Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработками народных сказок, к сожалению, как-то потерялся в тени своих знаменитых родственников. Людвиг Эмиль Гримм - художник, гравер, профессор Кассельской Академии художеств с 1832 года, один из основателей первого в Германии профессионального объединения художников Виллингсхаузенской колонии художников, оставил тысячи живописных работ, акварелей, гравюр, литографий и карандашных рисунков. Он родился в 1790 году в Ханау в семье городского секретаря Филиппа Вильгельма и Доротеи Гримм и был пятым, предпоследним ребенком. Шести лет он потерял отца, а в 18 лишился матери.
После смерти отца богатая тетушка из Касселя забрала к себе Якоба и Вильгельма. Людвиг учился в школе в другом городе. Но братья и тогда, и в дальнейшем поддерживали тесную связь друг с другом. Старшие братья помогали Эмилю материально в годы его учебы в Академии художеств.
В детстве мальчик отличался необыкновенной живостью характера, любил вместе с друзьями подолгу бродить по лесам, собирал птичьи гнезда, знал каждый закоулок в окрестностях. Учился он без излишнего усердия, но при этом обнаруживал огромный интерес к рисованию. Став взрослым, он с большой теплотой описал детство в своих воспоминаниях. В них уже ощущался будущий художник. Ему запомнились внешность его учителя, студенческая форма брата Якоба, приехавшего на каникулы из Марбурга, живописная усадьба друзей матери.
Став художником, Людвиг Эмиль отдавал предпочтение романтическим пейзажам, которые он тонко чувствовал. и портретам, потребность в которых была велика, так как еще не было фотографии. Благодаря своим братьям он вошел в круг образованнейших людей своего времени. Брат Вильгельм пригласил его в 1815 году во Франкфурт, чтобы познакомить с Гёте. Гёте очень одобрительно отнесся к работам молодого художника, и это не было простой вежливостью. Гёте и сам интересовался искусством.
Людвиг Эмиль осел в Касселе, где размеренная жизнь была не богата событиями. Только в конце 1814 года по призыву вступил добровольцем в ополчение и участвовал в чине лейтенанта в походе во Францию. А позднее, в 1816 году, отправился в длительное путешествие по Италии, которому мы обязаны появлением большого количества рисунков и путевых заметок. В 1817 году — вновь был уже в Касселе. Людвиг Эмиль даже в поездке по Италии - стране признанно красивой природы — вспоминал о своей родине. Он вообще скептически относился к крупным городам и любил свои родные края без излишнего пафоса. Художник написал в 1842 году акварель с видом из окна дома его матери в Касселе. Неброский городской мотив, но сколько в него вложено любви и тепла. Ярко синее небо с легкими облачками, оранжевые шиферные крыши создают яркий живописный аккорд. Внизу - фигурки людей, занятых повседневными делами.
Людвиг Эмиль Гримм. Автопортрет. Офорт. 1815.
Техникой рисунка и гравировки художник владел в совершенстве. Во время прогулок Людвиг Эмиль давал грош нищему ребенку, чтобы тот постоял тихо. А сам в это время гравировал его портрет без подготовительного рисунка сразу на медной доске. Такая манера работы требовала твердости руки, безошибочного владения линейной штриховкой, ясного понимания композиции, поскольку на гравировальной доске поправки уже невозможны.
Портреты Гримма имеют не только художественное значение, но, бесспорно, являются свидетельствами эпохи и этим тоже важны для нас. Портретная галерея, созданная им, сохранила лица юристов, филологов, медиков, военных, крестьян, художников, священнослужителей, купцов, издателей первой половины XIX века. Людвиг Эмиль Гримм увековечил свое время, и сделал это честно, уважительно и, самое главное, талантливо. Отметим, что некоторое однообразие поз вполне искупается разнообразием типажей, воз-растов, сословных отличии, выражений лиц, костюмов, деталей антуража. Он портретировал таких значительных людей своей эпохи, как Никколо Паганини, Клеменса Брентано, Генриха Гейне и, разумеется, братьев - Якоба и Вильгельма. Широко известен их двойной портрет, датируемый 1843 годом. Портрет Генриха Гейне был создан, когда он посетил братьев Гримм в Касселе. Гейне произвел на Людвига сильное впечатление своими знаниями, оригинальностью ума, умением интересно рассказывать. Поэт изображен в профиль. Он сидит, отвернувшись в досаде от разбросанных на столе перед ним книжных томиков. На плечи наброшен плащ с меховым воротником. Задумчивый взгляд устремлен в сторону. Под портретом сохранилась факсимильная подпись самого Гейне: «Лелея в холодном сердце мрачные чувства, смотрю я угрюмо на холодный мир». Она была сделана под влиянием дождливой осенней погоды, приведшей поэта в уныние.
Людвиг Эмиль Гримм. Рыночный переулок в Касселе. Бумага, карандаш, перо, акварель. 1842.
К 1815 году относится самый известный автопортрет художника. Рисунок к нему сделан еще в 1811 году. Он изобразил себя в старинном немецком костюме времени освободительной войны 1813 — 1815 годов. При гравировании портрета молодой художник пририсовал себе усы и бородку, чтобы прибавить возраст слишком юному лицу. Он также с большим теплом создавал детские портреты. Они расположены по моде того времени в ряд профильными изображениями. Так представлены дети его единственной сестры Лотты вместе с его собственной дочерью Эмили.
Гримм был и карикатуристом. Его карикатуры были обращены на социальные уродства немецкого обывательства. Интересно, что при этом, много раз обращаясь к пор- третированию национальных типов, он сохранял исключительную уважительность к моделям. Художник изображал людей в национальных костюмах различных немецких земель, по ним можно было определить не только местожительство человека, но и его социальный и семейный статус.
Кроме того, Людвиг Эмиль был первым немецким иллюстратором сказок своих братьев. В 1825 году вышел маленький тираж «Детских и семейных сказок» Якоба и Вильгельма Гриммов с 7 гравированными иллюстрациями Л.Э.Гримма: к «Красной Шапочке», «Домику-прянику», «Спящей красавице», «Белоснежке», «Золушке» и другим сказкам. Книга была очень популярной. Созданные им иллюстрации стали классическими и воспроизводились оформителями и издателями еще много времени после их создания. Не следует забывать, что тогда книги, как правило, украшались титульным листом с виньеткой. И братья-литераторы, и художник росли в одной среде, поэтому зрительные образы у них были наиболее близкими. Иллюстрации Гримма ближе других к образному строю текстов сказок. Достаточно сказать, что Вильгельм Гримм не только побуждал своего младшего брата иллюстрировать сказки, но и вносил уточнения в образы. Так для «Красной Шапочки» он посоветовал в домике бабушки добавить настольную лампу. Библию, кофейник и чашки. У домика ведьмы из «Домика-пря- ника» дорисовать ядовитые растения и чертополох.
Людвиг Эмиль Гримм. Братец и сестричка. Набросок титульного листа ко 2-му изданию "Детских и домашних сказок". Перо, коричневая бумага, акварель.
Людвига Эмиля невольно сравнивают с братьями, и это несколько искажает восприятие его как самобытной творческой личности. Он сам не считал себя выдающейся персоной и был вполне удовлетворен своим положением преподавателя провинциальной Кассельской академии художеств. Однако при внимательном знакомстве с его творческим наследием становится понятно, что художник забыт незаслуженно. Его романтические пейзажи, реалистические портреты, карикатуры и рисунки к путевым заметкам являются неотъемлемой принадлежностью немецкого изобразительного искусства.
Анкер – любимый художник швейцарцев → |
---|
Мазитов Амир МинивалиевичЖивописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017 |
Яппаров Рифат УльфатовичЯппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013 |
Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор ШарыгинНе хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012 |
Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012 |
Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012 |
Отправной точкой для художника Фарида Ергалиева и его творчества стало башкирск
Тенденция к "оживлению" природы и предметов быта ощутима уже в работах конца 70-
Художник Михаил Спиридонов принадлежит к числу тех немногих творчески одаренных
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...