В 50-е годы в коллектив башкирских художников влились молодые силы живописцев, скульпторов, графиков. Новую плеяду живописцев составили уфимцы: Борис Домашников, Александр Пантелеев, Рашид Нурмухаметов. Из Пензы приехали окончившие Художественное училище им. К. А. Савицкого Александр Бурзянцев, Петр Скворцов, Виктор Позднов. Так сложилась группа башкирских художников, которые, движимые страстной любовью к России, Башкирии, Уралу, занялись поисками новых, собственных путей в искусстве. За десятилетия активной творческой жизни они создали самобытные произведения, вписав яркие страницы в изобразительное искусство Башкирии.
Среди этих знаменитостей легендарный Александр Данилович Бурзянцев занимает особое место. Он был человеком и художником чрезвычайно бурного темперамента. Любил в весеннюю синь солнечного дня выходить на плоскую крышу своей мастерской в двенадцатиэтажном доме и вглядываться в уфимские дали, жизнь на ипподроме, лентой извивающуюся реку Уфимку, бурно и восторженно реагируя на всю эту красоту с высоты птичьего полета.
- Жить хочется! - всплескивая руками, вскрикивал он. Воспринимал все в жизни азартно. Был глубоко увлечен воплощением живописных идей.
Всеобъемлющая любовь делала его темперамент неукротимым и необузданным. Кошки и собаки жили у него в доме в большом количестве. Любил лошадей и сам пронесся по жизни, словно разъяренный конь-скакун, вырвавшийся на волю.
Бурзянцев выплескивал свои наблюдения в ярчайшие образы. Холсты его отличаются особым художественным качеством - бурзянцевской поэзией. Он прижизненно в течение полувека радовал, удивлял и восхищал зрителей своей живописью. Бурзянцев - участник бесконечного ряда всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских выставок. Его картины притягивали, привлекали к себе отраженной в них красотой Башкирского края. Как никто другой из художников России, Александр Бурзянцев раскрыл в своих полотнах мощь и созидательную силу Урала.
Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.
В 1978 году готовились к персональной выставке Александра Бурзянцева в Москве, посвященной 50-летию художника. Я был директором этой выставки. Пришли мы с ним в Министерство культуры РСФСР. На приеме высоко оценили его творческие достижения.
В том же 1978 году еще перед открытием выставки пристраиваемся с ним к экскурсии, проводимой Литературным музеем. Садимся в комфортабельный, чистый, со шторками на окнах «Икарус». Наконец автобус наполняется туристами. Пока не тронулись, знакомая нам экскурсовод Светлана Шатрова в микрофон объясняет, какое время будем в пути, дальность поездки и ее цель. Все мы горим желанием попасть на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина - в село Константиново.
Здесь же Светлана неожиданно и торжественно вещает в микрофон: «Нам всем особенно приятно, что вместе с нами на родину Есенина едет также известный художник из Башкирии, воспевающий в своих живописных произведениях есенинскую Родину, - Александр Данилович Бурзянцев». Сидели мы на последнем ряду этого мягкого автобуса. Данилыча будто пружиной вытолкнуло к потолку. Реакция у него была на все молниеносная, боксерская. Недаром, страдая от того, что нет сил выразить желаемое на холсте, он говорил: «Спортсменом мне надо было стать. Работал бы счас тренером...»
Так вот Бурзянцев, как только услышал о себе, встал резко, ноги вместе, спина прямая. Начал раскланиваться, весь в улыбке. Приятно ему: едем на родину светлоголосого певца России.
Александр Бурзянцев. Морозное утро. 1968. Холст. Масло. 88Х112.
За окнами автобуса солнце, осенний золотой наряд, шуршащий под ногами. Слева прямо на нас по этому цветному ковру шагает Сергей Есенин. Идет в Москву из Рязани, босиком по хрустящему листу, одержимый мечтой стать поэтом и прославить «Шестую часть земли с названьем кратким "Русь"».
Прекрасный памятник скульптора Цигаля хорошо соединился с природой. Останавливает внимание встречного путника, вызывая ассоциации. Заставляет размышлять.
Бурзянцева привлекали старинная красота городов Урала, очарование северной природы, нарядная красота Суздаля, несказанная прелесть есенинской родины.
Детство Саши Бурзянцева проходило в глубинке, в деревеньке Балакар. Там окружала его бесконечно любимая им всю жизнь необыкновенная красота Знлаирского района Башкирии. Мать, сельская учительница, читала сыну стихи Лермонтова, Некрасова, Пушкина. В 1941 году отец ушел на фронт. Пришлось оставить школу и стать рабочим лесопункта. Время было трудное. Рассказывал он мне, как помогал катать валенки, знал их изготовление по стадиям. А в 1974 году на выставке в залах ВДНХ в Зеленой роще, посвященной 400-летию Уфы, показал картину «Валенки сдают фронту». На картине солнечный день. Глаза режет от слепящего солнца. Сельсовет. На фронтоне избы, над крыльцом, портрет И. Сталина. Лихо, с разворотом подъехали и остановились у крыльца сани. В них мальчик (Саша Бурзянцев), валенки и возница. Рот в улыбке до ушей. Все в жизни нипочем. Снег на солнце брызжет радостью. Вот уж действительно: «Жить хочется!»
Когда мы в 1978 году в Зилаире писали этюды, с любовью вспоминал он различные эпизоды из жизни.
Александр Бурзянцев. Караидель. Холст. Масло.
- Смотри, вон дом из-за бугра одним глазом выглядывает, а крыша будто шапка, сдвинутая набок, скособочилась. А вон глянь на горушку, с нее пацанами на лыжах катались. Трамплин сами делали. Я лыжи отпиливал. И умудрялся, прыгая с трамплина, кульбит через голову делать. Домой придешь - сырой весь насквозь, мать ругается, - оживали в памяти Александра Бурзянцева картины прошлого.
В 1946 году сбылась его мечта. Он поступил в Пензенское художественное училище. Курс обучения проходил у знаменитого Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Окончил училище в 1951 году. Поработав учителем в Зилаирской школе, в 1952 году переехал в Уфу.
С 1956 года четко определились интересы и вкусы художника. Первой заметной работой был представленный на выставке пейзаж «В окрестностях Белорецка». Он трогал сюжетом, терпкостью красок, материальностью, естественностью пластики. Пейзаж останавливал зрителя задумчивостью уходящих гор, которая давала надежду на осуществление жизненной мечты талантливого художника: спеть свою песню! Дальнейший творческий натиск Александра Бурзянцева был более чем активный. Многочисленные поездки на этюды с Борисом Домашниковым, А. Пантелеевым, свердловчанами Е. Гудиным, Г. Мосиным по Башкирии и Уралу способствовали скорому раскрытию потенциальных возможностей художника.
На выставках «Советская Россия» Александ Данилович Бурзянцев участвовал в 1960, 1965 годах, с огромным успехом также выставился на зональных выставках «Урал социалистический» в 1964 (16 полотен), в 1967 (11 полотен) годах. Главной темой его творчества стала природа Урала.
В 1957 году А. Бурзянцевым была создана картина-пейзаж «Старый уральский городок», ставшая визитной карточкой художника. Пейзаж этот можно назвать историческим по характеру мироощущения, жизненного уклада, отраженного в сюжете, по использованию традиций Кустодиева и любимого учителя И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Перед взором зрителя - искрящиеся сугробы и синие тени, убегающая вниз улочка и сверкающие золотом купола церкви, тянущиеся по горам заводские дымы бывших демидовских заводов. И левитановская лошадка у ворот. Все это наполняет душу радостью, делает работу до боли знакомой.
Александр Бурзянцев.
Одно за другим в конце 50-х - начале 60-х годов создает Александр Бурзянцев произведения, ставшие сегодня классикой изобразительного искусства, будоражащие душу, пробуждающие от спячки. Полотна молодого художника получают признание не только в Башкирии, но и повсюду в России. Его пейзажи - картины «Ветер с Урала», «На реке Бианке», «Осень», «Новый дом», «Белый снег» выдвинули автора в число ведущих живописцев страны. Картины эти полны ощущения динамики, драматичности событий. В них нашел отражение эпический характер могучей уральской природы.
Всегда помнил Бурзянцев слова своего учителя: «Смотри больше на холст, чем на натуру, береза растет там, где это нужно художнику, и помни, что и в тени есть цвет». Мысль И. С. Горюшкина - Сорокопудова воспитывала в нем импровизатора. Постоянно работал он над средствами выражения.
По прошествии периода влияния чисто традиционных начал у художника появилось стремление к большей остроте образной выразительности, что породило своеобразный строй его работ. Ему стала свойственна стилизация, условность в трактовке объемов, где-то доходящая до плоскостности вторых и третьих планов, форсирование цвета, нарядность произведения.
Испытывал он на себе и влияние стилей (традиционного, сурового, карнавального) отдельных художников (А. Пантелеева, Б. Домашникова, К. Юона, И. Горюшкина-Сорокопудова). Много работая, размышляя, А. Бурзянцев создал свою манеру, свой язык. Увлекался Ван Гогом и не скрывал этого.
Используя как изобразительное средство «ван-гоговский» раздельный мазок, подобно трудолюбивому ткачу набирал он на плоскости холста цветной мозаичный ковер, играющий бесконечными оттенками многоцветья. Внешне его техника перекликалась с нервным мазком Ван Гога. Но ритмика, архитектоника пластических соединений, цветовые ощущения и восприятие самой жизни — все оставалось бурзянцевским в картинах «Горы весенние» (1966), «Кидекша» (1968), «В селе Константинове» (1985).
Александр Бурзянцев.
Диапазон интересов художника был широк. В большей степени раскованно, свободно, в традиции, идущей от росписи пряника, с чувством влюбленности в Россию выполнены многие работы, связанные с архитектурой ее городов и храмов: «Весна в Суздале» (1968), «Храм в Переделкино» (1974), «Купола» (1975).
Мощным, монументальным звучанием отличались в 1970—80-е годы работы Бурзянцева, отражающие, казалось бы, прозаическую жизнь, связанную с тематикой новостроек и нефтехимии. Но в них не было повседневности и серости, протокольности и банальности. Если вспомнить триптих «Октябрьскнефть» (1971), то и в такой дежурной теме Александра Бурзянцев оставался художником. Все три части триптиха изобразительно удачно организованы в плоскости холста, очень искусно сконструированы. В эти же годы было создано романтическое полотно — сказ об Урале «На родине И. В. Курчатова» (1978). Как это часто бывает в жизни, весной 1970 года, совершенно для себя неожиданно, Александр Данилович принял решение ехать в село Константиново, на родину великого русского поэта Сергея Есенина. Он вспоминал позднее: «Целую неделю не мог писать, только смотрел. Побывав в Константиново, я увидел воочию стихи Есенина. Все, что в его поэзии меня привлекало, оказалось таким близким и понятным: восприятие им природы как живой и очеловеченной».
Обширна серия работ художника, посвященная Есенину, России. В стихах поэта необозримые просторы одеты не только «сереньким ситцем», но часто ярко декоративны. Вот виденье Есенина-художника: «Зеленый вечер...», «Синий май...», «Красные крылья заката...» Или всего одна фраза, дающая ключ к решению художественного образа, к его конструктивному построению: «Берез обглоданные кости...» Так и Бурзянцев воспринимал Есенина не через мягкий лиризм, импрессионизм поэтики, а через сильные, локальные сопоставления цветовых пятен, приближенных к народному лубку, в его декоративном звучании: «О Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку...»
Александру Бурзянцеву, художнику и человеку, свойственны были порой неожиданные ходы, резкие перемены. В творчестве он не терпел повторов, тиражности. Художественный его поиск на протяжении пятидесятилетнего творческого пути представляет большой интерес для искусствоведения.
Высоко оценены достижения Александра Бурзянцева-художника. Ему присвоены звания народного художника Республики Башкортостан, заслуженного художника России, присуждена Государственная премия имени Салавата Юлаева за 1986 год.
Созданное им живописно-поэтическое наследие навсегда осталось людям. Живопись Александра Бурзянцева отличается праздничной нарядностью, повышенной декоративностью, чутким отношением к красоте самой жизни.
Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан
← Очарованная душа. Художник Алимет Сафаралиев. | Мурзагулова алгебра → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...