Осенью 2003 года в отдаленном уголке Башкортостана Абзелиловском районе в деревне Бурангул прошел первый семинар для желающих освоить хитрости войлочного искусства. Он был организован Республиканским центром народного творчества совместно с художественно-графическим факультетом Башкирского Государственного Педагогического Университета. Семинар обещал участникам что-то новое, доселе неизведанное, тем и привлек преподавателей детских художественных школ. Еще в Стерлитамаке мы торопились хоть что-то вычитать, узнать об этом древнем как степь, как сама история кочевых народов Земли - искусстве войлока. Мягкость, небольшой ворс, плотность и одновременно пластичность, особая фактура войлока - физические качества этого материала - являются одновременно его эстетическими свойствами.
В век высоких технологий, и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края. К сожалению, время беспощадно к произведениям искусства и многие художественно- орнаментальные традиции войлока или частично утеряны или упрощены. Поэтому семинар ставил своей задачей возродить искусство изготовления войлочного полотна - применяя новые технологии, проводя научные экспериментальные исследования по изучению свойств войлока.
Сейчас, оценивая результаты проведенной работы можно с уверенностью говорить о доступности и широком диапазоне возможностей войлочного творчества.
Обучение на уроках ДПИ данному ремеслу не только разовьет у детей любовь и интерес к народным традициям, обычаям, но и позволит шагнуть дальше, применить знания в современном мире индустрии, текстильной
Технология производства войлочных ковровых поверхностей известна с древности. Сто лет назад археолог В. В. Радлов во время своей экспедиции в горный Алтай вскрыл два больших кургана: Катандинский и Берельский. Эти курганы оказались оледенелыми, вследствие чего в них прекрасно сохранились редко встречающиеся в древних захоронениях изделия из дерева, кожи, тканей, одежда и ковры.
В те времена в долину Пазырыка было очень сложно проникнуть и, несмотря на блестящие результаты раскопок, только в 40-х годах была вскрыта вся группа курганов. Там были совершенно исключительные по своей красоте ковры и ткани 4-5 столетия до нашей эры. Они интересны не только как художественные произведения, но и как древнейшие в своем роде.
Самый большой из войлочных ковров размером 4,5 х 6,5 метров был найден в конном захоронении пятого Пазырыкского кургана. Он прикрывал деревянную колесницу. Однако размеры этого ковра в длину были несколько больше, т.к. часть его, несомненно, была отрезана. На тонком белом войлоке изображены три бордюра в виде растительного орнамента, выполненного в местной традиции. Между ними в продольном направлении воспроизведены 3 совершенно одинаковые сцены: сидящая на троне богиня с цветной ветвью в руке и предстоящий перед ней конный стрелок из лука. Все изображение выполнено из лоскутов разноцветного тонкого войлока в технике аппликации.
Войлок является одним из древнейших материалов, популярных сейчас в Европе, сохранивших ручной способ производства В Странах Азии он до сих пор используется для производства одежды, обуви, жилья, декорации интерьера.
«Никто не может точно сказать, когда и как появился этот материал. Существует много теорий. По одной из них войлок появился случайно, когда шерсть, в ходе ее использования, свалялась. И произошло это примерно в 6 тысячелетии до нашей эры», - пишет в своей книге «Искусство выделки войлока Мери Брекетт, глава международной ассоциации по войлоку.
Интерес к этому уникальному материалу подтверждают постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. Б начале сентября 2001 г. в Улан-Баторе открылась II международная школа по войлочным изделиям, в работе которой принимали участие специалисты из Монгольского технического университета, Ивановской Государственной текстильной академии, Университета Касселя (Германия). Уникальный, экологически чистый, универсальный, обладающий потенциалом совершенствования, войлок привлекает технологов, дизайнеров, художников по тканям, конструкторов, модельеров всего мира.
Способы изготовления войлока
Большое разнообразие войлочных изделий, высокое совершенство техники изготовления, ярко выраженное своеобразие орнаментальных и цветовых композиций свидетельствует о глубоких корнях и непрерывной преемственности этого вида.
В Кыргызстане, Казахстане, Туркмении, Монголии, Башкортостане, в Алтайском крае, Северном Кавказе и Закавказье выполнение войлоков, тесно связано с укладом жизни народов, проживающих на этих территориях.
Интересные валяния войлока у забайкальских бурят, тувинцев, алтайцев, монголов. Сырьем для создания изделия служила овечья шерсть, использовалась также конская, коровья и верблюжья.
Литвиненко Ольга. Близнецы. Войлок. 2006.
Процедура изготовления войлока делилась условно на несколько этапов. Все приурочивалось к жаркой, летней погоде. Просушенную шерсть раскладывали на какой - либо шкуре и приступали к взбиванию. Затем ее брызгали водой, чтобы легче было накрутить на гладко обструганное бревнышко толщиной до 20 см и длиной 2,5 - 3 метра. Размеры готового войлока обычно доходили до 2-х метров, толщиной 1-3 см. Накручивание осуществляли мужчины, т.к. требовалось значительное физическое усилие для того, чтобы свернуть его в рулон. Готовый валик крепили ремнями, веревками к лошади. Основной фазой работы являлось катание войлока. Выбирался ровный участок земли, протяженностью около километра. Хозяин лошади погонял ее неспешной рысцой по выбранному маршруту, до тех пор, пока войлок не скатается. Катание длилось около часа.
Готовое изделие раскручивали, разминали, выравнивали края и хорошо просушивали.
Для калмыков был характерен способ валяния войлока, при котором рулон шерсти с силой бросали на землю. Киргизские и казахские войлоки выполнялись в мозаичной технике. Киргизы их называли ширдаки, казахи - сырмаки. Такие войлоки отличаются равновесием фона и узора, ритмичной простотой и необычайной яркой выразительностью. Изготавливали тонкие одноцветные пласты войлочного полотна, из которых вырезали определенные мотивы узора, меняли местами и сшивали в стык, очень плотным швом вместе с основой, подложенной под узор. Для прочности и красоты в местах соединения частично прокладывали цветной шнур. Сырмаки и ширдаки имеют зеркальную композицию, построенную на контрасте и мажорности колорита, в сочетаниях красного с синим, коричневого с оранжевым, коричневого с белым. Не менее популярен и другой валяный войлок ала кейиз (Кыргызстан) или текемед (Казахстан). Их выполняют путем вваливания в рыхлую основу шерсти еще более рыхло уложенной и в разные цвета окрашенной шерсти - будущего узора. Орнаментация близка к мозаичной, однако значительно мягче и сочнее по цвету, т.к. при их изготовлении будущий войлок неоднократно поливается водой и валяется.
Шмидт Елена. Игра. Войлок. 2007.
Еще один вид узорного войлока - тускииз - большой настенный ковер прямоугольной формы орнаментирован сложным аппликационным или вышитым узором. Вышивают тускииз разноцветными шелковыми нитями тамбурным швом.
Основные способы изготовления войлока у башкир: вваливание узора (наиболее древний и простой), аппликация и вышивка. Узор выкладывается только с одной стороны. Свернутые цветные валики шерсти раскладывали в определенном порядке на поверхности слегка скатанной основы, затем валяли до тех пор, пока между ними не происходило прочного соединения и кошма не приобретала нужную плотность. Художественное оформление войлока по сравнению с киргизскими и казахскими более простое по технике орнаментации и лаконичности рисунка.
← Создание войлочного панно | Встреча с художником - Б. В. Иогансон → |
---|
Фотография и неонатурализм. Часть 2.Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала возникновение фотореализма как главного ... Далее Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011 |
Фотография и неонатурализмИстина всегда будет новой, говорил Аполлинер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художес... Далее Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011 |
Наивное искусствоВсе чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011 |
Символизм цветаВ повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011 |
Немного о графике. Виды гравюры.Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011 |
Символизм был основан во Франции в 1870-80-х годах и активно развивался в конц
Направлений и количество стилей множество. С помощью единого художественного
Что такое абстракционизм? «Искусство под знаком «нуля форм», беспредметное иск
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...