Александр Бурзянцев. Весна. Холст. Масло.В 50-е годы в коллектив башкирских художников влились молодые силы живописцев, скульпторов, графиков. Новую плеяду живописцев составили уфимцы: Борис Домашников, Александр Пантелеев, Рашид Нурмухаметов. Из Пензы приехали окончившие Художественное училище им. К. А. Савицкого Александр Бурзянцев, Петр Скворцов, Виктор Позднов. Так сложилась груп­па башкирских художников, которые, движимые страстной любо­вью к России, Башкирии, Уралу, занялись поисками новых, собст­венных путей в искусстве. За десятилетия активной творческой жизни они создали самобытные произведения, вписав яркие стра­ницы в изобразительное искусство Башкирии.

Среди этих знаменитостей легендарный Александр Данилович Бурзянцев занимает особое место. Он был человеком и художни­ком чрезвычайно бурного темперамента. Любил в весеннюю синь солнечного дня выходить на плоскую крышу своей мастерской в двенадцатиэтажном доме и вглядываться в уфимские дали, жизнь на ипподроме, лентой извивающуюся реку Уфимку, бурно и вос­торженно реагируя на всю эту красоту с высоты птичьего полета.

- Жить хочется! - всплескивая руками, вскрикивал он. Вос­принимал все в жизни азартно. Был глубоко увлечен воплощением живописных идей.

Всеобъемлющая любовь делала его темперамент неукротимым и необузданным. Кошки и собаки жили у него в доме в большом количестве. Любил лошадей и сам пронесся по жизни, словно разъяренный конь-скакун, вырвавшийся на волю.

Бурзянцев выплескивал свои наблюдения в ярчайшие образы. Холсты его отличаются особым художественным качеством - бурзянцевской поэзией. Он прижизненно в течение полувека радовал, удивлял и восхищал зрителей своей живописью. Бурзянцев - участник бесконечного ряда всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских выставок. Его картины притягивали, привлекали к себе отраженной в них красотой Башкирского края. Как никто другой из художников России, Александр Бурзянцев раскрыл в своих полотнах мощь и созидательную силу Урала.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

В 1978 году готовились к персональной выставке Александра Бурзянцева в Москве, посвященной 50-летию художника. Я был директором этой выставки. Пришли мы с ним в Министерство культуры РСФСР. На приеме высоко оценили его творческие достижения.

В том же 1978 году еще перед открытием выставки пристраи­ваемся с ним к экскурсии, проводимой Литературным музеем. Садимся в комфортабельный, чистый, со шторками на окнах «Икарус». Наконец автобус наполняется туристами. Пока не тро­нулись, знакомая нам экскурсовод Светлана Шатрова в микрофон объясняет, какое время будем в пути, дальность поездки и ее цель. Все мы горим желанием попасть на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина - в село Константиново.

Здесь же Светлана неожиданно и торжественно вещает в мик­рофон: «Нам всем особенно приятно, что вместе с нами на родину Есенина едет также известный художник из Башкирии, воспеваю­щий в своих живописных произведениях есенинскую Родину, - Александр Данилович Бурзянцев». Сидели мы на последнем ряду этого мягкого автобуса. Данилыча будто пружиной вытолкнуло к потолку. Реакция у него была на все молниеносная, боксерская. Недаром, страдая от того, что нет сил выразить желаемое на холсте, он говорил: «Спортсменом мне надо было стать. Работал бы счас тренером...»

Так вот Бурзянцев, как только услышал о себе, встал резко, ноги вместе, спина прямая. Начал раскланиваться, весь в улыбке. Приятно ему: едем на родину светлоголосого певца России.

Александр Бурзянцев. Морозное утро. 1968. Холст. Масло. 88Х112.

Александр Бурзянцев. Морозное утро. 1968. Холст. Масло. 88Х112.

За окнами автобуса солнце, осенний золотой наряд, шурша­щий под ногами. Слева прямо на нас по этому цветному ковру шагает Сергей Есенин. Идет в Москву из Рязани, босиком по хрустящему листу, одержимый мечтой стать поэтом и прославить «Шестую часть земли с названьем кратким "Русь"».

Прекрасный памятник скульптора Цигаля хорошо соединился с природой. Останавливает внимание встречного путника, вызы­вая ассоциации. Заставляет размышлять.

Бурзянцева привлекали старинная красота городов Урала, очарование северной природы, нарядная красота Суздаля, неска­занная прелесть есенинской родины.

Детство Саши Бурзянцева проходило в глубинке, в деревеньке Балакар. Там окружала его бесконечно любимая им всю жизнь необыкновенная красота Знлаирского района Башкирии. Мать, сельская учительница, читала сыну стихи Лермонтова, Некрасова, Пушкина. В 1941 году отец ушел на фронт. Пришлось оставить школу и стать рабочим лесопункта. Время было трудное. Расска­зывал он мне, как помогал катать валенки, знал их изготовление по стадиям. А в 1974 году на выставке в залах ВДНХ в Зеленой роще, посвященной 400-летию Уфы, показал картину «Валенки сдают фронту». На картине солнечный день. Глаза режет от слепящего солнца. Сельсовет. На фронтоне избы, над крыльцом, портрет И. Сталина. Лихо, с разворотом подъехали и остановились у крыльца сани. В них мальчик (Саша Бурзянцев), валенки и возни­ца. Рот в улыбке до ушей. Все в жизни нипочем. Снег на солнце брызжет радостью. Вот уж действительно: «Жить хочется!»

Когда мы в 1978 году в Зилаире писали этюды, с любовью вспо­минал он различные эпизоды из жизни.

Александр Бурзянцев. Караидель. Холст. Масло.

Александр Бурзянцев. Караидель. Холст. Масло.

- Смотри, вон дом из-за бугра одним глазом выглядывает, а крыша будто шапка, сдвинутая набок, скособочилась. А вон глянь на горушку, с нее пацанами на лыжах катались. Трамплин сами делали. Я лыжи отпиливал. И умудрялся, прыгая с трампли­на, кульбит через голову делать. Домой придешь - сырой весь насквозь, мать ругается, - оживали в памяти Александра Бурзян­цева картины прошлого.

В 1946 году сбылась его мечта. Он поступил в Пензенское худо­жественное училище. Курс обучения проходил у знаменитого Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Окончил училище в 1951 году. Поработав учителем в Зилаирской школе, в 1952 году переехал в Уфу.

С 1956 года четко определились интересы и вкусы художника. Первой заметной работой был представленный на выставке пейзаж «В окрестностях Белорецка». Он трогал сюжетом, терпко­стью красок, материальностью, естественностью пластики. Пей­заж останавливал зрителя задумчивостью уходящих гор, которая давала надежду на осуществление жизненной мечты талантливого художника: спеть свою песню! Дальнейший творческий натиск Александра Бурзянцева был более чем активный. Многочисленные поездки на этюды с Борисом Домашниковым, А. Пантелеевым, свердловчанами Е. Гудиным, Г. Мосиным по Башкирии и Уралу способствовали скорому раскрытию потенциальных возможностей художника.

На выставках «Советская Россия» Александ Данилович Бурзянцев участвовал в 1960, 1965 годах, с огромным успехом также выставился на зональных выставках «Урал социалистический» в 1964 (16 поло­тен), в 1967 (11 полотен) годах. Главной темой его творчества стала природа Урала.

В 1957 году А. Бурзянцевым была создана картина-пейзаж «Старый уральский городок», ставшая визитной карточкой худож­ника. Пейзаж этот можно назвать историческим по характеру мироощущения, жизненного уклада, отраженного в сюжете, по использованию традиций Кустодиева и любимого учителя И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Перед взором зрителя - искря­щиеся сугробы и синие тени, убегающая вниз улочка и сверкаю­щие золотом купола церкви, тянущиеся по горам заводские дымы бывших демидовских заводов. И левитановская лошадка у ворот. Все это наполняет душу радостью, делает работу до боли знакомой.

Александр Бурзянцев.

Александр Бурзянцев.

Одно за другим в конце 50-х - начале 60-х годов создает Александр Бур­зянцев произведения, ставшие сегодня классикой изобразитель­ного искусства, будоражащие душу, пробуждающие от спячки. Полотна молодого художника получают признание не только в Башкирии, но и повсюду в России. Его пейзажи - картины «Ветер с Урала», «На реке Бианке», «Осень», «Новый дом», «Белый снег» выдвинули автора в число ведущих живописцев страны. Картины эти полны ощущения динамики, драматичности событий. В них нашел отражение эпический характер могучей уральской при­роды.

Всегда помнил Бурзянцев слова своего учителя: «Смотри боль­ше на холст, чем на натуру, береза растет там, где это нужно худож­нику, и помни, что и в тени есть цвет». Мысль И. С. Горюшкина - Сорокопудова воспитывала в нем импровизатора. Постоянно работал он над средствами выражения.

По прошествии периода влияния чисто традиционных начал у художника появилось стремление к большей остроте образной выразительности, что породило своеобразный строй его работ. Ему стала свойственна стилизация, условность в трактовке объе­мов, где-то доходящая до плоскостности вторых и третьих планов, форсирование цвета, нарядность произведения.

Испытывал он на себе и влияние стилей (традиционного, суро­вого, карнавального) отдельных художников (А. Пантелеева, Б. Домашникова, К. Юона, И. Горюшкина-Сорокопудова). Мно­го работая, размышляя, А. Бурзянцев создал свою манеру, свой язык. Увлекался Ван Гогом и не скрывал этого.

Используя как изобразительное средство «ван-гоговский» раздельный мазок, подобно трудолюбивому ткачу набирал он на плоскости холста цветной мозаичный ковер, играющий бесконеч­ными оттенками многоцветья. Внешне его техника перекликалась с нервным мазком Ван Гога. Но ритмика, архитектоника пластиче­ских соединений, цветовые ощущения и восприятие самой жизни — все оставалось бурзянцевским в картинах «Горы весенние» (1966), «Кидекша» (1968), «В селе Константинове» (1985).

Александр Бурзянцев.

Александр Бурзянцев.

Диапазон интересов художника был широк. В большей степени раскованно, свободно, в традиции, идущей от росписи пряника, с чувством влюбленности в Россию выполнены многие работы, связанные с архитектурой ее городов и храмов: «Весна в Суздале» (1968), «Храм в Переделкино» (1974), «Купола» (1975).

Мощным, монументальным звучанием отличались в 1970—80-е годы работы Бурзянцева, отражающие, казалось бы, прозаическую жизнь, связанную с тематикой новостроек и нефтехимии. Но в них не было повседневности и серости, протокольности и баналь­ности. Если вспомнить триптих «Октябрьскнефть» (1971), то и в такой дежурной теме Александра Бурзянцев оставался художником. Все три части триптиха изобразительно удачно организованы в плоскости холста, очень искусно сконструированы. В эти же годы было создано романтическое полотно — сказ об Урале «На родине И. В. Курчатова» (1978). Как это часто бывает в жизни, весной 1970 года, совершенно для себя неожиданно, Александр Данило­вич принял решение ехать в село Константиново, на родину вели­кого русского поэта Сергея Есенина. Он вспоминал позднее: «Целую неделю не мог писать, только смотрел. Побывав в Кон­стантиново, я увидел воочию стихи Есенина. Все, что в его поэзии меня привлекало, оказалось таким близким и понятным: воспри­ятие им природы как живой и очеловеченной».

Обширна серия работ художника, посвященная Есенину, России. В стихах поэта необозримые просторы одеты не только «сереньким ситцем», но часто ярко декоративны. Вот виденье Есенина-художника: «Зеленый вечер...», «Синий май...», «Крас­ные крылья заката...» Или всего одна фраза, дающая ключ к реше­нию художественного образа, к его конструктивному построению: «Берез обглоданные кости...» Так и Бурзянцев воспринимал Есе­нина не через мягкий лиризм, импрессионизм поэтики, а через сильные, локальные сопоставления цветовых пятен, приближен­ных к народному лубку, в его декоративном звучании: «О Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку...»

Александру Бурзянцеву, художнику и человеку, свойственны были порой неожиданные ходы, резкие перемены. В творчестве он не терпел повторов, тиражности. Художественный его поиск на протяжении пятидесятилетнего творческого пути представляет большой интерес для искусствоведения.

Высоко оценены достижения Александра Бурзянцева-художника. Ему присвоены звания народного художника Республики Башкортостан, заслуженного художника России, присуждена Государствен­ная премия имени Салавата Юлаева за 1986 год.

Созданное им живописно-поэтическое наследие навсегда оста­лось людям. Живопись Александра Бурзянцева отличается праздничной нарядностью, повышенной декоративностью, чутким отношением к красоте самой жизни.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан




Комментарии  

 
+3 Анатолий #1 30.07.2015 09:14
Кто у кого сплагиатил статью, интересно? Эта же статья, один в один, только под именем Вероники Ботичелли, опубликована в журнале "Панорама Башкирии" №3, июнь 2015 г. Правда, под статьёй стоит хитрая дописка" Использованы материалы с Интернет-ресурс ов". Мол, я нея , и кобыла не моя. Всё-таки, видимо, Вероника спёрла статью у Меоса, ибо его вариант опубликован в 11-м году. Да ещё гонорар, поди, получила. Вот народ, а?
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Качественная сильная обжарка кофе требует немалого мастерства.

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта