В настоящее время слово «маркетри» на слуху, и многие в общих словах даже смогут объяснить, что это за техника, рассказать об истории данного направления в изобразительном искусстве.
Искусство маркетри – это искусство подбора текстуры древесины, ее цвета, оттенков. Краски, созданные самой природой, не перестают нас восхищать. Такую технику называют «живописью без красок»: вместо красок – шпон, вместо холста – твердая основа, плюс техническая доработка (прессование, шлифовка, покрытие лаком).
Конечно, подобная техника трудоемка, требует много времени, знания законов живописи, рисунка и композиции. Многое зависит от материала, умения подобрать шпон, использовать любые дефекты в его текстуре. Возможности шпона невероятно богаты. Особенно красива так называемая мраморная гниль, которая присутствует почти во всех породах дерева, особенно хороша она в буке, березе, красном дереве. Серебро тополя, осины, перламутр липы, нюансы и тональности древесины имеют огромный диапазон и дают уникальную возможность создавать замечательные произведения искусства.
В технике маркетри художник должен понять главное: возможности передачи нюансов тона неограниченны, а тональные переходы создают атмосферу, которой могут позавидовать и живопись, и графика.
Шаг 1. Разработка эскиза. Эскиз является основной частью работы. Выполняют его простым карандашом на бумаге небольшого формата, разбивают по тону (штрихуют в соответствии со светлотой деталей). В дальнейшем ориентируются на эскиз при наборе рубашки. Рубашка – это склеенные воедино разные кусочки шпона, которые составляют рисунок. Впоследствии рубашку наклеивают на основу.
Шаг 1. Разработка эскиза.
Шаг 2. Картон. Эскиз переносят на ватман в зеркальном отображении, увеличивая изображение. Рисунок на ватмане должен соответствовать размеру будущей работы (в нашем случае 43×53 см). Рисунок делают точным и четким, так как с него изображение переносится на кальку.
Разрабатывают рисунок для наборной мозаики. Каждому тону будет соответствовать отдельный сегмент (например, лик Иисуса состоит из разных по тону и светлоте сегментов: глаза, нос, кожа и т. д.)
Шаг 2. Переносим эскиз на картон.
Шаг 3. Калька. С рисунка на ватмане переносят изображение на кальку подетально (имеются две основные композиционные детали: Дева Мария и Иисус). Для этого на ватман накладывают кальку, углы фиксируют кнопками (или грузами). Переносят изображение каждой детали на кальку (лучше это делать гелиевой ручкой черного цвета, так как карандашная линия малозаметна). Каждую деталь переносят на отдельный лист кальки: Деву Марию – на один лист, Иисуса – на второй. Точно так же переносят на кальку три второстепенные детали – обозначения символов. Нужно аккуратно и точно переносить все линии, чтобы в дальнейшей работе не возникли искажения рисунка.
Шаг 3. Подетально переносим эскиз на кальку.
Шаг 4. Заточка ножа. Работу со шпоном начинают с заточки ножа. Нож должен быть очень острым и отполированным. Желательно затачивать его не на электроточиле, а на абразивном камне или брусочке, смоченном водой, чтобы не сжечь режущую кромку. Полируют лезвие на войлочном круге. В процессе работы следует как можно чаще править лезвие ножа на правиле из кожи. Острый нож не мучает дерево, края деталей получаются ровными, шпон во время резьбы меньше крошится, что позволяет плотнее стыковать детали между собой.
Шаг 4. Заточка ножа.
Шаг 5. Набор основных деталей в материале. Для работы готовят шпон из древесины разных пород по тону. В первую очередь набирают основные детали. Во время подбора материала для первой детали (Дева Мария) нужно помнить, что при лакировке шпон меняет оттенок, становится темнее, сочнее. Пробуя разные виды древесины, предварительно выбирают шпон, более подходящий по тону и с необходимым направлением волокон. Ножом аккуратно вырезают сегмент детали на кальке, подкладывают под нее выбранный кусок шпона. Вначале по вырезанному краю кальки намечают ножом контур, а потом в несколько приемов вырезают деталь.
Шаг 5. Набор основных деталей.
Переворачивают кальку и аккуратно приклеивают вырезанный кусочек шпона к ее краям гуммированной лентой в нескольких местах по контуру (смачивают клеевую сторону гуммированной ленты губкой). Затем вырезают на кальке следующий сегмент, примыкающий к только что сделанной детали, подкладывают под него нужный кусок шпона, аккуратно вырезают шпон по контуру, переворачивают кальку и гуммированной лентой приклеивают шпон к уже вклеенному кусочку шпона, с одной стороны, и кальке – с другой.
Шаг 5. Набор основных деталей.
Так постепенно набирают весь рисунок. Если в процессе работы гуммированная лента не сразу склеит детали между собой, нужно поставить на место стыка (поверх приклеенной гуммированной ленты) груз и подождать некоторое время. Аналогично первой детали набирают вторую (Иисуса). Ножом аккуратно вырезают эту деталь из кальки. Монтируют детали между собой, для чего накладывают вторую деталь на первую, совмещают рисунок и аккуратно врезают вторую деталь в первую. Ножом освобождают обе детали от ненужной кальки. Первая и вторая детали склеены между собой и составляют единое целое.
Шаг 5. Набор основных деталей.
Шаг 6. Набор второстепенных деталей. Набирают второстепенные детали аналогично основным. Точно так же ножом аккуратно освобождают их от кальки.
Шаг 6. Набор второстепенных деталей.
Шаг 7. Набор фона. Набрав основные и второстепенные детали, приступают к подбору фона. Выбрав нужный по тону шпон, накладывают на него склеенные между собой основные детали и ножом по контуру врезают их в фон. Ненужный шпон откладывают в сторону. Гуммированной лентой склеивают с обратной стороны края фона и основных деталей.
Шаг 7. Набор фона.
Шаг 8. Выравнивание. После того как рубашка набрана, выравнивают ее края при помощи линейки, грузов и ножа. Углы рубашки должны составлять 90°.
Шаг 8. Выравнивание.
Шаг 9. Врезка второстепенных деталей в фон, паспарту. Размещают на уже готовом фоне второстепенные детали, врезают и вклеивают их в фон. Затем приступают к завершающему этапу сбора рубашки. Используя линейку, грузы и нож, нарезают тонкие полоски темного и светлого шпона для паспарту. Приклеивают их к рубашке с обратной стороны гуммированной лентой. Рубашка готова. Еще раз стоит проверить работу. Если мелкие детали выпали, нужно их восстановить.
Шаг 9. Врезка второстепенных деталей в фон, паспарту.
Шаг 10. Приклеивание «рубашки» на основу. Основой является фанера толщиной 8 мм, которую выпиливают по размеру рубашки. Наносят на нее первый слой клея, выдерживают 10-15 минут, а затем наносят второй слой. Далее наносят клей на ту сторону рубашки, где нет гуммированной ленты; хорошо промазывают поверхность, чтобы заполнить все неровности и пустоты. Накладывают рубашку на основу. Следует внимательно следить за тем, чтобы углы рубашки и основы совпадали.
Шаг 10. Приклеивание «рубашки» на основу.
Шаг 11. Прессование. Для прессования используют типографский пресс. Между рубашкой и прижимной плитой прокладывают лавсановую пленку, чтобы не произошло отслоения рубашки от основы. Под прессом работу выдерживают сутки.
Шаг 11. Прессование.
Шаг 12. Циклевание. Достав работу из-под пресса, сразу же следует производить циклевку, так как в этот момент гуммированная лента лучше всего отслаивается от поверхности. Циклюют работу большим ножом. Участки, на которых гуммированная лента отходит плохо, можно отшлифовать.
Шаг 12. Циклевание.
Шаг 13. Шлифовка. Для шлифовки используют электродрель с соответствующей насадкой. Главное – не переусердствовать и не прошлифовать шпон до фанерной основы.
Шаг 13. Шлифовка.
Шаг 14. Покрытие лаком. Для отделки используют матовый нитролак, поскольку он не дает бликов и не мешает восприятию. Наносят его с помощью кисти или краскопульта. Следует наносить пять-шесть слоев лака. Первый слой наносят неразбавленным лаком, а каждый последующий слой наносят лаком, разбавленным растворителем. В последнем слое лак должен иметь консистенцию воды. Каждый слой лака после высыхания обрабатывают мелкозернистой наждачной бумагой. Последний слой нанесенного лака не шлифуют.
Шаг 14. Покрытие лаком.
Работа готова, вставляем ее в раму.
Инструменты:
1. Нож-резец маленький (длина лезвия – 155 мм, ширина – 12 мм). 2. Нож-резец большой. 3. Брусок для заточки режущей кромки. 4. Брусок для правки режущей кромки (небольшой брусок с наклеенным сверху кусочком кожи). 5. Гуммированная лента. 6. Калька. 7. Ватман, бумага для рисования. 8. Простой карандаш, гелиевая ручка черного цвета, ластик, линейки. 9. Шпон деревьев различных пород (шпон с изъянами считается в производстве браком, но для нас это рабочий материал). 10. Нитролак. 11. Клей ПВА. 12. Фанера для основы (либо другая основа). 13. Пресс. 14. Стол для маркетри с полистирольной основой. 15. Мокрая губка для гуммированной ленты. 16. Дрель с насадкой для шлифования. 17. Наждачная бумага разной зернистости. 18. Грузы. 19. Станок наждак (электроточило). 20. Кнопки.
← История одного шедевра. «Сентиментальная прогулка» |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...