Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки

Были честным паспортом природы,

Где послушно строятся по струнке

Люди, кони, города и воды...

А. Тарковский «Пауль Клее»

Порой я с горечью слышу, что в нашем захолустье нет и проблеска настоящей культурной жизни. Порой я с горечью говорю, что мы лишены возможности быть вовлеченными в живой поток бурлящего современного искусства. Да, Интернет расширил возможности провин­циала до невероятности - мы не обделены литературными и музыкальными новинками, но вот взглянуть в глаза творца, уловить его трепетное дыхание, сценическое слово, звук, рож­денный его инструментом, здесь и сейчас ном, увы, практически не дано. Не блещет жизнь маленького городка визитами прославленных актеров, музыкантов, художников. А если и случается заезжему гостю из культурных столиц украсить своим именем афиши ишимбайского Дворца культуры, то первой приходит в голову вовсе не радостная мысль о весьма вероятной «халтурке в глубинке», не раз подтвержденная прежним опытом выступлений залетных птиц... Тем обиднее становится, когда малые крупицы живого общения с прекрасным проходят мимо. Из-за нашей невнимательности, разуверенности, косности. Из-за нежелания сделать пару шагов до открывшейся, к примеру, в городской галерее выставки работ своего, родного, местного, «доморощенного», в хорошем смысле этого слова, таланта.

В августе 2010 года ишимбайская картинная галерея представляла творчество ишимбайского художника Виктора Шарыгина Его полотна меня поразили. Как самого неподготовленного зрителя, который не очень-то разбирается в течениях и направлениях искусства, живописных стилях, жанрах и техниках. Здесь специальные знания ни к чему. Здесь просто можно находиться часами и просто смотреть. Здесь каждый увидит свое. Мысли и чувства рождаются от созерцания, простого восприятия цвета, изгиба линий, проступающих в абстрактной смешанности кра­сок, размытости контуров человеческих лиц и тел. Можно увидеть, что нет границ внутрен­него и внешнего - одно перетекает в другое, чувство обретает цвет и форму, о тело, наобо­рот, растворяется, теряет свои правильные, природные очертания и становится чувством. Можно увидеть буйство красок той самой «чистой палитры», когда красный - отчаянно кричит, черный - давит глыбой безысходности, а желтый льет потоком солнечного цвета и обволакивает теплом.

Восход солнца. 1985 год. Бумага. Акварель. 100 Х 100.

Восход солнца. 1985 год. Бумага. Акварель. 100 Х 100.

Я расскажу вам о «Лестнице». Чтобы вы посмотрели и ужаснулись. Ужаснулись прыгаю­щим по лестнице человеческим головам, не сразу поняв, что это люди просто поднимаются вверх, а их тела скрываются за широкими лестничными пролетами. Вокруг - острые режу­щие углы: батареи, ступени - как ножи мясорубки, перемалывающие тела, отрезающие, совершенно одинаковые головы с огромными пустыми серыми глазами. Что это за мисти­ческая лестница, подумаете вы? И ответите каждый по-своему. Для автора - это, возмож­но, образное воплощение окружавшей его в молодые годы эпохи тоталитаризма, которое кромсала свободомыслие, отсекала любые попытки свернуть с единственно правильного пути, физически отрезала художника от пласта мировой культуры, обезглавливала его талант. Для нас теперешних - это та самая общепринятая лестница социального благопо­лучия, по которой нахоженной дорожкой бредут до заветных олигархических вершин. Что отсекают острые ступени по пути - честь, совесть, милосердие - можно ответить, заглянув в нашу с вами действительность. А глубокие порезы на самой картине - реальные, оставлен­ные временем, неустроенным бытом художника - смотрятся дьявольски символично: лестница не дремлет, продолжая наяву своё черное дело...

Друзья. 1992 год. Холст. Масло. 100 Х 80.

Друзья. 1992 год. Холст. Масло. 100 Х 80.

Подробнее о творчестве Виктора Александровича Шарыгина мне посчастливилось услы­шать из уст профессионала - директора Ишимбайской картинной галереи Рафаэля Кады­рова: « Виктор Шарыгин - знаковая фигура в ишимбайской живописи. Он органично влива­ется в сообщество художников, которые своим творчеством не отображают жизнь, как она есть, а срывают оболочку с изображаемых предметов, представляя зрителю костяк, то, что должна составлять первооснову искусства. Сам художник  - продукт ЭПОХИ ТОТАЛИТАРНОГО режима, выражает протест, ищет свой путь, свой стиль в живописи. Неприятие отображения жизни в жанре «соцреализма» вылилось в любовь к постимпрессионизму, на становление собственного стиля большое влияние оказало знакомство с творчеством нонконформистов- шестидесятников. Первые же работы Шарыгина воспринимаются как муляжи, останки То­талитарной культуры, в которых на первый план выходит обнаженное Чувство. За такие работы в те годы сажали в психушки. Вот, к примеру, картина «Отчаяние» - яркое воплоще­ние «сизифова труда», неиспользованных возможностей человека в обществе бесправия и насилия. Черные шторы по краям - символ зашоренности советского человека. Два цвета на полотне - черный и красный, цвет раскаленного до предела человеческого нутра, гото­вого, как вулкан, взорваться от отчаяния и бессилия. Еще одна картине - «Восход солнца», на которой одинаковые люди, в одинаковых позах сидят на спиле дерева, ожидая восхода солнца. Они подобны друг другу, как горошины, они символ единообразия мышления и абсолютной «одинаковости» во всем. Но сам настрой картины оптимистичный, так как даже срезанное дерево дает новые всходы и ростки, которые тянутся к солнцу, и сами изобра­женные фигуры - зеленого цвета, как свежая молодая поросль.

Сад скульптур. 1981 год. Оргалит. Масло. 80 Х 100.

Сад скульптур. 1981 год. Оргалит. Масло. 80 Х 100.

В начальных работах Виктора Шарыгина хорошо заметны такие особенности его стиляг как экспрессия цвета, нервный мазок, необычное сочетание цветов. При переходе к стилю экспрессионизма, где главное - показать внутреннюю жизнь человека, появляются яркие цвета, изломанные, острые линии. Для Шарыгина характерно и то, что экспрессионисты всегда были хорошими графиками Даже в акварельной живописи он делает акцент на ли­нии и на цвете, у него нет привычных для акварели красивых подтеков, вливания цвета друг в друга. Очень сильны и скульптурные работы художника, напоминающие работы Эрнста Неизвестного - это, прежде всего, работа «Дарящий», скульптурные портреты, композиция «Россия. XX век» - распятие, на котором человек, ставший на колени, сложивший голову и раскинувший руки, распят своей эпохой. Шарыгин - это художник, который продолжа­ет творить, невзирая на восприятие, одобрение или неодобрение его окружающими. Ом честно несет свой крест, добросовестно ищет свой путь, новую стилистику в графике и живописи, новые средства отображения своего внутреннего состояния. Можно сказать, что он творит на будущее».

Творчество ишимбайского художника Виктора Шарыгина




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта