Гжельская росписьГжельская роспись последнее время становится всё более популярной. Мы решили предложить вам авторский мастер-класс выполнения основных сюжетов. Освоив показанные приёмы, вы сможете оформить собственной росписью панно, тарелку или что-то ещё. Такая вещь может стать прекрасным подарком. Желаем вам успехов в освоении традиционной гжельской росписи.

Керамический промысел в подмос­ковной Гжели известен по письмен­ным источникам с XIV века, но по находкам археологов на берегах реки Гжелки, на местах стоянок древнего че­ловека и более 2000 лет назад здесь за­нимались керамическим промыслом. Местность эта уникальна, на поверх­ность земли выходят разные глины, красные, серые, белые, и из этих глин за многовековую историю местные мас­тера-гончары изготавливали свои про­изведения, которые и прославили 30 гжельских деревень. Самые извес­тные направления в гжельской керамике художественный уровень производи­мой керамики на промысле упал, и его возрождение началось в 40-50-х годах XX века. В основу нового фарфорового направления легли формы полу-фаянсовых изделий XIX века, расписанных кобальтовой синей краской.

Со временем контурное плоскостное письмо превратилось в роспись тене­вым мазком, этот приём в мировой ке­рамике широко известен, но гжель­ские мастера довели этот вид росписи до небывалых высот. Многократно варьируя композиции росписи, мест­ные живописцы обогащали её всё но­выми трактовками. Каждый мастер привносил своё в манеру росписи, по­являлись новые сюжеты, а особо по­нравившиеся мотивы повторялись и варьировались.

В 80-90-х годах XX века популярность гжельских изделий с кобальтовой рос­писью достигла апогея. Все стреми­лись иметь в домашней коллекции хоть несколько дефицитных изделий. Стало модным дарить гжель и устра­ивать чаепитие для гостей из гжель­ской посуды.

Времена дефицита прошли. Настало время рыночных отношений и конку­ренции. Государственные органы в лице министерств и ведомств больше не ру­ководят народными промыслами. Час­тные мастерские и фарфоровые заводы Гжели начали развивать производство художественного фарфора исходя из своих представлений о прекрасном. И в условиях конкуренции стали выкристал­лизовываться новые направления, под­час необычные и интересные. Каждый стремится завоевать покупателя.

Одной из характерных черт гжельского фарфора и является традиционная роспись кобальтом. И многое зависит от мастерства при выполнении этой росписи. При большом количестве производителей гжельского фарфора (мы имеем в виду только фарфор, сде­ланный в Гжели, местными мастерами, и не затрагиваем тему подделок) чело­веку непосвящённому трудно разоб­раться и понять, какой он, настоящий гжельский фарфор с традиционной ко­бальтовой росписью. Выполнение подглазурной мазковой гжельской росписи - это трудоёмкий процесс, требующий высокой квали­фикации мастера, а подчас и потом­ственного мастера, который с детства занимался творчеством и учился у сво­их родителей.

На нашем мастер-классе, который про­водит потомственная талантливая гжельская мастерица Татьяна Сивова, мы покажем самые распространенные гжельские сюжеты - «Птица Гжели» и «Гжельская роза». Контуры для выполнения гжельской росписи (7.20 МБ).

Эскиз «Гжельская птица»

Гжельская роспись

Шаг 1. Выкладываем на палитру нем­ного краски из баночки, добавляем во­ды и тщательно растираем на палитре краску шпателем до получения одно­родной массы. Краска должна иметь консистенцию жидкой сметаны, но не растекаться по стеклу.

Шаг 2. Для выполнения мазковой рос­писи кисть № 8 немного смачиваем в воде, отжимаем лишнюю воду о край банки. На чистой стороне стекла рас­правляем ворс кисти «веером», или «ло­паткой», чтобы она стала плоской. Кру­говыми, плавными движениями наби­раем краску, каждый раз захватывая все больше краски на одну сторону кисти.

Гжельская роспись

Шаг 3. Держим руку на весу, но мизинец (для упора) касается бумаги. Прижима­ем кисть к поверхности бумаги сначала кончиком, одновременно двигаем кисть к себе, в середине мазка нажимаем силь­нее, а в конце плавно поднимаем, пово­рачивая плоскостью кисти вдоль мазка. Все движения выполняем только паль­цами, которые сжимают кисть. Получил­ся серповидный мазок с тенью на внеш­ней стороне - тулово сказочной птицы.

Шаг 4. Основания для крыльев делаем короткими мазками, а «бёдра» - кап­левидными, тёмными.

Гжельская роспись

Шаг 5. Делаем хвост. Один мазок ров­ный, другой для придания воздушнос­ти делаем волнообразными движени­ями пальцев, к концу мазка волны зату­хают, кисть поднимается от поверхно­сти бумаги, мазок становится тоньше.

Шаг б. Оперение крыла выполняем кистью № 6. Мазки чуть волнисты, уменьшаются и утончаются, приближа­ясь к туловищу птицы.

Гжельская роспись

Шаг 7. Теперь кистью № 3 с длинным заострённым концом набираем краску на всю её рабочую часть. Делаем дета­ли оперения более тёмным, однотон­ным мазком, опуская кисть на бумагу плашмя, получаются «капельки», или «ляпочки».

Шаг 8. Самой тонкой кистью выполня­ем мелкие детали - маленькие пёрыш­ки, глазки и завитки возле головы и хвоста птички.

Гжельская роспись

Шаг 9. Эскиз гжельской сказочной пти­цы готов, теперь можно приступать к исполнению росписи на фарфоре.

Эскиз «Гжельский букет»

Шаг 10. Делаем основание гжельской розы - полукруглый теневой серповид­ный мазок кистью № 8. Пальцами руки как бы очерчиваем в воздухе круг, по­степенно приближая кисть к бумаге, лёг­кое прикосновение, сильнее нажим - и плавно поднимаем кисть в воздух.

Гжельская роспись

Шаг 11. Стилизованные лепестки на­ шей розы сводим в одну точку к основа­нию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими, волнообразными движениями; чтобы «оживить» розу.

Шаг 12. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.

Гжельская роспись

Шаг 13. Для подмалёвка набираем на кисть № 6 краску, сильно разбавлен­ную на палитре водой, мазок однотон­ный бледный.

Шаг 14. Листочки пишутся короткими мазками, наложенными друг на друга «ёлочкой», тень у мазка снаружи, по­этому половину листа пишем мазком с правой тенью, а другую - с левой, при этом «лопатку» кисти поворачиваем на 180 градусов.

Гжельская роспись

Шаг 15. Короткими прикосновениями кисти делаем лепестки флокса.

Шаг 16. Тонкой длинной кистью № 2 выполняем «графику» - прожилки у листочков и веточки у «ягодок». Краску набираем на всю длину ворса кисти, линию проводим с нажимом у основа­ния и более тонкую к концу, этим дос­тигается каллиграфия, лёгкость линий.

Гжельская роспись

Шаг 17. «Капельки», или «ляпочки», у основания более «жирные», а к концу сходят «на нет».

Шаг 18. Завершают композицию «ты­чинки» в центре розы, выполненные тонкой кистью с тупым концом, и «вилюшки», или «усики», тонкой кистью № 1, они придают всей композиции лёгкость и воздушность.

Роспись на фарфоре «Гжельский букет»

Состав кобальтовой подглазурной краски: окись кобальта (порошок), кварц, фарфоровая глазурь, каолин, глицерин, декстрин. Приготовляется в фарфоровой шаровой мельнице в те­чение 40 часов. Краска имеет чёрный цвет и становится синей только в про­цессе обжига в окислительной среде (при подаче воздуха), приобретает на­сыщенный цвет при температуре 1 200-1 300 градусов. Эта роспись на­зывается «подглазурной», так как она наносится на фарфор до глазури и оказывается под прозрачной плёнкой стеклянной глазури.

Гжельская роспись

Шаг 19. Керамическую краску выкла­дываем на стеклянную палитру добавляем воду и растираем круговыми дви­жениями до состояния жидкой смета­ны. Шпатель плотно прижимаем к стек­лу всей рабочей поверхностью. Расписываем фарфоровую вазу; Ваза отлита в гипсовую форму из фарфоро­вого шликера (жидко разведённая гли­на) и уже прошла закрепительный, «утильный» обжиг при температуре 900 градусов в течение 20 часов в га­зовой камерной печи. Этот полуфабри­кат довольно хрупкий, имеет пористую поверхность и хорошо впитывает воду.

Шаг 20. Переносим с эскиза основные контуры букета на тулово вазы. Прос­тым карандашом намечаем основные элементы композиции (след от каран­даша при обжиге выгорает).

Шаг 21. Набираем кобальтовую краску на одну сторону кисти № 8 и делаем первый мазок гжельской розы - осно­вание самого крупного цветка. Вазу придерживаем за горловину и повора­чиваем для росписи. Мазок выполняем уверенно, без остановки, иначе чере­пок быстро впитает воду с кисти и мазок не получится. В отличие от росписи на бумаге фарфоровый «утиль» - очень пористый материал, и при наборе краски нужно больше смачивать кисть в воде.

Гжельская роспись

Шаг 22. Все операции росписи по фар­фору проводятся точно так же, как и на эскизе (по бумаге). Отличия - порис­тая фактура, чёрный цвет краски и сфе­рическая поверхность вазы.

Шаг 23. Выполняем «завитушки».

Шаг 24. Делаем «реснички».

Гжельская роспись

Шаг 25. Элемент «вилюшка», или «пружинка».

Шаг 26. «Капельки» делаем кистью № 6 с острым кончиком, при нажатии на поверхность кисть оставляет отпеча­ток в форме капли.

Шаг 27. Элемент «ёлочка».

Гжельская роспись

Шаг 28. «Тычинки», или «веснушки», делаем кистью № 4 с закруглённым (подрезанным) кончиком.

Гжельская роспись

Шаг 29. Туловище вазы расписано.

Шаг 30. Теперь нужно расписать её «плечики». Ставим вазу на турнетку - специальный металлический крутя­щийся столик. Левой рукой мастер рас­кручивает поворотную часть столика со скоростью 20-30 оборотов в минуту и карандашом наносит контуры орна­мента на «плечиках» и «горле» вазы.

Шаг 31. Раскручивая с постоянной ско­ростью турнетку, подносим кисть с на­бранной краской и плавно прижимаем её к поверхности вазы. Локоть правой руки покоится на подлокотнике. От­водка широкая с тенью.

Гжельская роспись

Шаг 32. Выполняем несколько отво­док: две широких и несколько тонких.

Шаг 33. Тонкими тёмными линиями делаем сетку.

Шаг 34. Для «оживления» сетки на пе­ресечении линий наносим тёмные точ­ки тонкой кистью с тупым концом.

Шаг 35. Делаем волнистый орнамент «поясок» с чередующимися каплевид­ными однотонными мазками.

Гжельская роспись

Шаг 36. Горловину вазы оформляем в предпоследнюю очередь, так как во время росписи мастер держит вазу за край и краска может смазаться. Вазу переворачиваем и ставим на горло для удобства росписи отводки.

Шаг 37. Тонкой кистью делаем длин­ные капельки «волной», и отводку до­полняем тёмными точками для прида­ния ритма.

Шаг 38. Переворачиваем вазу, делаем завершающие отводки на её «ноге».

Гжельская роспись

Шаг 39. Мастер подписывает свою ра­боту и ставит год.

Шаг 40. И вот наша ваза готова. Теперь ей предстоит пройти глазуровку и «по­литой» обжиг при температуре 1300 градусов.

Гжельская роспись

Инструменты и материалы

  • белая плотная бумага (чертёжная) размером А4
  • краска гуашь - ультрамарин компании «ГАММА»
  • стеклянная палитра для растирания
  • краски
  • кисти круглые беличьи № 1, 2, 3, 6, 8
  • металлический шпатель
  • вода

Татьяна Алексеевна Сивова (Рогова) - художник Гжельского фарфорового завода. Родилась в Гжели, в деревне Меткомелино, в 1977 году в семье потомственных фарфористов. Отец, Алексей Рогов, - известный гжельский художник. Мать, Надежда Рогова мастер по росписи фарфора. Окончила Гжельскую художествен­ную школу и Гжельский художественно-промышленный колледж. Стипендиат Международной программы «Новые имена», дипломант Всероссийского конкурса «Молодые дарования». Участница выставок народных художествен­ных промыслов в Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Ярославле, Сергиевом Посаде, а также в Бер­лине, Гамбурге, Дюрене и Шот­ландии. Автор многих компози­ций гжельской росписи. Работает в соавторстве с отцом (А.А. Рого­вым.) и с В.Г Розановым. Член Творческого Союза художников де­коративно-прикладного искусства, отделение фарфора и керамики.


Новые статьи:



Комментарии  

 
+4 Александр #1 13.01.2013 17:48
Спасибо за урок!
Попробую применить в настенной росписи,
но чтобы так рисовать, действительно, нужно вырасти среди такой красоты.
Цитировать
 
 
+2 Наталья Колесникова #2 12.02.2013 19:47
Просто обалдеть, какая красота! Вроде бы такие простые мотивы, а так гармонично и красиво! Мне кажется, только по-настоящему счастливый человек может нарисовать такие сказочные небесно-голубые мотивы!!! Как здорово, что в России еще остались такие мастера, которые в наше жестокое время продолжают заниматься любимым делом и радовать людей этой неземной красотой!
Цитировать
 
 
+2 Надежда #3 05.06.2013 23:21
Прекрасная работа! Великолепный урок! Сама опробую обязательно, постараюсь детвору приобщить!! Спасибо вам и творческих успехов!!!
Цитировать
 
 
+2 Татьяна #4 23.09.2013 14:52
Спасибо за подробный урок! Поистине потрясающая, сказочная красота!Не налюбуешься!
Цитировать
 
 
+1 Cерёня Лвецкий #5 16.10.2013 18:15
Супер просто супер молодцы только напишите историю этого рисунка .
Цитировать
 

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта