Проанализировав все способы изготовления войлока, мы остановились на традиционном для юго-востока Башкирии. Этот способ использовали также киргизы и казахи (ала кейиз или текемед). Он предполагает 3 этапа:
1. Подготовительный этап (работа с шерстью)
2. Создание изображения по эскизу из цветных волокон шерсти.
3. Валяние работы.
На первом этапе работа может проводиться как вручную так и на механических приспособлениях. Для войлока годиться шерсть всех сортов: овечья, длинные волокна козьей шерсти и пуха, верблюжья и другая. Важно не качество шерсти, а качество ее обработки.
Подготовительный этап.
Это очень ответственный и трудоемкий этап, от которого зависит качество всего изделия. Он включает в себя очищение от мусора и сортировку рабочего материала, окрашивание, прочесывание.
а) очищение от мусора и сортировка.
Шерсть тщательно очищается от репьев, комочков грязи разбирается по сортам, длине волокна. Для окрашивания выбираются наиболее чистые волокна белой шерсти.
б) окрашивание.
Для окраски используется промытая шерсть. Стирать ее необходимо в теплой воде, стараясь не спутать волокна.
Сегодня в распоряжении художника есть превосходные по качеству красители, которые позволяют добиться богатой палитры цветных оттенков. Краски в работе можно смешивать между собой. Наряду с искусственными красителями применяются и натуральные (луковая шелуха, зверобой, кора дуба и другие). Шерсть после окрашивания очень тщательно ополаскивается и просушивается.
в) прочесывание
Работа выполняется вручную или механизированным способом. Для экономии времени и при создании войлока больших размеров, шерсть прочесывается в пимокатном цехе на специальных машинах. Ручной способ предполагает использование чесок, которыми до сих пор пользуются наши бабушки. Чем дольше шерсть пропускается через чески, тем мягче и шелковистее получается волокно.
Создание изображения по эскизу из цветных волокон шерсти.
Прочесанное волокно уже готово к работе. На данном этапе работы необходимо: приготовить основу, изготовить рабочий картон, выложить рисунок из цветных волокон шерсти.
а) изготовление основы войлока.
На безворсовой ткани, размером чуть больше будущего изделия, выкладывается слой прочесанной шерсти высотой 3-5 см. Поверхность работы обязательно проверяется на ощупь: она должна быть ровной, без пустот. Аля того, чтобы получился мягкий войлок, чередуется шерсть старого и молодого животного.
б) изготовление рабочего картона
Эскиз будущего изделия увеличивается в натуральную величину. Если рисунок содержит одинаковые элементы (например, орнамент), готовим трафарет.
в) создание рисунка из цветных волокон шерсти.
Цветные волокна в соответствии с рабочим картоном раскладываются на подготовленную основу. В процессе работы можно применять как элементы аппликации кусочки войлока, тесьму и разные по качеству нити.
Валяние работы.
Этот этап предполагает: смачивание, валяние, стирка и просушивание изделия.
а) смачиваем работы
Всю поверхность изделия покрывается тканью для того, чтобы рисунок не сместился. Ткань используется тонкая безворсовая (шелк, капрон, тюль). Вся поверхность при помощи опрыскивателя смачивается вся кипятком.
б) валяние изделия
Изделие, наматывается как можно плотнее на палку. Полученный валик катают движениями вперед-назад. Если размеры работы не превышают 60-70 см, то этот процесс можно проводить одному человеку. Через 3-5 минут катания работу разворачивают, при необходимости поправляют рисунок, подкладывают шерсть, если ее оказалось недостаточно. Затем работу еще раз поливают кипятком и снова наматывают на палку, но уже с противоположной стороны. Процесс катания повторяется насколько раз. Чем дольше изделие мы подвергается такой обработке, тем плотнее оно становится.
В результате длительного валяния может размыться рисунок и сотрутся четкие границы. Эту особенность можно использовать согласно творческому замыслу.
в) стирка и просушивание изделия.
Готовое изделие стирается с применением любых CMC для шерсти, поласкается. В процессе стирки работа может деформироваться, в таком случае ее вытягивают. Затем изделие просушивается, проглаживается утюгом через марлю и по необходимости оформляется дополнительно. Если все технологические процессы выполнены правильно, то поверхность изделия будет ровной, гладкой, плотной, без дыр и отстающих волокон.
Особенности выполнения войлока в Стерлитамакской детской художественной школе
Необходимо отметить, что подобный способ не всегда удобен для выполнения более сложной композиции, так как границы рисунка существенно смываются, изображение деформируется, цвета смешиваются. Этим способом в технике войлок можно создать очень крупные произведения или изделия с грубоватым и упрощенным рисунком. Поэтому преподаватель детской художественной школы города Стерлитамака Мухамедьярова Гузель основываясь на методе создания нетканого гобелена изменила способ изготовления войлочного полотна. В результате получилось изделие, в котором соединяются и прочность войлока, и живописные возможности гобелена.
Очищенная от мусора, прочесанная шерсть выкладывается на ткань и вместе с ней стелется на поролон, размером с тканью. Создается изображение из цветных волокон шерсти, закрепляется при помощи иглы, применяемой в нетканом гобелене. Это позволяет изготовить четкими мельчайшие детали изображения. Работа снимается с поролона и валяется так же, как при создании обычного войлока.
При таком способе возможно изготовление очень тонкого войлока, поэтому расход шерсти. Процесс валяния занимает значительно меньше времени, т.к. в изделии, пробитом иглами, отдельные шерстинки уже скрепились, что позволяет изготовить его за одно занятие.
Относительная простота технологии, значительная экономия материала по сравнению с традиционными способами изготовления войлока и практически неограниченная палитра средств художественной выразительности снискали данному способу изготовления войлока большое количество настоящих поклонников не только в нашем городе, у нас в гостях уже побывали представители ДХШ города Кумертау, Октябрьский. Здесь они смогли не только увидеть всю технологию изготовления войлока, но и создать своими руками небольшие работы.
Оценив преимущества этого способа создания войлока, мы стали использовать его для выполнения своих творческих работ, применять на занятиях по войлоку, на специальном курсе декоративно-прикладного искусства.
← Александр Шиканов. Резьба по дереву. Советы. | История и современность войлока → |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...