Создание войлочного панно. Мастер - класс.Проанализировав все способы изготовления войлока, мы остановились на традиционном для юго-востока Башкирии. Этот способ использовали также киргизы и казахи (ала кейиз или текемед). Он предполагает 3 этапа:

1. Подготовительный этап (работа с шерстью)

2. Создание изображения по эскизу из цветных волокон шерсти.

3. Валяние работы.

На первом этапе работа может проводиться как вручную так и на механических приспособлениях. Для войлока годиться шерсть всех сортов: овечья, длинные волокна козьей шерсти и пуха, верблюжья и другая. Важно не качество шерсти, а качество ее обработки.

 

Подготовительный этап.

Это очень ответственный и трудоемкий этап, от которого зависит качество всего изделия. Он включает в себя очищение от мусора и сортировку рабочего материала, окрашивание, прочесывание.

а)   очищение от мусора и сортировка.

Шерсть тщательно очищается от репьев, комочков грязи разбирается по сортам, длине волокна. Для окрашивания выбираются наиболее чистые волокна белой шерсти.

б)  окрашивание.

Для окраски используется промытая шерсть. Стирать ее необходимо в теплой воде, стараясь не спутать волокна.

Сегодня в распоряжении художника есть превосходные по качеству красители, которые позволяют добиться богатой палитры цветных оттенков. Краски в работе можно смешивать между собой. Наряду с искусственными красителями применяются и натуральные (луковая шелуха, зверобой, кора дуба и другие). Шерсть после окрашивания очень тщательно ополаскивается и просушивается.

Создание войлочного панно. Мастер класс.

в) прочесывание

Работа выполняется вручную или механизированным способом. Для экономии времени и при создании войлока больших размеров, шерсть прочесывается в пимокатном цехе на специальных машинах. Ручной способ предполагает использование чесок, которыми до сих пор пользуются наши бабушки. Чем дольше шерсть пропускается через чески, тем мягче и шелковистее получается волокно.

Создание изображения по эскизу из цветных волокон шерсти.

Прочесанное волокно уже готово к работе. На данном этапе работы необходимо: приготовить основу, изготовить рабочий картон, выложить рисунок из цветных волокон шерсти.

а)   изготовление основы войлока.

На безворсовой ткани, размером чуть больше будущего изделия, выкладывается слой прочесанной шерсти высотой 3-5 см. Поверхность работы обязательно проверяется на ощупь: она должна быть ровной, без пустот. Аля того, чтобы получился мягкий войлок, чередуется шерсть старого и молодого животного.

б)  изготовление рабочего картона

Эскиз будущего изделия увеличивается в натуральную величину. Если рисунок содержит одинаковые элементы (например, орнамент), готовим трафарет.

в)  создание рисунка из цветных волокон шерсти.

Цветные волокна в соответствии с рабочим картоном раскладываются на подготовленную основу. В процессе работы можно применять как элементы аппликации кусочки войлока, тесьму и разные по качеству нити.

Валяние работы.

Создание войлочного панно. Мастер класс.

Этот этап предполагает: смачивание, валяние, стирка и просушивание изделия.

а) смачиваем работы

Всю поверхность изделия покрывается тканью для того, чтобы рисунок не сместился. Ткань используется тонкая безворсовая (шелк, капрон, тюль). Вся поверхность при помощи опрыскивателя смачивается вся кипятком.

б) валяние изделия

Создание войлочного панно. Мастер класс.

Изделие, наматывается как можно плотнее на палку. Полученный валик катают движениями вперед-назад. Если размеры работы не превышают 60-70 см, то этот процесс можно проводить одному человеку. Через 3-5 минут катания работу разворачивают, при необходимости поправляют рисунок, подкладывают шерсть, если ее оказалось недостаточно. Затем работу еще раз поливают кипятком и снова наматывают на палку, но уже с противоположной стороны. Процесс катания повторяется насколько раз. Чем дольше изделие мы подвергается такой обработке, тем плотнее оно становится.

В результате длительного валяния может размыться рисунок и сотрутся четкие границы. Эту особенность можно использовать согласно творческому замыслу.

в) стирка и просушивание изделия.

Создание войлочного панно. Мастер класс.

Готовое изделие стирается с применением любых CMC для шерсти, поласкается. В процессе стирки работа может деформироваться, в таком случае ее вытягивают. Затем изделие просушивается, проглаживается утюгом через марлю и по необходимости оформляется дополнительно. Если все технологические процессы выполнены правильно, то поверхность изделия будет ровной, гладкой, плотной, без дыр и отстающих волокон.

Особенности выполнения войлока в Стерлитамакской детской художественной школе

Необходимо отметить, что подобный способ не всегда удобен для выполнения более сложной композиции, так как границы рисунка существенно смываются, изображение деформируется, цвета смешиваются. Этим способом в технике войлок можно создать очень крупные произведения или изделия с грубоватым и упрощенным рисунком. Поэтому преподаватель детской художественной школы города Стерлитамака Мухамедьярова Гузель основываясь на методе создания нетканого гобелена изменила способ изготовления войлочного полотна. В результате получилось изделие, в котором соединяются и прочность войлока, и живописные возможности гобелена.

Создание войлочного панно. Мастер класс.

Очищенная от мусора, прочесанная шерсть выкладывается на ткань и вместе с ней стелется на поролон, размером с тканью. Создается изображение из цветных волокон шерсти, закрепляется при помощи иглы, применяемой в нетканом гобелене. Это позволяет изготовить четкими мельчайшие детали изображения. Работа снимается с поролона и валяется так же, как при создании обычного войлока.

При таком способе возможно изготовление очень тонкого войлока, поэтому расход шерсти. Процесс валяния занимает значительно меньше времени, т.к. в изделии, пробитом иглами, отдельные шерстинки уже скрепились, что позволяет изготовить его за одно занятие.

Относительная простота технологии, значительная экономия материала по сравнению с традиционными способами изготовления войлока и практически неограниченная палитра средств художественной выразительности снискали данному способу изготовления войлока большое количество настоящих поклонников не только в нашем городе, у нас в гостях уже побывали представители ДХШ города Кумертау, Октябрьский. Здесь они смогли не только увидеть всю технологию изготовления войлока, но и создать своими руками небольшие работы.

Создание войлочного панно. Мастер класс.

Оценив преимущества этого способа создания войлока, мы стали использовать его для выполнения своих творческих работ, применять на занятиях по войлоку, на специальном курсе декоративно-прикладного искусства.




Комментарии  

 
+1 Елена #1 13.01.2014 17:48
Какие хорошие рисунки сопровождают урок. Чьи они?/////////// /////////////// /////////////// //////
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта