Константин Григорьев. 16 лет. Поднос. Резьба по дереву.

Человек издавна стремится к прекрасному. При строительстве дома, при изготовлении любой вещи мастер думал не только об ее утилитарном назначении, но и о красоте.

Дерево, как простой, и доступный материал, всегда находило применение у народных мастеров и благодаря фантазии художников превращалось в произведения декоративно - прикладного искусства. И в наше время не исчез интерес к народному искусству, в том числе к резьбе по дереву.

Декоративные изделия старых и современных резчиков по дереву неизменно вызывают восхищение у зрителей, поэтому всегда есть желающие взять в руки стамеску или нож - косяк и поковырять деревяшку.

В нашей детской художественной школе уже много лет существует спецкурс «Резьба по дереву» и всегда есть учащиеся, которые хотят приобщиться к этому трудному ремеслу. Не всем дано стать мастерами, но элементарным приемам резьбы может научиться каждый

При приеме на курсы хочется отдать предпочтение выпускникам нашей школы, но принимаем всех желающих. Наши ребятишки уже готовы к дальнейшему обучению, у них хорошая теоретическая и практическая база. Нет необходимости учить основам композиции и тем более заставлять долго и упорно добиваться желаемого результата. Необходимо заметить, что и среди ребят, не получивших начального художественного образования, встречаются очень способные, и поэтому, если есть желание - дерзайте.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Иванова Юля. 17 лет. Декоративная ваза. Резьба по дереву.

Данные советы не совсем соответствует общепринятому значению этого выражения, скорее это синтез методики, многолетней практики и желания коротко и доступно рассказать как из простой деревяшки сделать вещицу, радующую глаз.

Говорить много не будем…

Я обычно начинаю с очень коротенькой лекции о видах резьбы, о выборе пород древесины, о том, какие бывают инструменты и оборудование. Делаю небольшой экскурс в историю народной резьбы по дереву и художественных промыслов.

В процессе практических занятий регулярно по необходимости возвращаюсь к вышеперечисленным вопросам, и это равноценно полному курсу лекций. Теоретические знания можно почерпнуть из следующих литературных источников:

  1. Пронин АЛ. Резьба и мозаика по дереву. Екатеринбург, 2001.,
  2. Калимуллин. Р. Деревянная резьба в народной архитектуре Башкирии. Уфа, 1984
  3. Соколов Л.В. Рожденное в народе, Уфа, 1983.
  4. Степанов Н Е. Резьбы очарование. Ленинград, 1991.
  5. Янбухтина А. Башкирские сувениры, Уфа, 1982.
  6. Федотов Г. Дарите ЛЮДЯМ красоту. М., 1985.
  7. Иляев П. Прикоснись к дереву резцом - 2000.

Читайте любую литературу о резьбе по дереву, но по возможности постарайтесь поработать рядом с настоящим мастером, и вы сэкономите много времени в обучении.

Резьба по дереву. Декоративный поднос. Подсолнухи.

Лаптев Алексей. 14 лет. Резьба по дереву. Декоративный поднос "Подсолнухи".

Мастер, как правило, работает очень рационально. Нет неоправданных движений, ненужных операций. Все продумано. Каждый инструмент, приспособление, механизм имеет свое назначение и возможности, используется в полную силу. Казалось бы, очень сложная работа делается достаточно просто, если к ней подойти грамотно. В резьбе по дереву существует много «секретов» и рациональных приемов работы, начиная с выбора и склейки древесины, и заканчивая отделкой изделия.

В данном случае очень подходит русская народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вспомним геометрию и черчение…

Прежде чем приступить к геометрической резьбе, необходимо грамотно научиться работать с чертежными инструментами. Хотя геометрия и черчение изучаются в общеобразовательной школе, к сожалению, к этим вопросам приходится часто возвращаться:

  1. Деление отрезка пополам с помощью циркуля
  2. Деление угла пополам.
  3. Деление окружности на 4, 5, 6, 8, 12, 16 и т.д частей.
  4. Построение равностороннего треугольника, квадрата, шестиугольника и так далее.

Геометрическая резьба присутствует в прикладном искусстве многих народов и отличается самобытностью и разнообразием, хотя в ней используется ограниченный набор простейших элементов.

Хорошее владение чертежными инструментами плюс фантазия позволяют бесконечно работать в этом направлении.

Резьба по дереву. Декоративное панно. Сова.

Коллективная работа. Резьба по дереву. Декоративное панно "Сова". 2005 год.

В основе геометрической резьбы лежит треугольник. Так вот этот простенький элемент позволяет создать бесконечное множество интересных композиций, то есть научившись аккуратно и четко вырезать этот элемент, вы уже способны создавать произведения декоративно - прикладного искусства.

Техника вырезания очень проста Ставим кончик ножа в центр треугольника, располагая рукоятку строго вертикально Пятку ножа направляем в сторону одной из вершин треугольника. С усилием нажимаем на рукоятку так, чтобы носик вошел в древесину, и пятка коснулась вершины треугольника. Ту же операцию нужно провести по отношению к двум другим вершинам. Приступаем к подрезке, Держим косяк под углом 45 - 30° градусов к поверхности доски, ставим острие в вершину треугольника и медленно ведем вдоль стороны этого треугольника, постепенно углубляя кончик ножа к середине. От середины, по мере приближения к другой вершине, постепенно выводим кончик ножа на поверхность доски. При правильной и точной подрезке от доски легко отделяется трехгранная пирамидка. Точно также делаются две другие подрезки Получилось? Нет. Мы не учли основное правило резьбы по дереву: резать можно только по направлению волокон,только в этом случае резьба будет чистой, без сколов.

Сами делаем нож – косяк для резьбы по дереву.

Так как купить нож-косяк нужного качества невозможно, то мы его делаем сами. Не будем вдаваться в подробности, какие марки стали больше подходят для этой цели, проще взять механические пилы по металлу и полотна для ножовки по металлу. Из механических пил получатся прекрасные большие ножи-косяки, а из ножовочных полотен маленькие ножи, которые просто незаменимы при тонкой геометрической резьбе.

Ножи-косяки применяются не только в геометрической, но и в плоско­рельефной и даже в объемной резьбе, поэтому желательно иметь несколько разновидностей ножей.

У каждого резчика свой набор разнообразных ножей, но обязательно есть любимый, универсальный, наиболее удобный в работе. Нож является как бы естественным продолжением руки и послушно выполняет замыслы художника.

Резьба по дереву. Фрагмент декоративного панно.

Фрагмент декоративного панно в кабинете истории искусства, составленный из отдельных работ учащихся.

Резьба по дереву.

Нужную конфигурацию ножу можно придать на электрическом точиле, при этом надо предпринять меры предосторожности, чтобы не «отпустить» металл. Для того чтобы заготовка не посинела, ее надо часто макать в воду. Затачивать нож лучше на реОре наждачного круга, при этом площадь соприкосновения заготовки и наждачного круга минимальна, и металл меньше нагревается.

Ручки для ножа проще всего сделать из полистирола (клеить полистирол можно дихлорэтаном при помощи медицинского шприца). Хорошо бы ручку ножа обклеить кожей, чтобы при длительной работе рука меньше уставала. После обработки на электроточиле нож точится на мелкозернистом бруске, смоченном водой.

Нож фаской прижимаем к бруску и начинаем плавно двигать круговыми движениями по поверхности бруска, попеременно перекладывая с одной фаски на другую. Так точим до появления заусеница. Дальше точим таким же образом на оселке до тех пор, пока заусениц не отпадет. После этого приступаем К правке на коже, натянутой на деревянный брусок и натертой пастой ГОИ. Хорошо заправленный нож должен оставлять чистый, блестящий срез.

При резьбе по дереву техника безопасности не повредит

Как правило, травмы носят случайный характер: уронил нож, задел за лежащую на столе стамеску и так далее. Поэтому необходима правильная организация рабочего места. Инструменты должны быть аккуратно разложены и обязательно иметь защитные чехлы, которые можно склеить из полистирола или плотного картона.

Резьба по дереву. Декоративные блюда. Александр Шиканов.

Александр Шиканов. Резьба по дереву. Декоративные блюда.

Нельзя забывать и о правильном освещении рабочего места. Лучшим освещением считается естественное, и свет должен падать спереди и слева. Во время резьбы редко случаются травмы. Но все же необходимо следовать следующему правилу: «Нельзя резать в сторону руки, держащей заготовки, понадеявшись, что инструмент не сорвется». На всякий случай под рукой должна быть аптечка.

Когда резчик «обрастает» инструментом, появляется необходимость в специальных подставках и приспособлениях. Они очень удобны в работе и позволяют быстро найти нужный инструмент.

Каждое лыко в строчку

Поняв основное правило резьбы по дереву, нам осталось оттачивать свое мастерство. Да вот беда, пока мы добиваемся идеальной резьбы, много хороших досок переводим на «дрова».

У нас появилась оригинальная идея - использовать эти доски для декоративных панно. При этом убиваем сразу двух зайцев - вся наша работа не пропадает даром, и мы включаем свою фантазию, придумывая геометрический орнамент на досках различной конфигурации, выпиленных заранее

Резьба с небольшим изъяном пока еще не годится для сложных изделий, таких как шкатулки, блюда, подсвечники и так далее. На большом же панно небольшие огрехи практически не видны.

Не у всех одинаково быстро получается хорошая резьба по дереву, но качество работы всегда на первом месте. Поэтому дальше каждый ученик получает индивидуальное задание, которое зависит от полученных навыков и мастерства.

К плоско - рельефной резьбе переходит только тот, кто основательно освоил геометрическую резьбу.

Резьба по дереву. Дракон.

Петр Шустриков. 17 лет. Резьба по дереву. Дракон.

На каждом этапе обучения полученные навыки должны закрепляться и совершенствоваться.  Соблюдается принцип «от простого к сложному».

Учись у природы

При поездках на дачу, в деревню, при походах в лес всегда можно найти интересные сучки, ветки, удивительно сплетенные корешки. Легче всего встретить занятный корешок при корчевании ненужных или засохших кустов и деревьев в собственном саду.

Сучки и корни - прекрасный материал для всевозможных поделок.

Ценней та скульптура из дерева, которая совсем не тронута ножом автора или доправлена, но очень незначительно.

Отделка резных изделий

Если резьбу оставить без окончательной обработки, то через весьма непродолжительное время изделие потеряет свой нарядный вид и привлекательность. Чтобы подчеркнуть естественную структуру древесины и защитить от воздействия света, воздуха и влаги, поверхность изделия покрывают лаком или воском. Причем воску отдаем предпочтение. Резьба смотрится более благородно.

Перед покрытием воском или лаком резьба прошкуривается и при необходимости покрывается морилкой для придания нужного цвета

Наносить морилку желательно краскопультом или аэрографом. При этом краситель ложится более равномерно.

Вощение придает изделию ровный тон и мягкий шелковистый блеск. Для приготовления восковой мастики используется пчелиный воск и скипидар, они смешиваются в пропорции 1:2. Чтобы ускорить процесс, можно использовать «водяную баню».

Мастику наносят на изделие с помощью кисти тонким слоем. После полного высыхания резьба натирается щеткой, а затем бархоткой

При достаточном мастерстве можно перейти к сквозной рельефной и объемной резьбе. На первых порах можно просто копировать предметы декоративно - прикладного искусства, но изучая древние памятники резного творчества башкир, образцы русской народной деревянной резьбы и резьбы других народностей, пробуйте создать что - то свое.

Учиться и совершенствовать свое мастерство можно бесконечно.




Комментарии  

 
+2 Валерия #1 31.08.2011 20:38
Всегда в глубине души хотела научиться вырезать по дереву. Надо, наконец, "выйти" из глубины в реальность... Спасибо за интересную и полезную информацию.
Цитировать
 
 
0 Максим Новиков #2 31.08.2011 20:48
Добрый день Валерия.
Рады что материал статьи вам понравился. Могу пообещать что наши мастера обещали чаще писать нечто подобное, и школе полезно будет и люди много нового узнают. С уважением Дмитрий.
Цитировать
 
 
+1 Костя 26 лет #3 12.11.2011 05:58
Познавательная статья! А какие виды дерева лучше использовать на первых парах?
Цитировать
 
 
0 Костя #4 26.04.2013 17:30
Попробовать для начала резать можно на Липе,она мягкая и не капризная!)
Цитировать
 
 
+1 Мастеринка #5 14.07.2014 13:39
Очень хочу объединить Ваше хобби со своими цветами и деревьями из бисера. Думаю, что прекрасные работы получатся.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код Обновить

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта