Людвиг Эмиль Гримм. Домик-пряник. Гравюра на меди. 1825.Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработками народ­ных сказок, к сожалению, как-то поте­рялся в тени своих знаменитых родст­венников. Людвиг Эмиль Гримм - ху­дожник, гравер, профессор Кассель­ской Академии художеств с 1832 года, один из основателей первого в Герма­нии профессионального объединения художников Виллингсхаузенской коло­нии художников, оставил тысячи живо­писных работ, акварелей, гравюр, лито­графий и карандашных рисунков. Он родился в 1790 году в Ханау в семье го­родского секретаря Филиппа Вильгель­ма и Доротеи Гримм и был пятым, предпоследним ребенком. Шести лет он потерял отца, а в 18 лишился матери.

После смерти отца богатая тетушка из Касселя забрала к себе Якоба и Виль­гельма. Людвиг учился в школе в другом городе. Но братья и тогда, и в дальнейшем поддерживали тесную связь друг с другом. Старшие братья помогали Эми­лю материально в годы его учебы в Академии художеств.

В детстве мальчик отличался необыкновенной живос­тью характера, любил вместе с друзьями подолгу бродить по лесам, собирал птичьи гнезда, знал каждый закоулок в ок­рестностях. Учился он без излишнего усердия, но при этом обнаруживал огромный интерес к рисованию. Став взрос­лым, он с большой теплотой описал детство в своих воспо­минаниях. В них уже ощущался будущий художник. Ему за­помнились внешность его учителя, сту­денческая форма брата Якоба, приехав­шего на каникулы из Марбурга, живо­писная усадьба друзей матери.

Став художником, Людвиг Эмиль отдавал предпочтение романтическим пейзажам, которые он тонко чувство­вал. и портретам, потребность в кото­рых была велика, так как еще не было фотографии. Благодаря своим братьям он вошел в круг образованнейших лю­дей своего времени. Брат Вильгельм пригласил его в 1815 году во Франк­фурт, чтобы познакомить с Гёте. Гёте очень одобрительно отнесся к работам молодого художника, и это не было простой вежливостью. Гёте и сам ин­тересовался искусством.

Людвиг Эмиль осел в Касселе, где размеренная жизнь была не богата со­бытиями. Только в конце 1814 года по призыву вступил добровольцем в опол­чение и участвовал в чине лейтенанта в походе во Францию. А позднее, в 1816 году, отправился в длительное путешествие по Италии, которому мы обязаны появлением большого количества рисунков и путевых за­меток. В 1817 году — вновь был уже в Касселе. Людвиг Эмиль даже в поездке по Италии - стране признанно кра­сивой природы — вспоминал о своей родине. Он вообще скептически относился к крупным городам и любил свои родные края без излишнего пафоса. Художник написал в 1842 году акварель с видом из окна дома его матери в Кас­селе. Неброский городской мотив, но сколько в него вло­жено любви и тепла. Ярко синее небо с легкими облачками, оранжевые ши­ферные крыши создают яркий живо­писный аккорд. Внизу - фигурки лю­дей, занятых повседневными делами.

Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет. Офорт. 1815.

Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет. Офорт. 1815.

Техникой рисунка и гравировки ху­дожник владел в совершенстве. Во время прогулок Людвиг Эмиль давал грош нищему ребен­ку, чтобы тот постоял тихо. А сам в это время гравировал его портрет без подготовительного рисунка сразу на мед­ной доске. Такая манера работы требовала твердости руки, безошибочного владения линейной штриховкой, ясного понимания композиции, поскольку на гравировальной до­ске поправки уже невозможны.

Портреты Гримма имеют не только художественное зна­чение, но, бесспорно, являются свидетельствами эпохи и этим тоже важны для нас. Портретная галерея, созданная им, сохранила лица юристов, филологов, медиков, военных, крестьян, художников, священнослужителей, купцов, изда­телей первой половины XIX века. Людвиг Эмиль Гримм увековечил свое время, и сделал это честно, уважительно и, самое главное, талантливо. Отметим, что некоторое однооб­разие поз вполне искупается разнообразием типажей, воз-растов, сословных отличии, выраже­ний лиц, костюмов, деталей антуража. Он портретировал таких значительных людей своей эпохи, как Никколо Пага­нини, Клеменса Брентано, Генриха Гейне и, разумеется, братьев - Якоба и Вильгельма. Широко известен их двой­ной портрет, датируемый 1843 годом. Портрет Генриха Гей­не был создан, когда он посетил братьев Гримм в Касселе. Гейне произвел на Людвига сильное впечатление своими знаниями, оригинальностью ума, умением интересно рас­сказывать. Поэт изображен в профиль. Он сидит, отвернув­шись в досаде от разбросанных на столе перед ним книж­ных томиков. На плечи наброшен плащ с меховым ворот­ником. Задумчивый взгляд устремлен в сторону. Под порт­ретом сохранилась факсимильная подпись самого Гейне: «Лелея в холодном сердце мрачные чувства, смотрю я угрю­мо на холодный мир». Она была сделана под влиянием дождливой осенней погоды, приведшей поэта в уныние.

Людвиг Эмиль Гримм. Рыночный переулок в Касселе. Бумага, карандаш, перо, акварель. 1842.

Людвиг Эмиль Гримм. Рыночный переулок в Касселе. Бумага, карандаш, перо, акварель. 1842.

К 1815 году относится самый известный автопортрет ху­дожника. Рисунок к нему сделан еще в 1811 году. Он изоб­разил себя в старинном немецком костюме времени осво­бодительной войны 1813 — 1815 годов. При гравировании портрета молодой художник пририсовал себе усы и бород­ку, чтобы прибавить возраст слишком юному лицу. Он так­же с большим теплом создавал детские портреты. Они рас­положены по моде того времени в ряд профильными изоб­ражениями. Так представлены дети его единственной сест­ры Лотты вместе с его собственной дочерью Эмили.

Гримм был и карикатуристом. Его карикатуры были обращены на социальные уродства немецкого обыватель­ства. Интересно, что при этом, много раз обращаясь к пор- третированию национальных типов, он сохранял исключи­тельную уважительность к моделям. Художник изображал людей в национальных костюмах различных немецких зе­мель, по ним можно было определить не только местожи­тельство человека, но и его социальный и семейный статус.

Кроме того, Людвиг Эмиль был первым немецким ил­люстратором сказок своих братьев. В 1825 году вышел ма­ленький тираж «Детских и семейных сказок» Якоба и Виль­гельма Гриммов с 7 гравированными иллюстрациями Л.Э.Гримма: к «Красной Шапочке», «Домику-прянику», «Спящей красавице», «Белоснежке», «Золушке» и другим сказкам. Книга была очень популярной. Созданные им ил­люстрации стали классическими и воспроизводились офор­мителями и издателями еще много времени после их созда­ния. Не следует забывать, что тогда книги, как правило, ук­рашались титульным листом с виньеткой. И братья-литера­торы, и художник росли в одной среде, поэтому зрительные образы у них были наиболее близкими. Иллюстрации Грим­ма ближе других к образному строю текстов сказок. Доста­точно сказать, что Вильгельм Гримм не только побуждал своего младшего брата иллюстрировать сказки, но и вносил уточнения в образы. Так для «Красной Шапочки» он посо­ветовал в домике бабушки добавить настольную лампу. Биб­лию, кофейник и чашки. У домика ведьмы из «Домика-пря- ника» дорисовать ядовитые растения и чертополох.

Людвиг Эмиль Гримм. Братец и сестричка. Набросок титульного. Перо, коричневая бумага, акварель.

Людвиг Эмиль Гримм. Братец и сестричка. Набросок титульного листа ко 2-му изданию "Детских и домашних сказок". Перо, коричневая бумага, акварель.

Людвига Эмиля невольно сравнивают с братьями, и это несколько искажает восприятие его как самобытной творческой личности. Он сам не считал себя выдающейся персоной и был вполне удовлетворен своим положением преподавателя провинциальной Кассельской академии ху­дожеств. Однако при внимательном знакомстве с его твор­ческим наследием становится понятно, что художник за­быт незаслуженно. Его романтические пейзажи, реалисти­ческие портреты, карикатуры и рисунки к путевым замет­кам являются неотъемлемой принадлежностью немецкого изобразительного искусства.



Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта