Мурзагул — один из псевдонимов башкирского художника Альберта Мурзагулова. Нужно сказать, фантазии по части псевдонимов Альберту не занимать, например, на одной из своих персональных выставок в Литве он значился как Chingis Hanas, Чингис-хан, говоря по-русски. А в последнее время, сочтя несправедливой устоявшуюся практику, он добавил в своё отчество имя матери и теперь зовётся: Альберт Нажия-Асхат улы Мурзагулов. На то он и художник, чтобы быть свободнее, чем многие из нас, и не страдать излишним пиететом по отношению к вещам, огороженным обществом множеством табу.
Альберт Мурзагулов большую часть жизни прожил во второй столице Башкортостана - Стелитамаке, а родился всё же в первой - Уфе. Как художник, Альберт Мурзагулов, кажется, родился почти в то же самое время, ибо рисовать начал уже в раннем детстве.
Но всё не так просто в жизни - господа. Когда к рисованию прибавилась страсть к чтению, Альберт увлёкся Даниэлем Дефо, Фенимором Купером, Жюлем Верном и уже в младших классах решил, что станет моряком. Он даже разработал целую систему подготовки к поступлению в морское училище: упорные занятия математикой, по собственному методу составленная ежедневная утренняя зарядка, водные процедуры, диета, развитие глазомера и т.д. Так что у мур- загуловской романтики, как видим, была суровая прагматическая основа. Разгоревшаяся в шестидесятые годы дискуссия между "физиками" и "лириками" была Альберту, что называется, до фени - лирик и физик уживались в нём без малейших конфликтов.
Картины Альберта Мурзагулова
Окончив среднюю школу, Альберт едет в Ленинград и поступает в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского. Но спустя год, разочаровавшись, покидает его и, отслужив ещё полгода в Балтфлоте, возвращается в Стелитамак, где поступает на физико-математический факультет местного пединститута. После окончания вуза пятнадцать лет преподаёт в школе математику, физику, черчение, рисование и физкультуру. При этом художник в нём не то чтобы умирает, наоборот, растёт и просит пищи. Следствие - учёба на художественно-графическом факультете пединститута в Москве. Получив диплом, Альберт расстаётся с работой в школе и целиком посвящает себя живописи. Основным источником вдохновения для него, по его собственному признанию, становится первозданная природа.
И неспроста. В года учительства Альберт Мурзагулов приобрёл ещё одну страсть - к пешему туризму. С рюкзаком за плечами он путешествовал по Уралу и Хибинам, Кавказу и Алтаю, Памиру и Тянь-Шаню, Саянам и Забайкалью, Уссурийскому краю и Якутии, стал мастером спорта СССР. В 1968-ом, во время путешествия по Камчатке, он познакомился с литовскими художниками Римтаутасом Гибавичюсом и Шарунасом Шимулинасом, которые стали и хорошими друзьями башкирского художника, и его учителями в живописи. Эта встреча в дальнейшем во многом определила и географию персональных выставок Альберта. Их уже более пятидесяти (Уфа, Стелитамак, Москва, Охотск, Хабаровск, Санкт-Петербург, Восточная Германия) и двадцать из них состоялись в Литве.
Не знаю, какой была бы биография Альберта (наверняка более скучной), если бы не его жадность к жизненным впечатлениям. Жадность, достойная уважения. Тем более что она - альтруистична. Всё, что приобрёл, хотелось отдать. Не крохами. Наверное, поэтому живописных полотен, рождённых путешествиями, художнику показалось мало. И родилась целая серия "туристских баек", часть которых представлена в этой книжке.
Картины Альберта Мурзагулова.
Не помню уже точно когда - лет тридцать назад, а то и больше, - Альберт принёс в редакцию республиканской молодёжной газеты свои походные дневники - те самые байки. Одни из первых. Листы бумаги, заполненные суперкаллиграфическим почерком - не поймёшь сразу, рука ли это художника, или рука математика. В редакции спорили: хотелось чего-нибудь этакого - ну, там философии типа Экзюпери... А тут - суховато, хоть и интересно. Так или иначе, публикация состоялась и вывела художника уже не к зрителю, а к читателю.
Если провести контент-анализ мурзагуловских баек, наверное, выяснится, что львиную долю из них составляет текст-повествование, поменьше - текст-описание. А вот текстом-размышлением автор явно пренебрегает. Ценя собственную свободу, не пытается навязать выводы и читателю.
Многие из тех, кто брался в те годы за перо, словесной скупости учились у самого, пожалуй, популярного писателя в шестидесятые годы Эрнеста Хемингуэя. А вот того, что стоит за этой скупостью, добились очень немногие. В какой степени это удалось Альберту Мурзагулову - судить вам.
И если уж говорить о скупости... Скуп и колорит живописных работ - молочный, слегка разбавленный охрой, кобальтом, кадмием. Мазки сверхэкономны, красочный слой тонок. Но, удивительно, эта тончайшая амальгама создаёт такое зеркало, которое образует особое пространство, отражает (не на прямую, разумеется) не только окружающий мир, но и суть его бытия, главенствующие настроения и, конечно, философию автора.
Вот и экономные на восклицательные знаки байки - тоже работают "не в лоб". В дневниковом стиле, с математической скрупулёзностью выстраивает автор череду фактов. Бесконечное сложение - впечатлений, характеров, обстоятельств, деталей походного быта. И только потом, умноженная на некий коэффициент читательского участия, эта громоздкая сумма вдруг приобретает новое качество.
Картины Альберта Мурзагулова
Письмо Мурзагулова можно было бы назвать сублимированным, если бы не свежие, богатые образы, использованные, например, при описании природных и городских ландшафтов (прочтите фрагмент, где сравнивается топография Вильнюса и Владивостока). Если бы не яркие, запоминающиеся детали. Вот, наугад: "А ракету он хранит и пустит её перед смертью". Это о бригаде эвенских оленеводов, встретившихся во время путешествия по Якутии и Дальнему Востоку. Ну, да сами прочтёте...
Записи Альберта Мурзагулова населяет множество людей: друзья, художники, встретившиеся в путешествиях старатели, жители умирающих деревень и пр. И эта галерея лиц - нестандартных, каждое на особицу, с любовью описанных - вызывает особый интерес.
В середине XIX века выдающийся английский учёный Джордж Буль, не имея, кстати, специального образования, разработал основы математической логики. Основы назвали в честь автора "булевыми алгебрами", и на них построена вся нынешняя компьютерная машинерия. Мурзагуловская алгебра - явление совершенно иного масштаба и качества. Но и она, думаю, может пригодиться в компьютерный век, переселяющий нас в виртуальное пространство, активно отгораживающий и от настоящей природы, и от настоящих людей.
Другие статьи о художнике:
Бескрайний мир Альберта Мурзагулова
Его звали Чингисханом. Альберт Мурзагулов.
Выставка Альберта Мурзагулова (1936-2011). Как я стал Чингис-Ханом.
← Солнечная лирика Александра Бурзянцева | Дай встать на цыпочки в твоём лесу… Рамиль Абдуллин. → |
---|
Людвиг Эмиль ГриммМладший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ... Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012 Далее |
Анкер – любимый художник швейцарцевЦена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель... Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012 Далее |
СИНЬЯК, художник моря!!!Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ... Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012 Далее |
Жизнь и творчество ДалиСальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ... Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011 Далее |
Николай Михайлович РомадинРостом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантиметров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол... Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011 Далее |
Начало: Вещи вечного обаяния. В мастерской художника Бориса Кочейшвили. Часть 1.
Жил-был Мастер. Если пройти по Пречистенке, недалеко от Академии художеств свер
В годы моей учебы в Ленинграде (1957-1961) я довольно часто посещал лекторий при
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...