Фаниль Шаймухаметов. Млечный путь. 1991 год. Офорт. Акватинта.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.

Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и так далее.

Среди первых литографов, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Крупнейшим мастером литографии стал французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века в технике литографии работало несколько крупных карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Воклевский, Николай Степанов.

В России во второй половине 19 века новый вид искусства литографию прославили художники - Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков — на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и другие. В 30-е года 20 века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Камиль Губайдуллин. Переправа. Офорт.

Камиль Губайдуллин. Переправа. Офорт.

Офорт. В начале XVI века возникает вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников - офорт. Основное достоинство офорта для художника в его живописности и художественной выразительности.

Техника выполнения офорта отличается от гравюры на металле - рисунок травится кислотой. Металлическая доска (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом, устойчивым к воздействию кислоты. Офорт сложно перепутать с другими техниками, при прокатывании доски через офортный станок на оттиске остается вдавленный след.

Существуют разные офортные техники, помогающие художнику достигать разнообразных художественных задач.

Во Франции офортом занимался великолепный мастер первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлееом Сегерсом.

Первенствующим мастером офорта является Рембрандт, который достиг удивительных художественных высот, в совершенстве постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

В конце XIX столетии новый расцвет офорта. Искусство офорта формируется в целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России...

Гравюра на дереве (Gravure sur bois (xylographie) - самый древний вид эстампа, где дерево использовалось как материал для выпуклой гравюры, в которой рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном.

Наиль Вагапов. Ненастный день 2005 год. Офорт, сухая игла.

Наиль Вагапов. Ненастный день 2005 год. Офорт, сухая игла.

Техника гравюры на дереве выглядит следующим образом: на отшлифованную поверхность доски толщиною около 2,5 см наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается специальным инструментом до глубины 2-5 мм. После этого доску можно прокатывать краской и выполнять оттиск на бумаге.

Различают продольную или обрезную гравюру, где волокно расположено параллельно поверхности доски и торцовую гравюру с волокном перпендикулярным поверхности.

Чем тверже порода дерева (грушевое дерево или самшит) и однороднее ее структура тем тоньше получается изображение. Выполнение гравюры - занятие очень тонкое и кропотливое: штрихи наносятся с помощью гравировальной иглы затем углубления выдалбливаются долотом и стамеской разных размеров. Прежде художники редко сами исполняли свои гравюры, они делали подготовительный рисунок прямо на доске или снабжали им гравера, который приклеивал его на доску.

В западно-европейском искусстве XIX в. торцовая гравюра в отличие от продольной или обрезной использовалась преимущественно в книжной иллюстрации. Она исполняется штихелем на доске из самшита (или других твердых по род дерева) с перпендикулярными к ее поверхности волокнами (поперечный распил). Долгое время считалось, что техника торцовой гравюры была изобретена англичанином Т. Бьюиком однако в своих "Мемуарах" художник рассказывает, что это не так. Тем не менее именно он усовершенствовал эту технику и качество отпечатка. Первым значительным произведением торцовой гравюры являются гравюры к "Басням" Гея (1779).

В словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья». С историей возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, с этого времени встречаются первые упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".

Первая дата в истории гравюры совпадает с первой датой в истории книгопечатания.

Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве» появились на рубеже XIV-XV веков. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 гола ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов - гравюры светского содержания. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии), В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х годов - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э.

Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 - 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры — Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Мастер - Класс

Время цветения

News image

Изготовление цветов - увлекатель­ное и приятное занятие. Оно не требует больших затрат, но может принести большое удов... Далее

Мастер - Класс | Суббота, 3 Марта 2012

Птица и букет – майский привет.

News image

Гжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выпол... Далее

Мастер - Класс | Вторник, 21 Февраля 2012

Первый год жизни ребенка - впечатляющая фотосессия!

News image

Мы все знаем, что дети в первый год своей жизни очень быстро меняются. За это время они проходят  несколько значимых эта... Далее

Мастер - Класс | Вторник, 7 Февраля 2012

Рисунок кистей рук и стопы.

News image

Издревле считается: умеющий изображать кисти рук и ступни ног умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей - рисовать... Далее

Мастер - Класс | Понедельник, 16 Января 2012

Картина Винсента ван Гога «Звездная ночь» в технике маркетри.

News image

Мы уже вас знакомили с художником из Коста-Рикки Франсиско Родригизом, который создает произведения в технике маркетри. ... Далее

Мастер - Класс | Вторник, 6 Декабря 2011

Перейти в категорию: Мастер - Класс

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта