Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового движения в живописи – импрессионизма. Прогрессивные художники того времени предложили свежий, непосредственный и дерзкий взгляд на мир в целом и на принципы художественного творчества в частности. Среди критиков и публики нашлось немало их сторонников, но были и ярые противники. Именно в это время в Париже появился на свет мальчик Поль, которому суждено было стать последователем этого спорного художественного движения. И не только последователем, но и новатором, привнести в импрессионизм новые веяния, иные звучания красок. Он родился 11 ноября 1863 года в состоятельной семье Синьяков. Отец был преуспевающим торговцем, владельцем лавки. У мальчика было благополучное, беззаботное детство. Семья жила в достатке, братьев и сестер у Поля не было, и вся родительская любовь доставалась только ему.
Почему Поль решил стать художником? Юноша успешно учился в коллеже, и по окончанию его вполне мог бы продолжить образование, поступив в университет… Однако Поль был категоричен в своем решении стать живописцем. Возможно, сказалось влияние отца, который в свободное время увлекался рисованием. Мог повлиять и тот факт, что семья жила неподалеку от квартала, в котором находились мастерские художников.
В 1879 году Поль побывал на четвертой выставке импрессионистов. Здесь он осуществил неудачную попытку сделать несколько набросков с картин Э. Дега. Его попытку пресек П. Гоген, который выдворил юношу со словами: «Здесь не копируют!». Столь нелюбезное отношение, впрочем, не отбило у юного художника любви к искусству. Оставаясь истинным поклонником импрессионизма, столь легкого и непринужденного, Поль даже и не думал о том, чтобы поступать в Школу изящных искусств. Он полагал, что школа, с ее традиционными, стандартными правилами преподавания живописи, не будет способствовать развитию его таланта.
Однако необходимо было учиться писать, приобретать навыки живописи. Юноша активно посещает выставки художников и лавки маршанов, где выставлены на продажу их произведения. Так он проникался духом импрессионизма и творил – сам, по наитию, без контроля или руководства со стороны.
Необыкновенно впечатлило юного Поля Синьяка творчество К. Моне. Вода, ее переменчивость и неуловимость – основная тема в работах К. Моне. Юный Поль мог бесконечно восхищаться картинами великого художника с изображенными на них видами Сены и парусными лодками. Пожалуй, ни один стиль не способен так точно передать изменчивость воды, как импрессионизм. На картинах импрессионистов вода как будто движется, переливаясь на солнце сотнями бликов, играя разнообразием оттенков в береговой тени. Достигается такой эффект благодаря приему разделения красок, когда мазки чистого цвета наносят сразу на холст, не смешивая их, – один возле другого.
В то время весьма популярным было увлечение греблей и парусным спортом. Неудивительно, что среди любителей водных прогулок было множество художников. Гораздо удобнее писать речные пейзажи с лодки, а не с берега. К. Моне прекрасно это понимал, а потому соорудил себе специально для работы лодку. Организовал все с максимальным комфортом, предусмотрел места для ночевки, и даже временами путешествовал на этой лодке с семьей. Не остался в стороне от модного увлечения и Поль Синьяк – в 1883 году приобрел первую свою лодку. Дал суденышку символичное название «Мане – Золя – Вагнер». Э. Мане можно назвать лидером прогрессивных течений в изобразительном искусстве того времени. Э Золя – известный писатель, нередко выступавший в защиту импрессионистов. Немецкий композитор Р. Вагнер пользовался заслуженной славой в творческих кругах, вдохновляя своими произведениями многих поэтов и художников.
Поль Синьяк. Форт Сен-Жан в Марселе. 1907.
Юный художник осознавал, что для дальнейшей творческой работы, для становления его как живописца ему просто необходим был наставник. Однажды (было это в 1885 году) он решился обратиться к Моне, своему кумиру. Написал великому художнику письмо, в котором поведал, что является поклонником его творчества, сам серьезно занимается живописью уже в течение двух лет и теперь ищет грамотного и опытного руководителя. Мечта Синьяка о том, чтобы обрести в качестве наставника К. Моне, не осуществилась. Знаменитый импрессионист признавал, что наставничество – не его стезя. Гораздо более полезным для молодого художника оказалось знакомство с К. Писсаро. Этот яркий представитель импрессионизма был в большей степени открыт к общению, он охотно делился опытом с новичками. Впрочем, решающее влияние на творчество Поля Синьяка оказал другой художник, куда менее знаменитый. Это был молодой живописец Ж.Сёра. Их знакомство состоялось весной 1884 года, оба присутствовали на учредительном собрании, организованном Обществом независимых художников.
Художественная манера Ж.Сёра была весьма своеобразна. В своем творчестве он придерживался строгих научных принципов и даже разработал собственную теорию живописи (пуантилизм или дивизионизм). Заключается она в передаче изображения посредством нанесения на холст отдельных точечных мазков чистых цветов. То есть предварительное смешение красок не предусматривается. При рассмотрении картины с определенного расстояния точки сливаются, и человеческий глаз воспринимает целостный объект. Успешному воплощению такой теории предшествовало доскональное изучение научных трудов о теории цвета, о законах оптического восприятия. Поль Синьяк всецело разделял идеи своего нового друга и единомышленника. Синьяк и Сёра применяли метод пуантилизма продуманно и системно. В этом их отличие от импрессионистов, которые использовали разделение цветов интуитивно, неосознанно. И потому два друга стали называть себя неоимпрессионистами. В 1899 году П. Синьяк опубликовал книгу «От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму». В своей работе он изложил принципы нового направления в живописи.
В 1885 году Поль Синьяк пишет картину «Крест моряков». Художник творил на берегу моря, в поселке Сен-Бриак, работал в часы прилива и отлива. Сюжет картины – напоминание о погибших в море. Автор как будто сравнивает превратности человеческой судьбы с непредсказуемыми морскими водоворотами. В манере исполнения живописца чувствуется влияние как К. Моне, так и Ж. Сёра.
Поль Синьяк. Желтая вуаль.
Свободный человек, всегда ты к морю льнешь!
Оно — подобие твоей души бескрайней;
И разум твой влеком его безмерной тайной,
Затем, что он и сам с морскою бездной схож.
Неслучайно поэтические образы присутствуют в морской теме Синьяка. Ш. Бодлер, один из его любимых поэтов, нередко воспевал в своих произведениях море, его «безмерную тайну», сравнивая с бескрайней человеческой душой.
«Порт в Портрие» - морской пейзаж, написанный Полем Синьяком в 1888 году. В целом в работе присутствует сходство с творчеством Сёра. Спокойным созерцанием и блаженным умиротворением наполнена картина. Художник усердно работает над тем, чтобы его картины являлись воплощением гармонии.
В 1891 году судьба преподносит Полю нелегкое испытание – умирает его друг и соратник Ж. Сёра. Чтобы сохранить память о товарище и его творческое наследие, П. Синьяк делает все возможное. В своих же работах Поль Синьяк теперь дает больше простора для эмоций, использует все более яркие и сочные краски. И все менее чувствуется жесткое влияние стройной системы, созданной Ж. Сёра.
Вскоре художник открывает для себя новый источник вдохновения – прекрасная средиземноморская природа все чаще манит его на юг Франции. С 1892 года он каждое лето проводит в приморском городке Сен-Тропез. Местечко настолько очаровало П. Синьяка, что он отстраивает здесь себе дом. Художник работает в мастерской размером 9 на 15 метров. Через большой проем открывается восхитительный вид на море. Сюда проникают потоки света, создавая нереальное, переливающееся пространство.
Поль Синьяк. "Порт в Марселе". 1906.
В своей мастерской художник теперь постоянно создает живописные творения. На открытом воздухе он пишет лишь акварели и зарисовки. Все чаще Синьяк создает акварели как полноценные, завершенные произведения – и они ему исключительно удаются! Поль Синьяк признан одним из лучших акварелистов XIX века.
П. Синьяк был не только талантливым художником, но и страстным путешественником. Он с большой охотой и азартом принимал участие в парусных гонках и нередко побеждал. И много путешествовал. Восхитительные виды Венеции, Константинополя, Роттердама не оставались незамеченными для внимательного глаза живописца и были воссозданы на его полотнах. Наблюдая картины приморских городов, постоянное движение волн, покачивающиеся на воде яхты, художник стремился воспроизвести увиденное в своих работах. Быть может, поэтому морские картины Синьяка наполнены движением. Глядя на них, как будто ощущаешь дыхание ветра, видишь, как переливаются солнечные блики на морской глади. Одним из таких живых, легких полотен стала его картина «Вход в порт Ла-Рошель», которую он написал в 1924 году. На картине изображена яхта, стремительно несущаяся сквозь волны. Никогда душевные переживания не отражались мрачной тенью на произведениях живописца. Созданный на картинах мир оставался наполненным гармонией и светом. Хотя начало XX века принесло с собой немало волнений. Первая мировая война, революция в России – все эти события художник остро переживал, придерживаясь прогрессивных взглядов.
Понять то, каким характером обладал П. Синьяк, можно обратившись к его письмам и дневникам.
В письме К. Писсаро (1891 год) художник писал о том, что ни в коей мере не заботится о деньгах и славе, работая с утра до вечера. Он замечал, что может принять упрек лишь в том, что пожертвовал собой ради любимого дела.
П. Синьяк. Из письма К. Писсарро, 1891
В дневнике (1894 год) он однажды отметил, что его одолевает желание попасть в Италию, снова увидеть Рим, Флоренцию, творения великих Микеланджело, Рафаэля, Джотто.
П. Синьяк. Из дневников, 1894
Поль Синьяк. Тартаны, разукрашенные флагами.
В дневнике живописца (1894 год) можно прочитать и его рассуждения о своем друге Ж. Сёра. Художник возмущается тем, что Ж. Сёра не признают одним из гениев среди современников. Он считает, что творчество его друга не оценили по-достоинству.
П. Синьяк. Из дневников, 1894
Размышляет П. Синьяк и об искусстве создания цвета на холсте (из дневников, 1895 год). Он считает, что в живописи непременно нужно соблюдать закон контраста. Цвет заиграет лишь тогда, когда будет гармонично дополнять соседний цвет. Так создается чудесный дуэт, который создает истинную гармонию.
П. Синьяк. Из дневников, 1895
← Анкер – любимый художник швейцарцев | Жизнь и творчество Дали → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...