В XVIII веке много изразцов и облицовочных плиток вывозилось из Голландии в Россию. В Ленинграде сохранилась отделка одного из помещений дворца Меншикова, где стены и даже своды сплошь облицованы голландскими расписными плитками. Каждая плитка представляет собой декоративный пейзаж, выполненный росписью синим кобальтом по белой эмали. Несмотря на то, что рисунки различны, вся облицовка воспринимается цельно, благодаря четкому ритму мелких плиток и общности цвета. Облицовка расписными плитками стала характерным элементом интерьеров в архитектуре XVIII века.
Желая наладить в России производство изразцов по типу голландских, Петр I специальным указом повелел двум пленным шведам: «ныне зделать немедленно швецким манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синей краской».
Русские народные мастера не ограничивались подражанием «швецким» и голландским образцам. Они ввели многоцветную живопись синей, желтой, коричневой красками и зеленой глазурью. Изображения приобрели большую декоративность и условность, приближаясь по характеру к народному лубку. Появились сложные жанровые сцены, с интересным арнаментом, изображающие лесную чащу или горный рельеф, часто снабженные пояснительными и поучительными надписями.
Расписные и рельефные изразцы применялись при облицовке огромных русских печей. В основе композиционного решения таких изразцов лежит строго ритмическая организация материала, повторность мотивов, несколько замедленное спокойное движение, симметрия и уравновешенность. К сожалению, эти традиции народной керамики еще недостаточно используются современными художниками и архитекторами. Конечно, теперь не нужны громоздкие печи, но ведь облицовывать ритмично повторяющимися изразцами можно не только печи.
Мы привыкли видеть стены современных зданий или спортивных комплексов облицованными керамическими плитками. Нетрудно себе представить, как органично войдут в эту систему облицовки керамические панно, созданные из повторяющихся расписных или рельефных изразцов, построенные по принципу ковровой композиции. Конечно, от художника в этом случае требуется не бездумное повторение старых приемов, а творческое их переосмысление с учетом новых требований и условий.
В этом отношении особого внимания заслуживают ковровые композиции бразильского художника Кандидо Портинари, разработанные им для общественных зданий и выполненные в майолике.
← У открытого окна. Изготовление декоративного панно в технике маркетри. | История одного шедевра. «Сентиментальная прогулка» → |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...