Александр Бурзянцев. Весна. Холст. Масло.В 50-е годы в коллектив башкирских художников влились молодые силы живописцев, скульпторов, графиков. Новую плеяду живописцев составили уфимцы: Борис Домашников, Александр Пантелеев, Рашид Нурмухаметов. Из Пензы приехали окончившие Художественное училище им. К. А. Савицкого Александр Бурзянцев, Петр Скворцов, Виктор Позднов. Так сложилась груп­па башкирских художников, которые, движимые страстной любо­вью к России, Башкирии, Уралу, занялись поисками новых, собст­венных путей в искусстве. За десятилетия активной творческой жизни они создали самобытные произведения, вписав яркие стра­ницы в изобразительное искусство Башкирии.

Среди этих знаменитостей легендарный Александр Данилович Бурзянцев занимает особое место. Он был человеком и художни­ком чрезвычайно бурного темперамента. Любил в весеннюю синь солнечного дня выходить на плоскую крышу своей мастерской в двенадцатиэтажном доме и вглядываться в уфимские дали, жизнь на ипподроме, лентой извивающуюся реку Уфимку, бурно и вос­торженно реагируя на всю эту красоту с высоты птичьего полета.

- Жить хочется! - всплескивая руками, вскрикивал он. Вос­принимал все в жизни азартно. Был глубоко увлечен воплощением живописных идей.

Всеобъемлющая любовь делала его темперамент неукротимым и необузданным. Кошки и собаки жили у него в доме в большом количестве. Любил лошадей и сам пронесся по жизни, словно разъяренный конь-скакун, вырвавшийся на волю.

Бурзянцев выплескивал свои наблюдения в ярчайшие образы. Холсты его отличаются особым художественным качеством - бурзянцевской поэзией. Он прижизненно в течение полувека радовал, удивлял и восхищал зрителей своей живописью. Бурзянцев - участник бесконечного ряда всесоюзных, всероссийских, зональных, республиканских выставок. Его картины притягивали, привлекали к себе отраженной в них красотой Башкирского края. Как никто другой из художников России, Александр Бурзянцев раскрыл в своих полотнах мощь и созидательную силу Урала.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

Александр Бурзянцев. Прощай зима. 1977. Холст. Масло. 124Х146.

В 1978 году готовились к персональной выставке Александра Бурзянцева в Москве, посвященной 50-летию художника. Я был директором этой выставки. Пришли мы с ним в Министерство культуры РСФСР. На приеме высоко оценили его творческие достижения.

В том же 1978 году еще перед открытием выставки пристраи­ваемся с ним к экскурсии, проводимой Литературным музеем. Садимся в комфортабельный, чистый, со шторками на окнах «Икарус». Наконец автобус наполняется туристами. Пока не тро­нулись, знакомая нам экскурсовод Светлана Шатрова в микрофон объясняет, какое время будем в пути, дальность поездки и ее цель. Все мы горим желанием попасть на родину великого русского поэта Сергея Александровича Есенина - в село Константиново.

Здесь же Светлана неожиданно и торжественно вещает в мик­рофон: «Нам всем особенно приятно, что вместе с нами на родину Есенина едет также известный художник из Башкирии, воспеваю­щий в своих живописных произведениях есенинскую Родину, - Александр Данилович Бурзянцев». Сидели мы на последнем ряду этого мягкого автобуса. Данилыча будто пружиной вытолкнуло к потолку. Реакция у него была на все молниеносная, боксерская. Недаром, страдая от того, что нет сил выразить желаемое на холсте, он говорил: «Спортсменом мне надо было стать. Работал бы счас тренером...»

Так вот Бурзянцев, как только услышал о себе, встал резко, ноги вместе, спина прямая. Начал раскланиваться, весь в улыбке. Приятно ему: едем на родину светлоголосого певца России.

Александр Бурзянцев. Морозное утро. 1968. Холст. Масло. 88Х112.

Александр Бурзянцев. Морозное утро. 1968. Холст. Масло. 88Х112.

За окнами автобуса солнце, осенний золотой наряд, шурша­щий под ногами. Слева прямо на нас по этому цветному ковру шагает Сергей Есенин. Идет в Москву из Рязани, босиком по хрустящему листу, одержимый мечтой стать поэтом и прославить «Шестую часть земли с названьем кратким "Русь"».

Прекрасный памятник скульптора Цигаля хорошо соединился с природой. Останавливает внимание встречного путника, вызы­вая ассоциации. Заставляет размышлять.

Бурзянцева привлекали старинная красота городов Урала, очарование северной природы, нарядная красота Суздаля, неска­занная прелесть есенинской родины.

Детство Саши Бурзянцева проходило в глубинке, в деревеньке Балакар. Там окружала его бесконечно любимая им всю жизнь необыкновенная красота Знлаирского района Башкирии. Мать, сельская учительница, читала сыну стихи Лермонтова, Некрасова, Пушкина. В 1941 году отец ушел на фронт. Пришлось оставить школу и стать рабочим лесопункта. Время было трудное. Расска­зывал он мне, как помогал катать валенки, знал их изготовление по стадиям. А в 1974 году на выставке в залах ВДНХ в Зеленой роще, посвященной 400-летию Уфы, показал картину «Валенки сдают фронту». На картине солнечный день. Глаза режет от слепящего солнца. Сельсовет. На фронтоне избы, над крыльцом, портрет И. Сталина. Лихо, с разворотом подъехали и остановились у крыльца сани. В них мальчик (Саша Бурзянцев), валенки и возни­ца. Рот в улыбке до ушей. Все в жизни нипочем. Снег на солнце брызжет радостью. Вот уж действительно: «Жить хочется!»

Когда мы в 1978 году в Зилаире писали этюды, с любовью вспо­минал он различные эпизоды из жизни.

Александр Бурзянцев. Караидель. Холст. Масло.

Александр Бурзянцев. Караидель. Холст. Масло.

- Смотри, вон дом из-за бугра одним глазом выглядывает, а крыша будто шапка, сдвинутая набок, скособочилась. А вон глянь на горушку, с нее пацанами на лыжах катались. Трамплин сами делали. Я лыжи отпиливал. И умудрялся, прыгая с трампли­на, кульбит через голову делать. Домой придешь - сырой весь насквозь, мать ругается, - оживали в памяти Александра Бурзян­цева картины прошлого.

В 1946 году сбылась его мечта. Он поступил в Пензенское худо­жественное училище. Курс обучения проходил у знаменитого Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова. Окончил училище в 1951 году. Поработав учителем в Зилаирской школе, в 1952 году переехал в Уфу.

С 1956 года четко определились интересы и вкусы художника. Первой заметной работой был представленный на выставке пейзаж «В окрестностях Белорецка». Он трогал сюжетом, терпко­стью красок, материальностью, естественностью пластики. Пей­заж останавливал зрителя задумчивостью уходящих гор, которая давала надежду на осуществление жизненной мечты талантливого художника: спеть свою песню! Дальнейший творческий натиск Александра Бурзянцева был более чем активный. Многочисленные поездки на этюды с Борисом Домашниковым, А. Пантелеевым, свердловчанами Е. Гудиным, Г. Мосиным по Башкирии и Уралу способствовали скорому раскрытию потенциальных возможностей художника.

На выставках «Советская Россия» Александ Данилович Бурзянцев участвовал в 1960, 1965 годах, с огромным успехом также выставился на зональных выставках «Урал социалистический» в 1964 (16 поло­тен), в 1967 (11 полотен) годах. Главной темой его творчества стала природа Урала.

В 1957 году А. Бурзянцевым была создана картина-пейзаж «Старый уральский городок», ставшая визитной карточкой худож­ника. Пейзаж этот можно назвать историческим по характеру мироощущения, жизненного уклада, отраженного в сюжете, по использованию традиций Кустодиева и любимого учителя И. С. Горюшкина-Сорокопудова. Перед взором зрителя - искря­щиеся сугробы и синие тени, убегающая вниз улочка и сверкаю­щие золотом купола церкви, тянущиеся по горам заводские дымы бывших демидовских заводов. И левитановская лошадка у ворот. Все это наполняет душу радостью, делает работу до боли знакомой.

Александр Бурзянцев.

Александр Бурзянцев.

Одно за другим в конце 50-х - начале 60-х годов создает Александр Бур­зянцев произведения, ставшие сегодня классикой изобразитель­ного искусства, будоражащие душу, пробуждающие от спячки. Полотна молодого художника получают признание не только в Башкирии, но и повсюду в России. Его пейзажи - картины «Ветер с Урала», «На реке Бианке», «Осень», «Новый дом», «Белый снег» выдвинули автора в число ведущих живописцев страны. Картины эти полны ощущения динамики, драматичности событий. В них нашел отражение эпический характер могучей уральской при­роды.

Всегда помнил Бурзянцев слова своего учителя: «Смотри боль­ше на холст, чем на натуру, береза растет там, где это нужно худож­нику, и помни, что и в тени есть цвет». Мысль И. С. Горюшкина - Сорокопудова воспитывала в нем импровизатора. Постоянно работал он над средствами выражения.

По прошествии периода влияния чисто традиционных начал у художника появилось стремление к большей остроте образной выразительности, что породило своеобразный строй его работ. Ему стала свойственна стилизация, условность в трактовке объе­мов, где-то доходящая до плоскостности вторых и третьих планов, форсирование цвета, нарядность произведения.

Испытывал он на себе и влияние стилей (традиционного, суро­вого, карнавального) отдельных художников (А. Пантелеева, Б. Домашникова, К. Юона, И. Горюшкина-Сорокопудова). Мно­го работая, размышляя, А. Бурзянцев создал свою манеру, свой язык. Увлекался Ван Гогом и не скрывал этого.

Используя как изобразительное средство «ван-гоговский» раздельный мазок, подобно трудолюбивому ткачу набирал он на плоскости холста цветной мозаичный ковер, играющий бесконеч­ными оттенками многоцветья. Внешне его техника перекликалась с нервным мазком Ван Гога. Но ритмика, архитектоника пластиче­ских соединений, цветовые ощущения и восприятие самой жизни — все оставалось бурзянцевским в картинах «Горы весенние» (1966), «Кидекша» (1968), «В селе Константинове» (1985).

Александр Бурзянцев.

Александр Бурзянцев.

Диапазон интересов художника был широк. В большей степени раскованно, свободно, в традиции, идущей от росписи пряника, с чувством влюбленности в Россию выполнены многие работы, связанные с архитектурой ее городов и храмов: «Весна в Суздале» (1968), «Храм в Переделкино» (1974), «Купола» (1975).

Мощным, монументальным звучанием отличались в 1970—80-е годы работы Бурзянцева, отражающие, казалось бы, прозаическую жизнь, связанную с тематикой новостроек и нефтехимии. Но в них не было повседневности и серости, протокольности и баналь­ности. Если вспомнить триптих «Октябрьскнефть» (1971), то и в такой дежурной теме Александра Бурзянцев оставался художником. Все три части триптиха изобразительно удачно организованы в плоскости холста, очень искусно сконструированы. В эти же годы было создано романтическое полотно — сказ об Урале «На родине И. В. Курчатова» (1978). Как это часто бывает в жизни, весной 1970 года, совершенно для себя неожиданно, Александр Данило­вич принял решение ехать в село Константиново, на родину вели­кого русского поэта Сергея Есенина. Он вспоминал позднее: «Целую неделю не мог писать, только смотрел. Побывав в Кон­стантиново, я увидел воочию стихи Есенина. Все, что в его поэзии меня привлекало, оказалось таким близким и понятным: воспри­ятие им природы как живой и очеловеченной».

Обширна серия работ художника, посвященная Есенину, России. В стихах поэта необозримые просторы одеты не только «сереньким ситцем», но часто ярко декоративны. Вот виденье Есенина-художника: «Зеленый вечер...», «Синий май...», «Крас­ные крылья заката...» Или всего одна фраза, дающая ключ к реше­нию художественного образа, к его конструктивному построению: «Берез обглоданные кости...» Так и Бурзянцев воспринимал Есе­нина не через мягкий лиризм, импрессионизм поэтики, а через сильные, локальные сопоставления цветовых пятен, приближен­ных к народному лубку, в его декоративном звучании: «О Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку...»

Александру Бурзянцеву, художнику и человеку, свойственны были порой неожиданные ходы, резкие перемены. В творчестве он не терпел повторов, тиражности. Художественный его поиск на протяжении пятидесятилетнего творческого пути представляет большой интерес для искусствоведения.

Высоко оценены достижения Александра Бурзянцева-художника. Ему присвоены звания народного художника Республики Башкортостан, заслуженного художника России, присуждена Государствен­ная премия имени Салавата Юлаева за 1986 год.

Созданное им живописно-поэтическое наследие навсегда оста­лось людям. Живопись Александра Бурзянцева отличается праздничной нарядностью, повышенной декоративностью, чутким отношением к красоте самой жизни.

Владислав Эдуардович Меос, народный художник Республики Башкортостан




Комментарии  

 
+2 Анатолий #1 30.07.2015 09:14
Кто у кого сплагиатил статью, интересно? Эта же статья, один в один, только под именем Вероники Ботичелли, опубликована в журнале "Панорама Башкирии" №3, июнь 2015 г. Правда, под статьёй стоит хитрая дописка" Использованы материалы с Интернет-ресурс ов". Мол, я нея , и кобыла не моя. Всё-таки, видимо, Вероника спёрла статью у Меоса, ибо его вариант опубликован в 11-м году. Да ещё гонорар, поди, получила. Вот народ, а?
Цитировать
 

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта