Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1.
Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного стиля 70-х годов. Можно согласиться с критикой Б. Роуз в том, что популярность фотореализма, связанная с ренессансом самой фотографии, возродила возможность такого репрезентативного искусства, которое представляло известную угрозу гегемонии абстракционизма в американской живописи, позволяло думать, что сам термин «модернизм» стал «подозрительным». Однако делать отсюда вывод, с которым мы встречаемся в монографии Е. Л. Смите «Искусство сегодня - от абстрактного экспрессионизма к суперреализму», о том, что модернизм идет к своему концу, было бы преждевременным.
Гиперреализм не был угрозой ни для постмодернизма в целом, ни для его натуралистических ипостастей. Многие западные авторы прямо указывают на преемственность гиперреализма с модернизмом (в частности, абстракционизмом) и постмодернизмом (в частности, с поп-артом).
Но прежде чем говорить о «сходстве» гиперреализма с абстракционизмом и поп- артом, напомним, что сама история фотографии свидетельствует о наличии в ней не только реалистических, но и «формотворческих» тенденций. Имея в виду именно эти последние, З. Кракауэр не без оснований утверждал, что, как ни парадоксально, фотография способствовала развитию абстракционизма. Фотоснимки в русле «формотворческой» тенденции далеко ушли от изображений реальной действительности и многие из них напоминали абстракционистские картины. Влияние этого направления в фотоискусстве на гиперреализм не вызывает сомнения.
Большинство гиперреалистов училось у абстрактных экспрессионистов (Х. Хофмана, Д. Парка и др.). Следовало ожидать, что они будут стремиться применить их принципы к фигуративной живописи на фотографической основе. Об этом стремлении говорят и сами художники. Например, Бехтле открыто признает, что в том, что он делает, есть доля абстрактного искусства.
Указанная связь с абстракционизмом — специфическая черта неонатурализма. В отличие от натурализма, например, в немецкой «новой вещественности» и у американских «риджионалистов» (как отмечают многие авторы, эти направления натуралистического толка оказали влияние на гиперреализм), которые ставили перед собой целью объективное, точное, бесстрастное (часто «безыдейное»), но все же воспроизведение наблюдаемой действительности, неонатуралисты 70-х ставят перед собой иные цели.
Джон де Эндреа. Лежащий янтарь. 2006.
Натуралистическое воспроизведение действительности, а точнее, даже не действительности, а фотоснимков этой действительности, выступает у гиперреалистов всего лишь как средство. Цель же заключена в том, чтобы живописным способом передать на полотне фотовидение мира, запечатлеть сам процесс перевода фотовидения на полотно, отличие фотографического взгляда на мир, выраженного живописными средствами, от этого взгляда, зафиксированного в фотографии. В этом они видят новизну той визуальной информации, которая запечатлевается на живописной поверхности их картин. Гиперреалист Морли в этой связи утверждает, что он видит тему как побочный продукт плоской поверхности его картины. Предмет как таковой, заявляет Клоуз, его не интересует и в этом смысле он чувствует себя скорее абстракционистом, чем реалистическим художником. Для Дон Эдди точность деталей и иллюзионистическое воздействие пространства также не цель, а средство тематизи- ровать визуальность.
Вряд ли нужно подробно пояснять, что отмеченное выше родство гиперреализма с абстракционизмом указывает на присущие ему черты формализма. Связь натурализма и формализма, органичная по своей природе, хорошо известна. Для неонатурализма эта связь специфична тем, что она осуществляется на фотографической основе.
Имеются общие черты у неонатурализма и с такими течениями постмодернизма, как поп-арт и концептуал-арт. В литературе о гиперреализме даже встречаются такие его характеристики, как «постпоп», «постконцептуал» и т. п. Не рассматривая вопрос во всем объеме, сосредоточим внимание на натуралистических тенденциях в этих направлениях постмодернизма и их отношении к фотографии.
Несмотря на то что гиперреализм в стилистическом отношении отличается от поп- арта и даже в известной степени является реакцией на него, он, как верно, замечает Н. Линтон, тесно связан с ним по своим исходным установкам, которые мы определенно можем назвать натуралистическими. «Поп-художники,— очень точно и образно пишет С. Батракова,— отвергают и утверждают одинаково равнодушно, не мучаясь гомнениями и не зная колебаний. Лишенное какого-либо чувства горечи и сознания сатастрофы, чуждое бунтарской дерзости и озорного духа игры, поп-искусство представляет собой сочетание вызова с безразличием». Такое же «тотальное равнодушие» (Л.Я.Рейнгардт), обезличенность, анонимность, имперсональность (Аллоуэй) (многие исследователи видят в гиперреализме.
Художник Дэмиан Лоеб
Тенденция к эстетически безоценочному «копированию» явлений, свойственная натуралистической тенденции, никогда не бывает абсолютной. Пожелание поп-артистского художника Э. Уорхола, что он хотел бы быть машиной, стремление Клоуза и других гиперреалистов «уподобиться» фотокамере остаются всего лишь пожеланиями. Вот почему в поп-арте наблюдается оценочное отношение к современной буржуазной цивилизации — с ее готовыми изделиями массового производства и образами, созданными средствами массовой коммуникации и рекламы. Чаще всего это отношение носит иронический характер, иногда принимая даже форму гротеска. Эстафету меланхоличной, порою мрачной иронии перенимают от поп-арта и гиперреалисты.
Как верно было отмечено, для поп-арта (а также для оп-, минималь-, концептуал- арта) характерна своя более или менее определенная иконография форм и сюжетов. Эту определенность иконографии мы наблюдаем и в гиперреализме, причем во многом сходную с поп-артом («банальность», «типичные американские предметы»).
Идея «подражания» фото была уже в орбите поп-арта, например у Р. Артшвагера. Прямым предшественником портретов Ч. Клоуза были большие, с использованием фотоклише, портреты М. Монро, Ж-Кеннеди и других «звезд», выполненные Уорхоллом.
Многие западные авторы различают в гиперреализме две главные линии: одна - натуралистическая (Д. Парриш, Бехтле, Гоингс, Мак Лин, Солт, Блэкуэлл, Естес), а другая — «критически познавательная живопись» (Морли. Дж.Джонс, Ч.Клоуз, Шонцайт, Дон Эдди и др.), где концептуальный момент важнее натуралистических деталей.
Известное родство определенной группы гиперреалистов (так называемой «калифорнийской» школы) с концептуал-артом действительно имеется. Тенденция концептуализма превратиться как бы «в научное изучение художественного мышления» (И. Лукшин), используя при этом среди прочих средств и фотографию, реализуется здесь в стремлении воплотить в своих картинах концепцию восприятия, фотовидения, осуществленного живописными средствами.
Тем не менее было бы неверным полагать, что натурализм в гиперреализме концептуального направления представлен лишь натуралистическими «деталями». Дело обстоит гораздо глубже. Как мы уже показывали, для художников этого направления (Ч. Клоуза, Морли и др.) характерны не просто «детали», а принципиальная натуралистическая установка. Она, кстати, весьма напоминает концепции искусства в других видах художественной практики, например в литературе.
Художник Истван Сандорфи. Kalfonarium.
В западных исследованиях о гиперреализме отмечается его родство, например, с идеями «нового романа» Роб-Грийе. Но это родство прослеживается (например, в монографии С. Нейстерс) главным образом на уровне формально-стилевых особенностей. Между тем здесь наблюдается более глубокая связь, помогающая понять, каким образом на платформе модернистского мировоззрения закономерно объединяются натуралистические и формалистические тенденции.
В самих романах и в теории «нового романа» Роб-Грийе мы видим прежде всего черты натурализма. Французский писатель и теоретик призывает отказаться от всякого осознанного эстетического отношения к миру, эстетического миропонимания. Он против художника — истолкователя и наставника. Роб-Грийе стремится изгнать из искусства всякую психологию, в том числе и подсознание. Нельзя и не надо проникать в суть вещей, событий, характеров. Не надо мира «значений», пусть действительность утверждает себя в искусстве непосредственно самим своим «присутствием». Автор должен исчезнуть из произведения. Предмет повествования — это то, что лежит на поверхности явлений. Идеальный образец искусства для Роб-Грийе — репортажный документальный фильм.
Сходство этой концепции с натуралистическими установками гиперреализма очевидно. В особенности характерен один момент. Специфические отличия неонатурализма, обусловленные его фотографической основой, от натуралистических течений прошлого, естественно, обязаны некоторым особенностям самой фотографии. Вальтер Беньямин верно писал о том, что для фотографии характерен «проблеск случайности», «здесь и теперь» ушедшей действительности. Развивая эту мысль, советский исследователь Ю. Богомолов справедливо заметил, что в компетенцию фотографов, которые могут считать себя художниками, входит задача «писать исключительно настоящее». Натуралистическая живопись гиперреалистов, поскольку она копирует фотографии, фотореальность, также содержит в себе, но уже «вторичным», отраженным способом, эту специфику фотографии. Например, в работах Ч. Клоуза верно усматривают (С. Немзер, С. Нейстерс и др.) наличие «здесь» и «теперь» как весьма специфическую черту. Но о чем говорят эти верные сами по себе наблюдения? По-видимому, о том, то признак «настоящего времени» (presense) сам по себе вне содержательно-смыслового и идейно-художественного контекста произведения еще не свидетельствует о том, что перед нами подлинное искусство — все равно, фотографии или живописи. Указанный признак прекрасно «уживается» и с натурализмом.
Роб-Грийе выступает не только защитником натурализма. Одновременно он считает, что содержание — это лишь средство для реализации формы, которая якобы и есть истинное произведение искусства.
Фундаментом, на котором происходит органичное соединение натурализма и формализма как в «новом романе», так и в гиперреализме, является антигуманистическая, модернистская в своей сущности концепция человека, личности. Поставлена под сомнение определенность человеческой личности, ее характера, психологии, возможность ее познания. Поэтому человек вытесняется «вещами». Сама личность выглядит как «банальная» вещь, как дурной механический робот, обладающий лишь плотной и непроницаемой поверхностью. Именно отсюда и растет натурализм гиперреализма.
Но если невозможно постичь основы человеческого бытия и следует ограничиться натуралистическим изображением «внешнего», то истинную опору и твердую почву можно обрести лишь в мире художественных форм, «подлинных» структур. Отсюда растет формализм в неонатурализме.
Неонатурализм уходит своими корнями в кризис буржуазного сознания середины XX века, отражая умонастроения общества, потерявшего твердую почву под ногами.
Фотография и неонатурализм → |
---|
Время цветенияИзготовление цветов - увлекательное и приятное занятие. Оно не требует больших затрат, но может принести большое удов... Далее Мастер - Класс | Суббота, 3 Марта 2012 |
Птица и букет – майский привет.Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выпол... Далее Мастер - Класс | Вторник, 21 Февраля 2012 |
Первый год жизни ребенка - впечатляющая фотосессия!Мы все знаем, что дети в первый год своей жизни очень быстро меняются. За это время они проходят несколько значимых эта... Далее Мастер - Класс | Вторник, 7 Февраля 2012 |
Рисунок кистей рук и стопы.Издревле считается: умеющий изображать кисти рук и ступни ног умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей - рисовать... Далее Мастер - Класс | Понедельник, 16 Января 2012 |
Картина Винсента ван Гога «Звездная ночь» в технике маркетри.Мы уже вас знакомили с художником из Коста-Рикки Франсиско Родригизом, который создает произведения в технике маркетри. ... Далее Мастер - Класс | Вторник, 6 Декабря 2011 |
Сегодня весь мир прощается с легендой, с человеком, который, по словам журналист
Вот и наступила осень, начался золотой листопад, и фотографы потянулись в свои и
Человек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовле
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...