Издревле считается: умеющий изображать кисти рук и ступни ног умеет рисовать. Не справляющийся с этой задачей - рисовать не умеет.
Программы по рисунку в художественных учебных заведениях предусматривают после курса рисования головы изучение кистей рук и стопы человека. Из этих двух деталей человеческого тела кисть руки для художника имеет особое значение. Это уникальный по своему механизму аппарат, способный производить наисложнейшие механические действия, обладающий также исключительной способностью выражать чувства, эмоции, различные душевные состояния человека.
В истории изобразительного искусства можно найти достаточно примеров блестящего использования выразительных возможностей рук. Мастера Древней Греции в совершенстве знали форму руки, ее пластику. Умели прекрасно использовать ее возможности и мастера Возрождения. Великолепно нарисованы и написаны руки в картине Тициана «Динарий кесаря». Через сопоставление рук двух людей, их положение, форму, цвет Тициан в этом произведении выражает глубокие мысли, чувства, передает сложное философское содержание. Микеланджело в своей фреске «Сотворение Адама» всю композицию строит так, что взгляд зрителя концентрируется прежде всего на руках: волевой, полной энергии руке творца противопоставляется другая, как бы пробуждающаяся от глубокого сна - рука Адама.
В картине «Блудный сын» Рембрандт в основном именно через руки передает душевные переживания слепого отца. Выразительны в этой картине и ступни ног сына.
Тициан. Динарий Кесаря.
В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» рука Меншикова, сжатая в кулак, раскрывает несломленную волю человека, оторванного от деятельности и не желающего с этим мириться. Можно было бы привести большое число и других примеров.
Просматривая учебные рисунки старых мастеров русской школы, видишь, что, несмотря на малый размер, руки и ступни выполнены всегда безукоризненно.
Учебное задание «Кисти рук и стопа» чрезвычайно ответственно по своим задачам и требует самого серьезного отношения. Модель ставится лишь после того, как учащиеся ознакомились с основами пластической анатомии. Это последнее условие очень важно. Без предварительного овладения анатомией работа над постановкой не будет проходить успешно.
Поскольку учащиеся впервые встречаются со столь сложным заданием, модели надо подбирать осмотрительно. Наиболее полезны кисти рук и ступни с четко выраженной костной основой и типичные по формам. Это дает возможность учащемуся оценивать и подмечать характерные особенности модели.
А. Дюрер. Руки в молитве. Этюд к картине Вознесение Марии. Тушь, кисть, белила, цветная бумага. 1508.
Кисти рук лучше ставить в покое и движении, в окружении предметов или без них, но при этом надо искать предельно естественное положение. Две кисти рук можно объединить каким- либо действием или поставить каждую отдельно. Иногда в одной постановке целесообразно «увязать» кисти рук с ногой. Однако при этом желательно заботиться о естественности движений. Плоско поставленная натура менее интересна для рисунка, и, наоборот, легкий или даже сильный ракурс создает аспекты, хотя порой и сложные, но очень полезные обучающемуся. Находя движение рук для постановки, следует стремиться к тому, чтобы выявить все отделы, составляющие кисти рук, запястье, пясть, пальцы. Освещая постановку искусственным светом (рассеянного света следует избегать), освещайте ее немного сверху, чтобы выявлялась присущая кисти рук конструкция, ясно воспринималась большая форма и в то же время не пропадали мелкие детали. Источник света направляйте так, чтобы тени, света, полутона и рефлексы способствовали выявлению конструктивных особенностей и связей между частями. Хорошая постановка всегда вызывает интерес, желание работать.
В этом задании, параллельно с изучением живой натуры, делаются зарисовки со скелетной основы руки и с гипсовых мышечных экорше. Они способствуют пониманию живой формы, и рисовать их лучше на том же листе, на котором изображается живая рука. В композиционном отношении это задание сложное. На листе бумаги нужно расположить и части живой модели, и подсобные анатомические рисунки - скелета, мышечных экорше. Это приучает красиво располагать в листе элементы будущего рисунка. Если учащийся не справляется с компоновкой, руководитель должен подсказать, как решить эту задачу.
А. Дюрер. Штудия рук к картине Христос среди книжников. Тушь, кисть, цветная бумага. 1506.
Надо строить кисть или стопу с определения их положения в пространстве, если допущена ошибка в главном направлении массы кисти или стопы, то в дальнейшем придется много переделывать. Установив пропорции и положение основных отделов, наметьте детали, соотнося их с целым.
Предварительное ознакомление с внутренним устройством кисти, ее пропорциями, внешними конструктивными особенностями позволит правильно ее изобразить. Особенно полезно знать опознавательные точки кисти рук: они помогают ориентироваться при построении.
Рисуя стопу, надо строить ее так же, как и кисть, учитывая опорные точки, имеющие большое значение при анализе ее строения. Таких точек в стопе находят столько же, сколько их в кисти. Форма стопы изменчива, например, ее свод у разных людей колеблется в пределах от плоскостопия до очень высокой стопы. Форма может меняться в зависимости от нагрузки или перемещения тяжести тела с одной ноги на другую. Если кисти рук в своих движениях сравнительно самостоятельны, то движения ног взаимосвязаны и неотделимы от движения туловища. У опорной стопы одна форма, у свободной - другая. Необходимо на это обратить внимание. Полезно нарисовать стопу в этих двух ее состояниях.
Нога не имеет таких выразительных возможностей, как кисть руки, но участвует в общем движении фигуры.
Учебная работа. Кисти рук и стопы ног. Карандаш. 1983.
Ошибки в рисунке при работе над постановкой происходят по разным причинам. Бывает, что натурщик изменяет положение руки или ноги, а учащийся, не обращая на это внимания, продолжает рисовать. Рука, стопа так же, как и любой предмет, существующий в природе, на плоскости могут быть изображены лишь с учетом законов перспективного сокращения. Это иногда упускается из виду, что приводит к ошибкам и утрате выразительности рисунка.
Работа над постановкой при самом эффективном ее проведении все же не может дать достаточной выучки в изображении руки и стопы. Тем не менее учащийся получит первые серьезные навыки, основательную методическую и профессиональную подготовку.
Для изучения рук и стопы необходимо использовать любые возможности. Повседневные наброски рук, наблюдение их движения, характера - интереснейший материал для художника. Руки мужские, женские, стариков и детей разнообразны, как разнообразны лица. Наблюдения, зарисовки должны стать постоянной привычкой начинающего художника. Все это может составить ценнейший багаж для композиционных эскизов. И еще работа по памяти: рисование рук и стопы без натуры, в разных движениях и различных по характеру - крайне полезно.
← Первый год жизни ребенка - впечатляющая фотосессия! | Картина Винсента ван Гога «Звездная ночь» в технике маркетри. → |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...