У открытого окна. Маркетри. 2010 год. Размеры: 50х40.Размер данного панно 50х40 см. Работа выполнялась зеркальным набором. При таком способе лицевая сторона склеивается гуммированной лентой, а изнаночная (та, которую мы видим в о время работы) в по следствии приклеивается на основу. Детали между собой соединяются гуммированной лентой (это бумага, с о дной стороны покрытая клеем; при смачивании в одой верхняя сторона также становится клейкой). Если лента слишком широкая, она разрезается вдоль на тонкие полоски. Главный инструмент маркетриста – нож-резец. Основная работа ведётся на специальном столе для маркетри с наклонной столешницей, покрытой листом полихлорвинила (полистирол). Если нет такого стола, то можно сделать наклонную крышку, покрыть полихлорвинилом и поместить её на обычном столе.

Работу мы будем выполнять по частям, разбив рисунок на не­сколько фрагментов, что бы было легче выполнять набор на столе. Важную роль играет освещение: при неправильном (не­достаточном или слишком ярком) можно ошибиться в выборе цвета. Лучше всего – рассеянный дневной свет или максималь­но приближенный к нему искусственный.

Для начинающих заниматься маркетри хорошей помощью в работе будет «палитра» из имеющегося в наличии шпона, не­большие пластинки которого следует расположить по кругу (или в ряд) от более тёмных оттенков к более светлым. Это по­зволит правильно подобрать древесину. Ведь одним из основ­ных законов техники маркетри является закон контрастов. Одну половину пластинок шпона нужно покрыть лаком, чтобы видеть, как изменится цвет после обработки.

Шаг 1. РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА. Эскиз выполняем на не­большом формате бумаги простым карандашом, разбиваем по тону (штрихуем в соответствии со светлотой деталей). Эскиз яв­ляется основной частью работы. В дальнейшем мы будем ориен­тироваться на эскиз при наборе «рубашки» («рубашка» – разные кусочки шпона, которые составляют рисунок, склеенные воеди­но. Впоследствии «рубашка» наклеивается на основу).

Шаг 1. Разработка эскиза.

Шаг 1. Разработка эскиза.

Шаг 2. КАРТОН. Переносим эскиз на ватман, увеличи­вая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 50х40 см). Рисунок делаем точным и чётким, так как с него изображение перено­сится на кальку.

Шаг 2. Переносим эскиз на ватман, увеличи­вая изображение.

Шаг 2. Переносим эскиз на ватман, увеличи­вая изображение.

Разрабатываем рисунок под наборную мозаику. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, ваза состоит из разных по тону (светлоте) сегментов: стебли цветов, вода, блики на вазе, рефлексы, отражение стола на ножке вазы и т. д.)

Шаг 3. КАЛЬКА. С рисунка на ватмане переносим изо­бражение на кальку подетально (у нас три основные детали: фон, ваза с цветами, книга). Для этого на ватман накладываем кальку, углы фиксируем кнопками (или грузами). Переносим изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гели­евой ручкой чёрного цвета, т. к. линия от карандаша не кон­трастна). Каждую деталь переносим на отдельный лист кальки: фон – на один лист (без вазы с цветами и книги), вазу с цвета­ми – на второй, книгу – на третий. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не получи­лось искажений рисунка.

Шаг 3. С рисунка на ватмане переносим изо­бражение на кальку.

Шаг 3. С рисунка на ватмане переносим изо­бражение на кальку.

Шаг 4. Заточка ножа. Работу со шпоном начинаем с заточки ножа! Нож должен быть очень острым и отполирован­ным. Желательно затачивать нож не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку ножа. Полируется лезвие на войлоч­ном круге. В процессе работы как можно чаще правьте лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не «мучает» дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее состыковать детали между собой.

Шаг 4. Заточка ножа.

Шаг 4. Заточка ножа.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ. Для работы го­товим шпон из разных пород дерева по тону. В первую очередь набираем фон, т. к. мы будем ориентироваться на него в даль­нейшей работе: при наборе основных деталей будет нагляднее подбирать шпон, что позволяет гармонично вписывать детали в фон. Во время подбора материала нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ.

Шаг 5. НАБОР ФОНА В МАТЕРИАЛЕ.

Ножом аккуратно вырезаем сегмент детали на кальке. Под вырезанный сегмент подкладываем нужный кусок шпона (пред­варительно пробуем разные виды древесины, выбираем более подходящий по тону, подбираем нужное нам направление воло­кон) и по вырезанному краю кальки режем шпон: в начале, на­мечаем ножом контур, а потом, в несколько приёмов вырезаем деталь. Переворачиваем кальку и аккуратно приклеиваем выре­занный кусочек шпона к краям кальки гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачиваем клеевую сторону гум­мированной ленты о губку). Далее вырезаем следующий сегмент на кальке, примыкающий к только что сделанной детали, под­кладываем под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезаем шпон по контуру, переворачиваем кальку и гуммированной лен­той приклеиваем шпон к уже вклеенному кусочку шпона с одной стороны и кальке с другой. Так постепенно набираем весь фон.

Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, поставьте на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) грузило и подождите не­которое время.

Шаг 6. НАБОР ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Дальше наби­раем основные детали аналогично набору фона. Затем ножом аккуратно вырезаем их из кальки.

Шаг 6. НАБОР ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ.

Шаг 6. НАБОР ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ». После того, как основные детали будут набраны, приступаем к сбору «рубашки»: основные детали накладыва­ем на фон и компонуем рисунок. Детали фиксируем на фоне грузилами и поочередно врезаем: аккуратно по контуру де­тали прорезаем фон ножом, убираем вырезанную часть фона и вставляем деталь, с обратной стороны в нескольких местах приклеиваем её гуммированной лентой.

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ»

Шаг 7. ВРЕЗКА ОСНОВНЫХ ДЕТАЛЕЙ В ФОН, СБОР «РУБАШКИ».

Шаг 8. Дальше врезаем следующую деталь. Процесс врезки аналогичен: деталь фиксируем на фоне грузилами, аккуратно, по контуру прорезаем фон, убираем вырезанную часть шпона и вставляем деталь, с обратной стороны приклеи­ваем гуммированной лентой.

Шаг 8.

Шаг 8. Врезка деталей.

Шаг 9. Выравнивание. После того, как «рубашка» бу­дет набрана, выравниваем её края при помощи линейки, гру­зил и ножа. Углы «рубашки» должны быть 90 градусов.

Шаг 9. Выравнивание.

Шаг 9. Выравнивание.

Шаг 10. ПАСПАРТУ. Приступаем к завершающему этапу сбора «рубашки», при помощи линейки, грузил и ножа нарезаем тонкие полоски тёмного и светлого шпона для па­спарту. Приклеиваем их к рубашке с обратной стороны гумми­рованной лентой.

Шаг 10. ПАСПАРТУ.

Шаг 10. ПАСПАРТУ.

Шаг 11. «Рубашка» готова. Ещё раз проверьте работу – мелкие детали могут выпасть, восстановите их.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ. В нашем случае основой является фанера толщиной 8мм. Готовим ос­нову – выпиливаем фанеру под размер рубашки. Первый слой клея наносим на основу, выдерживаем 10-15 минут, затем на основу наносим второй слой клея. Дальше наносим клей на «ру­башку», на ту сторону, где нет гуммированной ленты; хорошо промазываем поверхность, что бы заполнить все неровности и пустоты. Накладываем «рубашку» на основу. Внимательно про­верьте: углы «рубашки» и основы должны совпасть.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ.

Шаг 12. КЛЕИМ «РУБАШКУ» НА ОСНОВУ.

Шаг 13. ЗАПРЕССОВКА. Для запрессовки работы мы используем типографский пресс. Помещаем работу под пресс. Между «рубашкой» и прижимной поверхностью прокладываем лавсановую плёнку, чтобы не произошло отслоение «рубашки» от основы. Под прессом работу выдерживаем сутки.

Шаг 13. Запрессовка.

Шаг 13. Запрессовка.

Шаг 14. ЦИКЛЁВКА. После того как работу достали из-под пресса, начинаем сразу циклевать, т.к. в это время гум­мированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюем работу большим ножом. Участки, на которых гумми­рованная лента отходит плохо, очистим на следующем этапе (шлифовка).

Шаг 14. Циклевка.

Шаг 14. Циклевка.

Шаг 15. ШЛИФОВКА. Для шлифовки мы используем обыкновенную дрель с насадкой для шлифовки. Главное не пе­реусердствовать и не сошлифовать шпон до фанеры.

Шаг 15. ШЛИФОВКА.

Шаг 15. ШЛИФОВКА.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ. Для покрытия работы ис­пользуем матовый нитро лак, т.к. он не даёт бликов и не мешает восприятию. Лак наносят с помощью кисти или краскопульта.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ.

Шаг 16. ПОКРЫТИЕ ЛАКОМ.

Работу следует покрывать 5–6 слоями лака, постепенно разбавляя его растворителем. Первый слой наносят неразбав­ленным лаком. Каждый последующий слой наносимого лака разбавляем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатываем на­ждачной шкуркой (нулёвкой). Последний слой нанесённого лака не шкурим. Работа готова. Обрамляем её рамой.

Инструменты и материалы: нож-резец маленький (длина лезвия 155 мм, ширина – 12 мм.);  нож-резец большой; брусок для заточки режущей кромки; брусок для правки режущей кромки – правило (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи); гуммированная лента; калька; ватман, бумага для рисования; простой карандаш; гелиевая ручка черного цвета; ластик; линейки; шпон различных пород дерева (шпон с изъянами в производстве считается браком, но для нас это рабочий материал); нитролак; клей на основе ПВА; фанера (либо другой материал) для основы; пресс; стол для маркетри с полистирольной основой; губка, смоченная водой, для гуммированной ленты; дрель с насадкой для ошкуривания; шкурка шлифовальная разной зернистости; грузы; станок наждак; кнопки.

Текст и Мастер - класс ~ Вячеслав АСЕЕВ

Текст и Фото ~ Римма АСЕЕВА





У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта