Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки

Были честным паспортом природы,

Где послушно строятся по струнке

Люди, кони, города и воды...

А. Тарковский «Пауль Клее»

Порой я с горечью слышу, что в нашем захолустье нет и проблеска настоящей культурной жизни. Порой я с горечью говорю, что мы лишены возможности быть вовлеченными в живой поток бурлящего современного искусства. Да, Интернет расширил возможности провин­циала до невероятности - мы не обделены литературными и музыкальными новинками, но вот взглянуть в глаза творца, уловить его трепетное дыхание, сценическое слово, звук, рож­денный его инструментом, здесь и сейчас ном, увы, практически не дано. Не блещет жизнь маленького городка визитами прославленных актеров, музыкантов, художников. А если и случается заезжему гостю из культурных столиц украсить своим именем афиши ишимбайского Дворца культуры, то первой приходит в голову вовсе не радостная мысль о весьма вероятной «халтурке в глубинке», не раз подтвержденная прежним опытом выступлений залетных птиц... Тем обиднее становится, когда малые крупицы живого общения с прекрасным проходят мимо. Из-за нашей невнимательности, разуверенности, косности. Из-за нежелания сделать пару шагов до открывшейся, к примеру, в городской галерее выставки работ своего, родного, местного, «доморощенного», в хорошем смысле этого слова, таланта.

В августе 2010 года ишимбайская картинная галерея представляла творчество ишимбайского художника Виктора Шарыгина Его полотна меня поразили. Как самого неподготовленного зрителя, который не очень-то разбирается в течениях и направлениях искусства, живописных стилях, жанрах и техниках. Здесь специальные знания ни к чему. Здесь просто можно находиться часами и просто смотреть. Здесь каждый увидит свое. Мысли и чувства рождаются от созерцания, простого восприятия цвета, изгиба линий, проступающих в абстрактной смешанности кра­сок, размытости контуров человеческих лиц и тел. Можно увидеть, что нет границ внутрен­него и внешнего - одно перетекает в другое, чувство обретает цвет и форму, о тело, наобо­рот, растворяется, теряет свои правильные, природные очертания и становится чувством. Можно увидеть буйство красок той самой «чистой палитры», когда красный - отчаянно кричит, черный - давит глыбой безысходности, а желтый льет потоком солнечного цвета и обволакивает теплом.

Восход солнца. 1985 год. Бумага. Акварель. 100 Х 100.

Восход солнца. 1985 год. Бумага. Акварель. 100 Х 100.

Я расскажу вам о «Лестнице». Чтобы вы посмотрели и ужаснулись. Ужаснулись прыгаю­щим по лестнице человеческим головам, не сразу поняв, что это люди просто поднимаются вверх, а их тела скрываются за широкими лестничными пролетами. Вокруг - острые режу­щие углы: батареи, ступени - как ножи мясорубки, перемалывающие тела, отрезающие, совершенно одинаковые головы с огромными пустыми серыми глазами. Что это за мисти­ческая лестница, подумаете вы? И ответите каждый по-своему. Для автора - это, возмож­но, образное воплощение окружавшей его в молодые годы эпохи тоталитаризма, которое кромсала свободомыслие, отсекала любые попытки свернуть с единственно правильного пути, физически отрезала художника от пласта мировой культуры, обезглавливала его талант. Для нас теперешних - это та самая общепринятая лестница социального благопо­лучия, по которой нахоженной дорожкой бредут до заветных олигархических вершин. Что отсекают острые ступени по пути - честь, совесть, милосердие - можно ответить, заглянув в нашу с вами действительность. А глубокие порезы на самой картине - реальные, оставлен­ные временем, неустроенным бытом художника - смотрятся дьявольски символично: лестница не дремлет, продолжая наяву своё черное дело...

Друзья. 1992 год. Холст. Масло. 100 Х 80.

Друзья. 1992 год. Холст. Масло. 100 Х 80.

Подробнее о творчестве Виктора Александровича Шарыгина мне посчастливилось услы­шать из уст профессионала - директора Ишимбайской картинной галереи Рафаэля Кады­рова: « Виктор Шарыгин - знаковая фигура в ишимбайской живописи. Он органично влива­ется в сообщество художников, которые своим творчеством не отображают жизнь, как она есть, а срывают оболочку с изображаемых предметов, представляя зрителю костяк, то, что должна составлять первооснову искусства. Сам художник  - продукт ЭПОХИ ТОТАЛИТАРНОГО режима, выражает протест, ищет свой путь, свой стиль в живописи. Неприятие отображения жизни в жанре «соцреализма» вылилось в любовь к постимпрессионизму, на становление собственного стиля большое влияние оказало знакомство с творчеством нонконформистов- шестидесятников. Первые же работы Шарыгина воспринимаются как муляжи, останки То­талитарной культуры, в которых на первый план выходит обнаженное Чувство. За такие работы в те годы сажали в психушки. Вот, к примеру, картина «Отчаяние» - яркое воплоще­ние «сизифова труда», неиспользованных возможностей человека в обществе бесправия и насилия. Черные шторы по краям - символ зашоренности советского человека. Два цвета на полотне - черный и красный, цвет раскаленного до предела человеческого нутра, гото­вого, как вулкан, взорваться от отчаяния и бессилия. Еще одна картине - «Восход солнца», на которой одинаковые люди, в одинаковых позах сидят на спиле дерева, ожидая восхода солнца. Они подобны друг другу, как горошины, они символ единообразия мышления и абсолютной «одинаковости» во всем. Но сам настрой картины оптимистичный, так как даже срезанное дерево дает новые всходы и ростки, которые тянутся к солнцу, и сами изобра­женные фигуры - зеленого цвета, как свежая молодая поросль.

Сад скульптур. 1981 год. Оргалит. Масло. 80 Х 100.

Сад скульптур. 1981 год. Оргалит. Масло. 80 Х 100.

В начальных работах Виктора Шарыгина хорошо заметны такие особенности его стиляг как экспрессия цвета, нервный мазок, необычное сочетание цветов. При переходе к стилю экспрессионизма, где главное - показать внутреннюю жизнь человека, появляются яркие цвета, изломанные, острые линии. Для Шарыгина характерно и то, что экспрессионисты всегда были хорошими графиками Даже в акварельной живописи он делает акцент на ли­нии и на цвете, у него нет привычных для акварели красивых подтеков, вливания цвета друг в друга. Очень сильны и скульптурные работы художника, напоминающие работы Эрнста Неизвестного - это, прежде всего, работа «Дарящий», скульптурные портреты, композиция «Россия. XX век» - распятие, на котором человек, ставший на колени, сложивший голову и раскинувший руки, распят своей эпохой. Шарыгин - это художник, который продолжа­ет творить, невзирая на восприятие, одобрение или неодобрение его окружающими. Ом честно несет свой крест, добросовестно ищет свой путь, новую стилистику в графике и живописи, новые средства отображения своего внутреннего состояния. Можно сказать, что он творит на будущее».

Творчество ишимбайского художника Виктора Шарыгина




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта