауэр не без оснований утверждал, что, как ни парадоксально, фотография способствовала развитию абстракционизма. Фотоснимки в русле «формотворческой» тенденции далеко ушли от изображений реальной действительности и многие из них напоминали абстракционистские картины. Влияние этого направления в фотоискусстве на гиперреализм не вызывает сомнения.
Истина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художественного отражения мира также всегда будет отличаться от прежнего. Реализм нового времени нельзя мерить критериями реализма прошлых времен, хотя инвариантное ядро — правда художественного отражения жизни — остается неизменным.
Постоянно обновляется и неизменный «спутник» реализма — натурализм, хотя и он сохраняет свое инвариантное ядро. В чем же оно состоит? С нашей точки зрения, таким ядром натуралистической тенденции является эстетически безоценочное отражение фактов жизни, «феноменологии» явлений. Именно из этого корня растут такие побеги натурализма, как пассивная созерцательность, воспроизведение лишь оболочки вещей, отсутствие обобщений и идейной целеустремленности.
Чтобы понять своеобразие современного натурализма второй половины XX века, необходимо поставить его в связь со стилевыми особенностями современного реализма, а также других направлений в живописи.
Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство.
Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.
Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?
Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.
В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности. Но в то же время как то быстро забыли что, цвета можно трактовать как символы, намекающий на то, что порой не может быть показано, будь то образ бога, высших космических сил или потустороннего бытия. Символизм цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: синее — море, океан, небо, мир; зеленое — весна, пробуждение, надежда; белое - чистота и непорочность, начало; желтое — солнце и тепло, осень; красное — огонь и кровь, опасность; черное — темнота, страх, неясность, смерть. Такая мотивировка имеет в своей основе человеческий опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями. Сказания, древние тексты, традиции доводят до нас богатый мир, заставляющий художников акцентировать внимание на отдельных символических цветах.
Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.
Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и так далее.
Время цветенияИзготовление цветов - увлекательное и приятное занятие. Оно не требует больших затрат, но может принести большое удов... Далее Мастер - Класс | Суббота, 3 Марта 2012 |
Птица и букет – майский привет.Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выпол... Далее Мастер - Класс | Вторник, 21 Февраля 2012 |
Первый год жизни ребенка - впечатляющая фотосессия!Мы все знаем, что дети в первый год своей жизни очень быстро меняются. За это время они проходят несколько значимых эта... Далее Мастер - Класс | Вторник, 7 Февраля 2012 |
Рисунок кистей рук и стопы.Издревле считается: умеющий изображать кисти рук и ступни ног умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей - рисовать... Далее Мастер - Класс | Понедельник, 16 Января 2012 |
Картина Винсента ван Гога «Звездная ночь» в технике маркетри.Мы уже вас знакомили с художником из Коста-Рикки Франсиско Родригизом, который создает произведения в технике маркетри. ... Далее Мастер - Класс | Вторник, 6 Декабря 2011 |
Сегодня весь мир прощается с легендой, с человеком, который, по словам журналист
Вот и наступила осень, начался золотой листопад, и фотографы потянулись в свои и
Человек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовле
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...