Альберт Мурзагулов. Мурзагул — один из псевдонимов башкирского художника Аль­берта Мурзагулова. Нужно сказать, фантазии по части псевдонимов Альберту не занимать, например, на одной из своих персональных выставок в Литве он значился как Chingis Hanas, Чингис-хан, говоря по-русски. А в последнее время, сочтя несправедливой устоявшуюся практику, он добавил в своё отчество имя матери и теперь зовётся: Альберт Нажия-Асхат улы Мурзагулов. На то он и художник, что­бы быть свободнее, чем многие из нас, и не страдать излишним пие­тетом по отношению к вещам, огороженным обществом множеством табу.

Альберт Мурзагулов большую часть жизни прожил во второй столице Башкортостана - Стелитамаке, а родился всё же в первой - Уфе. Как художник, Альберт Мурзагулов, кажется, родился поч­ти в то же самое время, ибо рисовать начал уже в раннем детстве.

Но всё не так просто в жизни - господа. Когда к рисованию прибавилась страсть к чтению, Альберт увлёкся Даниэлем Дефо, Фенимором Купером, Жюлем Верном и уже в младших классах решил, что станет моряком. Он даже разработал целую систему подготовки к поступлению в морское училище: упорные занятия математикой, по собственному методу составленная ежедневная утренняя зарядка, водные процедуры, диета, развитие глазомера и т.д. Так что у мур- загуловской романтики, как видим, была суровая прагматическая ос­нова. Разгоревшаяся в шестидесятые годы дискуссия между "физика­ми" и "лириками" была Альберту, что называется, до фени - лирик и физик уживались в нём без малейших конфликтов.

Картины Альберта Мурзагулова

Картины Альберта Мурзагулова

Окончив среднюю школу, Альберт едет в Ленинград и поступает в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержин­ского. Но спустя год, разочаровавшись, покидает его и, отслужив ещё полгода в Балтфлоте, возвращается в Стелитамак, где поступает на физико-математический факультет местного пединститута. После окончания вуза пятнадцать лет преподаёт в школе математику, фи­зику, черчение, рисование и физкультуру. При этом художник в нём не то чтобы умирает, наоборот, растёт и просит пищи. Следствие - учёба на художественно-графическом факультете пединститута в Москве. Получив диплом, Альберт расстаётся с работой в школе и целиком посвящает себя живописи. Основным источником вдохнове­ния для него, по его собственному признанию, становится первоздан­ная природа.

И неспроста. В года учительства Альберт Мурзагулов приобрёл ещё одну страсть - к пешему туризму. С рюкзаком за плечами он путешествовал по Уралу и Хибинам, Кавказу и Алтаю, Памиру и Тянь-Шаню, Саянам и Забайкалью, Уссурийскому краю и Якутии, стал мастером спорта СССР. В 1968-ом, во время путешествия по Камчатке, он познакомился с литовскими художниками Римтаутасом Гибавичюсом и Шарунасом Шимулинасом, которые стали и хороши­ми друзьями башкирского художника, и его учителями в живописи. Эта встреча в дальнейшем во многом определила и географию персо­нальных выставок Альберта. Их уже более пятидесяти (Уфа, Стелитамак, Москва, Охотск, Хабаровск, Санкт-Петербург, Восточная Гер­мания) и двадцать из них состоялись в Литве.

Не знаю, какой была бы биография Альберта (наверняка более скучной), если бы не его жадность к жизненным впечатлениям. Жад­ность, достойная уважения. Тем более что она - альтруистична. Всё, что приобрёл, хотелось отдать. Не крохами. Наверное, поэтому живописных полотен, рождённых путешествиями, художнику показа­лось мало. И родилась целая серия "туристских баек", часть которых представлена в этой книжке.

Картины Альберта Мурзагулова

Картины Альберта Мурзагулова.

Не помню уже точно когда - лет тридцать назад, а то и боль­ше, - Альберт принёс в редакцию республиканской молодёжной га­зеты свои походные дневники - те самые байки. Одни из первых. Листы бумаги, заполненные суперкаллиграфическим почерком - не поймёшь сразу, рука ли это художника, или рука математика. В ре­дакции спорили: хотелось чего-нибудь этакого - ну, там философии типа Экзюпери... А тут - суховато, хоть и интересно. Так или иначе, публикация состоялась и вывела художника уже не к зрителю, а к читателю.

Если провести контент-анализ мурзагуловских баек, наверное, выяснится, что львиную долю из них составляет текст-повествование, поменьше - текст-описание. А вот текстом-размышлением автор яв­но пренебрегает. Ценя собственную свободу, не пытается навязать выводы и читателю.

Многие из тех, кто брался в те годы за перо, словесной скупос­ти учились у самого, пожалуй, популярного писателя в шестидесятые годы Эрнеста Хемингуэя. А вот того, что стоит за этой скупостью, добились очень немногие. В какой степени это удалось Альберту Мурзагулову - судить вам.

И если уж говорить о скупости... Скуп и колорит живописных работ - молочный, слегка разбавленный охрой, кобальтом, кадмием. Мазки сверхэкономны, красочный слой тонок. Но, удивительно, эта тончайшая амальгама создаёт такое зеркало, которое образует осо­бое пространство, отражает (не на прямую, разумеется) не только окружающий мир, но и суть его бытия, главенствующие настроения и, конечно, философию автора.

Вот и экономные на восклицательные знаки байки - тоже рабо­тают "не в лоб". В дневниковом стиле, с математической скрупулёз­ностью выстраивает автор череду фактов. Бесконечное сложение - впечатлений, характеров, обстоятельств, деталей походного быта. И только потом, умноженная на некий коэффициент читательского участия, эта громоздкая сумма вдруг приобретает новое качество.

Картины Альберта Мурзагулова

Картины Альберта Мурзагулова

Письмо Мурзагулова можно было бы назвать сублимированным, если бы не свежие, богатые образы, использованные, например, при описании природных и городских ландшафтов (прочтите фрагмент, где сравнивается топография Вильнюса и Владивостока). Если бы не яркие, запоминающиеся детали. Вот, наугад: "А ракету он хранит и пустит её перед смертью". Это о бригаде эвенских оленеводов, встре­тившихся во время путешествия по Якутии и Дальнему Востоку. Ну, да сами прочтёте...

Записи Альберта Мурзагулова населяет множество людей: дру­зья, художники, встретившиеся в путешествиях старатели, жители умирающих деревень и пр. И эта галерея лиц - нестандартных, каж­дое на особицу, с любовью описанных - вызывает особый интерес.

В середине XIX века выдающийся английский учёный Джордж Буль, не имея, кстати, специального образования, разработал основы математической логики. Основы назвали в честь автора "булевыми алгебрами", и на них построена вся нынешняя компьютерная машинерия. Мурзагуловская алгебра - явление совершенно иного мас­штаба и качества. Но и она, думаю, может пригодиться в компьютер­ный век, переселяющий нас в виртуальное пространство, активно от­гораживающий и от настоящей природы, и от настоящих людей.

Другие статьи о художнике:




Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта