Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый живописец и график, скульптор и монументалист. Созданные им творения имеют всемирное значение, несмотря на то, что в наше смутное время кое-кто художникам советской эпохи пытается приклеить ярлык «совковости». Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Здесь ломать копья бессмысленно. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. К последним относятся художники русской реалистической традиции П. Корин, А. Пластов и, конечно же, сам Дейнека. Талантлив он был и в литературном творчестве. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь, искусство, время» и других литературных произведениях.
Я лишь могу поделиться неизгладимыми впечатлениями, которые остались в душе моей от встречи с Александром Александровичем Дейнекой.
Мы, студенты, собрались в лекционном зале Академии художеств. Ждем. Нам не терпится увидеть Александра Дейнеку — человека необыкновенного, высокого, крепкого, — так подсказывало нам его искусство. Волнуемся. Наконец, дождались. Вошел мужчина в сером костюме, среднего роста, полноватый и лысый.
Александр Дейнека. Автопортрет. 1948.
Как быстро меняет человека время! На автопортрете, во время утренней зарядки, он перед нами строен, крепок и могуч. Таким вот спортивным изобразил он себя на холсте на добрую память потомкам. Его спрашивали, каким образом у него так убедительно получаются фигуры спортсменов в движении? На этот вопрос он отвечал, что бегает перед зеркалом, принимая нужные позы:
- Правда фигура уже не та, тяжеловата, да и задний бюст мешает, - добавил он, похлопав себя по мягкому месту.
Стиль его разговора был легким, с улыбкой или взвешенной иронией. Вот что он ответил на вопрос о художниках, пытавшихся подражать его манере изображать спортсменов.
Подражатели лишены живучести. Век их короток, ничего не ждет «дейнечат» в будущем, - и засмеялся при этом, мягко, не раскатисто. Скорее, это была широкая улыбка, нежели смех.
Александ Дейнека. Рисунок для детской книжки «Электромонтер». 1930
Много уделил времени рассказу о Владимире Маяковском, превознося его как поэта-бунтаря, новатора. Учился Дейнека во Вхутемасе у В. А. Фаворского.
- Вообще, состав педагогов был сильным, - говорил он. - Но Маяковский для меня был подлинным наставником, он способствовал рождению моего языка в искусстве, моей концепции. Как-то показал я Маяковскому эскиз обложки для книги, — вспоминал Александр Дейнека. - Он взял его, повертел в руках. Посмотрел. Потом попросил бумагу, говоря: «Ну что вы тут накрутили? Зачем так много лишнего? Надо же как можно проще».
Всем известно, что Маяковский был прекрасным художником. Так вот, Владимир Владимирович взял и очень просто обозначил тему моей обложки. Так он для меня открыл путь, я понял: нужен минимум изобразительных средств, работающих на максимум образной выразительности, — закончил Александр Дейнека.
Александр Дейнека. Оборона Петрограда. 1928.
Говорил о том, что хотя мы часто жалуемся на отсутствие условий для работы, но есть в судьбе художника и некая загадка.
- Вот написал же я «Оборону Петрограда» молодым, в 28 лет, в комнате в девять квадратов. А сейчас — мастерская огромная, в футбол играй, а «Обороны Петрограда» больше нет.
Из зала пытались ободрить:
- А у вас есть еще прекрасная картина, шедевр «Оборона Севастополя».
Мастер знал цену всему:
- Ну, нет, это не то.
Или вел разговор из цикла о хитростях жизни.
- Я иногда пишу картину быстро, может быть, даже за один раз, а дату создания обозначаю в несколько лет. Худсовет оценивает работу. Восхищаются: какая глубина! Что значит долго поработать! И цену хорошую ставят.
Затем на экране был показан киноролик, который художник принес с собой. Были там сцены, снятые на даче. Из зала прокричали: «А где у вас дача?»
Александр Дейнека. Оборона Севастополя. 1942.
- А вы что, из милиции? — парировал он со сцены.
Следующий эпизод на экране. Перед ним на мольберте чистый холст. На столе натюрморт с цветами. Он берет уголь. И молниеносными взмахами руки в одно касание на холсте обозначает все: вазу с водой, цветы, атрибутику и «держащий» все это на себе стол. Резко бросает уголек в сторону.
- Вот так надо рисовать, - говорит он нам в зал.
А на экране продолжается движение Александра Дейнеки из комнаты на балкон. Перед ним солнце, бурлит московская жизнь, и там, вдали, целая офомная страна. Он художник этой могучей державы под названием СССР. На экране лицо Дейнеки. Он сплевывает сигарету и заразительно смеется.
Есть в жизни вещи, которым человек остается верен до конца дней своих. Таким был и Александр Дейнека.
Александр Александрович Дейнека - действительный член АХ СССР, Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии.
Народный художник Республики Башкортостан Владислав Эдуардович Меос.
← Встреча с художником - Б. В. Иогансон | Игра в бабки → |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...