Гульченко Моисей. 11. Хумай. 2003 год. Шамот. Глазури. Фарфор. Соли. Рельефная паста. 92 Х 113.

В XVIII веке много изразцов и облицовочных плиток вывозилось из Голландии в Россию. В Ленинграде сохранилась отделка одного из помещений дворца Меншикова, где стены и даже своды сплошь облицованы голландскими расписными плитками. Каждая плитка представляет собой декоративный пейзаж, выполненный росписью синим кобальтом по белой эмали. Несмотря на то, что рисунки различны, вся облицовка воспринимается цельно, благодаря четкому ритму мелких плиток и общности цвета. Облицовка расписными плитками стала характерным элементом интерьеров в архитектуре XVIII века.

Желая наладить в России производство изразцов по типу голландских, Петр I специальным указом повелел двум пленным шведам: «ныне зделать немедленно швецким манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синей краской».

Русские народные мастера не ограничивались подражанием «швецким» и голландским образцам. Они ввели многоцветную живопись синей, желтой, коричневой красками и зеленой глазурью. Изображения приобрели большую декоративность и условность, приближаясь по характеру к народному лубку. Появились сложные жанровые сцены, с интересным арнаментом, изображающие лесную чащу или горный рельеф, часто снабженные пояснительными и поучительными надписями.

Расписные и рельефные изразцы применялись при облицовке огромных русских печей. В основе композиционного решения таких изразцов лежит строго ритмическая организация материала, повторность мотивов, несколько замедленное спокойное движение, симметрия и уравновешенность. К сожалению, эти традиции народной керамики еще недостаточно используются современными художниками и архитекторами. Конечно, теперь не нужны громоздкие печи, но ведь облицовывать ритмично повторяющимися изразцами можно не только печи.

Мы привыкли видеть стены современных зданий или спортивных комплексов облицованными керамическими плитками. Нетрудно себе представить, как органично войдут в эту систему облицовки керамические панно, созданные из повторяющихся расписных или рельефных изразцов, построенные по принципу ковровой композиции. Конечно, от художника в этом случае требуется не бездумное повторение старых приемов, а творческое их переосмысление с учетом новых требований и условий.

В этом отношении особого внимания заслуживают ковровые композиции бразильского художника Кандидо Портинари, разработанные им для общественных зданий и выполненные в майолике.





Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.


Защитный код Обновить

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта